Есть какая-то ирония в том, что из трех новых игр в The Orange Box именно Half-Life 2: Episode Two – единственная, которая не становится открытием. И Team Fortress 2, и Portal настолько необычны, что после них сложно сразу прийти в себя, и хочется схватить телефонную трубку, звонить друзьям и рассказывать об удивительных виртуальных приключениях. После Half-Life 2: Episode Two хватать ничего не хочется: ждал новые приключения Фримена – получил новые приключения Фримена. Valve держит планку качества, но это уже третья игра семейства Half-Life 2 без серьезных изменений, и она оставляет после себя такое же впечатление, как последний фильм какой-нибудь громкой кинотрилогии: много воюют, кое-что взрывается, кое-кто умирает, кое-что выясняется. Но, по большому счету, ничего нового.
Добрая треть, если не половина, игры проходит в «шахте победы им. 50-летия». Герои Half-Life 2 не понимают по-русски и клеят на стены листки с англоязычными подписями.Человек с дипломатом говорит много и загадками. Если честно, сюжет в Half-Life 2 подан настолько обрывочно, что мы до сих пор толком не понимаем, что происходит.
Фримен начинает второй эпизод с 72 единицами здоровья и без оружия в вагоне потерпевшего крушение поезда. Первая серия, если помните, завершилась, когда Гордон и Аликс на том же поезде покидали City 17. Наша нынешняя сверхзадача – воссоединиться с бежавшими из города учеными, и... И тогда, наверное, нам покажут заставку и все объяснят. Сюжет, который остается недостатком Half-Life 2 еще с оригинальной игры, такой же неровный и непонятный. И теперь стало окончательно ясно, что с ним не так, и беда не в том, что ничего не понятно. Суть происходящего всегда можно понять из контекста: солдаты плохие, цитадель взорвалась, повстанцы запускают ракету. Плохо то, что Фримен перестал быть сколько-нибудь интересным героем, в истории ему отводится роль мальчика на побегушках. И когда вы с Аликс встречаетесь наконец с учеными-повстанцами, хочется лезть на стену от скуки: герои общаются, радуются друг другу, строят планы, обсуждают случившееся, не обращая внимания на Фримена, от скуки уже разбившего монтировкой все мониторы и теперь ползающего по консоли управления. И только когда надо что-то сделать, начинается: «Кстати, Гордон...» Вы заметили, что теперь все важные действия отданы на откуп Аликс? Это она крадет данные у врага, она доставляет их на базу повстанцев, это на нее нападают хантеры, это ей радуются бойцы Сопротивления. Даже человек с дипломатом теперь использует в своих целях именно Аликс! Фримен стал зрителем, статистом, устройством для решения физических головоломок. Хочется засадить из базуки в этих заводных болтунов, сожравших дух Half-Life, и наконец что-то сделать по своей воле, но увы: болтуны неуязвимы.
Achievements!
В PC-версии Half-Life 2: Episode Two впервые в истории сериала появились так называемые «достижения» (achievements). К сожалению, интерфейс Steam пока не позволяет просматривать все свои достижения, полученные в разных играх, равно как и достижения друзей. Поэтому их получение не дает никаких бонусов или преимуществ, кроме, разве что, чувства морального удовлетворения. Некоторые достижения вы совершаете автоматически по ходу игры (например, Meet the Hunters, «Знакомство с хантерами»). Ради других придется постараться. Чтобы заработать достижение Get Some Grub, нужно раздавить всех личинок во всех тоннелях второго эпизода, Grave Robber получает тот, кто выхватит гранату у безумного зомбайна, а Neighborhood Watch достанется тому, кто остановит атаку страйдеров и не даст им разрушить ни одного здания. Скорее всего, эти же достижения будут использоваться и в версии игры для Xbox 360. Издание для PlayStation 3 немного запаздывает, но раз достижения есть даже на PC, то, скорее всего, нечто подобное будет воплощено и на PS3. Толку никакого, а играть интереснее.
Вортигонт-спутник – невероятно болтливое существо. Пока вы чудом спасаетесь из смертельной ловушки, он упражняется в остроумии: «Ни одна пропасть не может считать себя пропастью, пока из нее не вылезет Фримен».Вторая встреча с хантерами. Охотники зажали нас в заброшенном ангаре и, нападая, сносят хлипкую стену. Обновленный физический движок покажет во втором эпизоде и куда более впечатляющие разрушения.
Дух первой Half-Life сейчас живет в Portal, а вторая часть пусть даже самого дорогого блокбастера все-таки не обязана и не должна быть копией первой. В конце концов, Half-Life 2 прославилась не сюжетом, а неподражаемым движком Source, неожиданными задачками на знание законов механики и разнообразием неприятностей, в которые умудрялся влипнуть незадачливый физик. Half-Life 2: Episode One оказался коротким и не особенно удачным продолжением: он был заметно слабее любых уровней, наугад выхваченных из той же Half-Life 2. Критику учли, и Episode Two стал одновременно и длиннее, и лучше. На прохождение уходит пять-семь часов, и за это время вы успеваете найти дорогу на «шахту победы им. 50-летия», побродить по подземным тоннелям, пережить нашествие гигантских насекомых, послушать нытье человека с дипломатом, погонять на масклкаре, найти тайники повстанцев, сбить вертолет, влипнуть в зомби-холокост, выдержать осаду в небольшом особнячке, проползти по импровизированным окопам к доту, остановить штурм базы, запустить в космос ракету и разрушить с десяток страйдеров. Даже удивительно, как Фримен все успевает за положенные шесть часов. В игре используется только давно знакомое оружие, да и среди противников лишь несколько свежих, но происходящее настолько насыщенно событиями, а задачи, которые ставит игра, настолько разнообразны, что шесть часов пролетают как одно мгновение. Скучать некогда... ну разве что в уже упомянутых сюжетных заставках, когда вас запирают в крохотной комнатке и заставляют слушать болтовню героев второго плана.
Новое авто Фримена – мощный масклкар и лучшее средство против хантеров. Против такого наезда не устоят даже они.
Напоследок, по списку изменений. Обновленная физическая система – галочка. В самом начале эпизода рушится мост, на котором еще остались вагоны злополучного поезда. Масштабно, динамически, производит впечатление. Открытые пространства – галочка. Вернее, «открытыми» они были и в Half-Life 2, а теперь их украсили деревьями и подлеском. Не Crysis, конечно, но все равно ничего, да и системные требования не сравнить. Новые монстры – галочка. Опасные, настырные и неутомимые хантеры чудо как хороши. Кто-то умирает – галочка. Действительно, умирает. И надо признать: вторая попытка Valve сделать пристойное эпизодическое продолжение увенчалась успехом. Вся история Episode Two отлично смотрелась бы внутри самой Half-Life 2; эти игры достойны друг друга. Но настоящее дерзание еще впереди. Теперь нужно сделать эпизод, который был бы лучше Half-Life 2.
<<Вступление к Half Life: Orange BoxОбзор Portal>>