Черчилль как-то сказал: «Если мы сможем выстоять, Европа сбросит иго нацизма и перед всем миром откроются широкие залитые солнцем горизонты…» Впрочем, чтобы сбросить иго нацизма, в Hearts of Iron III вовсе не обязательно играть за Великобританию, да и повторять ход истории не требуется. Решать, куда пойдет мир, только вам!
В наши дни нечасто встретишь по-настоящему сложную игру. И не просто сложную, а еще и максимально недружелюбную к новичкам. Увы и ах, но очередная часть знаменитого стратегического сериала Hearts of Iron от Paradox Interactive сполна заслужила малопочетный титул «самой недружественной к геймеру игры 2009 года». Да-да-да, именно так. И сейчас вы поймете, почему мы так говорим.
***
Научиться управлять флотом и военно-воздушными силами на порядок проще, чем сухопутными войсками. По сути, в сравнении со второй частью ничего особо не изменилось, а новичкам достаточно ознакомиться с руководством, чтобы постичь азы. Хотя некоторые моменты ставят в тупик и бывалых игроков. Например, то, что так называемые «тяжелые линкоры» серьезно уступают обычным линейным кораблям (если исследована технология, улучшающая характеристики последних). Впрочем, это уже частности, понимание которых
придет с опытом…
Теперь вместо ползунков внутренней политики у нас есть законы, принятие которых оказывает положительное (или отрицательное) влияние, например, на промышленность или численность рекрутовБывает, что захватив какую-то страну, AI напрочь отказывается как аннексировать ее, так и создавать там марионеточное правительство. У автора статьи такой случай произошел при борьбе двух Испаний в Гражданской войне (победили, к слову, республиканцы)
Наверное, вы примерно представляете, что такое Hearts of Iron III – глобальная стратегия, в которой можно взять под контроль одно из государств мира в период с 1936 по 1948 годы. Вполне естественно, что большую часть этого времени в мире полыхает война. А теперь предлагаем вам расслабиться, присесть на стул или прилечь на диван (на всякий случай, чтобы не рухнуть на пол) и вообразить следующее: в игре, в которой жизнь любой страны без войны немыслима, обучающий режим практически не объясняет,
как здесь ведутся боевые действия. Вскользь, конечно, упоминается, что для расширения промышленной базы страны лучше всего атаковать и завоевывать соседей. Но проверять это приходится на собственной шкуре – все новые возможности надо осваивать самостоятельно, набивая шишки на каждом шагу. Особо продвинутые, правда, могут прочитать руководство, и даже понять его с первого раза. Для прочих – наш краткий курс молодого бойца. Всю боевую механику мы вам, конечно, пересказывать не станем, но некоторые основы
преподать придется.
Для начала запомните одно – в Hearts of Iron III отнюдь не необходимо самостоятельно руководить всеми фронтами в целом и каждой дивизией в частности. Да и слишком муторно это, если вы стоите у руля какой-нибудь крупной державы (например, СССР или США). Хотя бы потому, что теперь не получится объединить несколько дивизий в корпус одним мановением мыши, после чего отправить этот самый корпус в ту или иную точку Восточного фронта. Впрочем, это не значит, что в третьей части свести несколько
дивизий в корпус нельзя в принципе – можно, но совсем по другим правилам. Отныне каждую дивизию (а дивизия может состоять из нескольких (до четырех) бригад, принадлежащих к разным видам войск) позволяется приписать к корпусному командованию. Корпуса подчиняются армиям, и так далее, пока не дойдет до верховного главнокомандующего. Да, эта иерархическая система способна создать массу сложностей. Но в перспективе она даст и немало преимуществ. Так, теперь вам вовсе не обязательно отдавать приказ каждой
отдельно взятой дивизии, достаточно повелеть одной группе армий наступать, скажем, на Кенигсберг, а второй – на Прагу, и командующие рьяно примутся выполнять приказы. Конечно, они не всегда действуют так, как стоило бы – порой очень хочется взять армии в свои руки и показать, на что способен человеческий интеллект. Но иногда остается только диву даваться, наблюдая, как быстро и четко AI прорывает оборону на границе недружественной державы, успешно развивая наступление, организовывая котлы и продвигаясь
к столице противника. Хотя нельзя не признать – бывает, что подобные успехи проистекают из промахов компьютерного противника. Например, в случае с атакой Франции. Как это ни странно, но из пяти проведенных автором статьи партий во всех пяти случаях немцы таки прорывали хваленую «Линию Мажино», пользуясь тем, что у французов в одной из ключевых точек оборонялись не пехотные подразделения, а штабы либо кавалерийские бригады, толку от которых в защите – чуть. После такого хитроумный план,
выдвинутый Манштейном в 1940 году, действительно становится ненужным. Впрочем, почти в половине случаев он и так был бы излишним, с учетом того, что Бельгия внезапно принимала решение о вступлении в Ось (что автоматически влекло за собой альянс с Германией)…
***
Полный список изменений и исправлений в патче 1.1 занял бы несколько журнальных страниц, но главное, что было улучшено, так это быстродействие (релиз, благодаря увеличению числа провинций, а также обсчету массы разнообразных параметров, просто нереально тормозил даже на самых-самых современных машинах). Кстати, недавно появилась «заплатка» и для русской версии.
Локализация от Snowball (у нас игра называется «День Победы III») неплоха, но не без изъянов. Порой попадаются непереведенные надписи и откровенные ляпы. Например, одна и та же фамилия «Трухильо» встречается в двух вариантах написания. Транскрипция японских названий зачастую не выдерживает никакой критики. С именами городов тоже не везде порядок – Киров почему-то остался Вяткой (хотя был переименован за два года до старта событий игры). Есть и настоящие приколы, так, в
Румынии одно из подразделений зовется «дивизией охрЕнения» (вместо «охрАнения»).
Внутриполитическая жизнь в игре идет несколько хаотично – народ поддерживает то одну партию, то другую. Впрочем, важным это становится лишь в день выборов, а сами выборы проходят отнюдь не везде (те же фашистские или коммунистические режимы чихать на волеизъявление народа хотели)Шпионы не только расскажут вам о положении дел у соседей, но и помогут дома. С их помощью можно поднять популярность правящей партии или понизить уровень нейтралитета, чтобы побыстрее ввязаться в мировую заварушку
На этом странности альтернативной истории не заканчиваются. Даже после патча 1.1 мне не удалось увидеть ни одной партии, в которой победили бы страны антигитлеровской коалиции или Коминтерн (эксперимента ради старался не играть за ведущие державы), всегда в лидерах оказывалась Ось. Что в этом повинно? Изначальное превосходство «арийских» дивизий, тупость союзнического AI или нечто другое? Первый вариант отклоняется – слишком медленно наступает Третий рейх на Восточном фронте, чтобы
признать его преимущество однозначным. Достаточно упомянуть, что до Минска в игре германские части обычно доходят лишь в середине августа, тогда как в реальной истории они заняли город 28 июня (!). На глупое поведение искусственного интеллекта тоже жаловаться грех. Попробуйте ради эксперимента взять в свои руки Венгрию в 1936 г. и напасть (как только преодолеете болезнь нейтралитета, о которой подробнее во врезке) на Чехословакию. Ничуть не сомневаемся – AI вам не только покажет, где раки зимуют, но
и еще и расскажет, в каких чехословацких провинциях расположены лагеря для военнопленных. Видимо, по какой-то непонятной причине Ось в воображении создателей оказалась сильнее двух прочих альянсов. Что ж, тем интереснее будет сразиться с сильнейшими и еще раз доказать, что нацизму в этом мире «не светит».
Попытка наступать одинокой бригадой Армии Краевой на Берлин почему-то неизменно приводила к вылету на рабочий стол. Заговор и происки агентов Третьего рейха в составе команды разработчиков?Как мы уже говорили, Hearts of Iron III представляет собой торжество альтернативного варианта развития истории. Особенно это заметно в кампании 1936 г., когда вы спокойно можете оказаться в следующей ситуации: Бельгия с Латвией записались в Ось, Япония «забила» на все, кроме Китая, а США с СССР вообще не вступили в войну. С одной стороны, хочется сказать разработчикам «спасибо» за то, что каждая новая партия вряд ли будет похожа на предыдущую. А с другой, возникает ряд вопросов.
Например, почему нападение Германии на Польшу или Францию практически предопределено событиями, тогда как наступление немцев на Советский Союз или японцев на Соединенные Штаты может и вовсе не произойти? Какая-то однобокая альтернатива получается, при которой до определенного периода Вторая мировая развивается по более-менее предсказуемому сценарию, а после него учебники истории быстренько сжигаются на костре и начинается вакханалия. Хотя нельзя не упомянуть, что подобные недочеты в последнее время
характерны для большинства игр «made by Paradox». Причем первая парочка патчей (а для Hearts of Iron III уже вышла «заплатка» 1.1) обычно не спасает, и лишь через несколько месяцев очередная глобальная стратегия становится играбельной. Вы, наверное, удивитесь, но в данном случае ждать хочется. Несмотря ни на что. Хотя бы потому, что стратегия получилась именно глобальной. Количество провинций перевалило за десять тысяч, и даже какой-нибудь ранее «монолитный» Гондурас
теперь разбит на три области. Что уж говорить про европейские страны среднего размера, типа Югославии или Чехословакии (в СССР же и вовсе выходит трехзначное число). После такого понимаешь, почему разработчики разрешили отдать на откуп искусственному интеллекту управление войсками. Нет, конечно, при желании вы, как и прежде, можете командовать каждой дивизией. Но попробуйте представить себе, насколько это будет сложно, если у вас под рукой пара сотен дивизий, каждая из которых нуждается в ценных указаниях
сверху. И быстро поймете, что лучше передоверить часть полномочий AI, чем самолично объяснять каждому комдиву, почему ему надо наступать на Молодечно, а не сразу на Минск. Конечно, не факт, что виртуальные штабы воплотят ваш гениальный план, но вы-то всегда можете им помочь, указав приоритетные направления атаки. После чего генералам будет гораздо проще справиться с заданием.
***
Широко разрекламированная возможность поиграть за уже захваченную страну, руководя правительством в изгнании, на деле оказалась не столь хороша. Да, под нашим контролем действительно окажется часть промышленности и возможность перераспределять ресурсы. Вот только где взять людей на свеженькие дивизии? Ответ один – как только в оккупированной провинции вашей страны вспыхнет восстание, проявите неуважение к партизанам и немедленно расформируйте их отряд – так вы получите какое-то количество рекрутов,
готовых записаться в войска. Конечно, одной партизанской бригады для столь благой цели не хватит, но вы же верите, что первое восстание не станет последним?
Для политической карты «Парадоксы» подобрали такие краски, что порой понять, где одна страна, а где другая – крайне сложно. Типичный случай – Венесуэла и КолумбияИсторические события порой не совпадают по датам с реальными. И, пожалуй, это все же хорошо – появляется элемент неожиданности и приходится всегда быть начеку
Само собой, не войной единой жив президент (премьер-министр, генсек, фюрер – нужное подчеркнуть). Вам придется заниматься и исследованиями – а как же иначе? При этом старая концепция конструкторских бюро ушла в прошлое, отныне нет десятка-другого лабораторий, где идет разработка новых технологий, или штабов, сочиняющих новые доктрины. А есть только число технологий, доступных для одновременного изучения. И зависит оно как от размера и мощи страны, так и от распределения «человеческого
ресурса». Ведь помимо рекрутов, из которых формируются боевые части, в игре появились еще «интеллектуалы». Для них есть четыре основных направления работы: шпионаж, дипломатия, исследования и офицерский корпус. Естественно, какие-то сферы деятельности можно «задвинуть», но окончательно отказываться от распределения интеллектуалов в ту или иную область не рекомендуем, чтобы не столкнуться с ситуацией, когда надо отправить дружественной стране предложение о заключении торгового соглашения,
а везти его некому…
Впрочем, обещать, что AI согласится заключить договор, не будем. В большинстве случаев искусственный интеллект ведет себя нормально, но иногда его начинает «клинить», и тогда ждите неадекватных решений. Простейшая ситуация: Люксембург, находящийся между Бельгией и Германией, членами Оси, в 1942 году внезапно принимает предложение войти в альянс с Великобританией. Естественно, немцы (как народ, не слишком хорошо понимающий шутки) немедленно занимают эту маленькую страну и провозглашают ее частью
великого Рейха. Комментарии, как говорится, излишни…
И все же игра гениальна. Пусть потенциально, но гениальна. Те механики, что в ней заложены (то же разделение уровней командования войсками с возможностью отдавать приказы именно группам армий или даже целым фронтам), рано или поздно станут примером для многих и многих. Но пока перед «Парадоксами» стоит другая задача – довести проект до ума, сгладить все шероховатости и исправить ошибки. Сомнений нет – шведы с этим справятся, вот только сколько нам придется ждать? Но это уже, как говорится,
второй вопрос…
***
В игре «про войну» едва ли не самой главной проблемой зачастую становится вопрос, как бы это быстренько на пресловутую войну подписаться. Задачка, прямо скажем, нетривиальная. Ведь в Hearts of Iron III ввели показатель «нейтралитета», и пока вам не удастся снизить его до определенных значений (в большинстве случаев – до нуля), о боевых действиях остается только мечтать. Впрочем, неосторожные соседи могут ускорить процесс, завоевывая кого-нибудь другого. Да и сами вы способны
приблизить счастливый миг атаки на что-то подозревающего врага, проведя мобилизацию или встав на сторону того или иного альянса.
AI любит предлагать торговые соглашения, даже если не имеет денег на их поддержание. А потом разрывает договоры. Что еще интересно – наложенное на вас торговое эмбарго отменяется… вами самими! Новое слово в международной политике?К тому, как разработчики нарисовали карту мира, тоже есть претензии. Взять, скажем, Индию. По какой-то загадочной причине она стала граничить с СССР, а мини-государства Бутан и Непал «съели» кусочек индийской территории, их разделявший
920 Прочтений • [Обзор игры Hearts of Iron III] [11.04.2012] [Комментариев: 0]