Если бы мифический «заговор консольщиков» по убиению PC как игровой платформы существовал в действительности, то Windows-порт GTA IV играл бы в нем роль Иуды Искариота. А 30 сребреников следовало бы отдать подразделению Rockstar Toronto, ответственному за портирование.
Версии Grand Theft Auto IV для PlayStation 3 и Xbox 360 буквально взяли штурмом кошельки покупателей, умудрившись дважды попасть в книгу рекордов Гиннесса (по результатам продаж за первый день
и первую неделю). PC-вариант смог «отличиться» лишь необоснованно высокими системными требованиями и донельзя мудреной процедурой установки и регистрации. И это – не считая задержки на целых семь месяцев, в течение которых ветки форумов на игровых сайтах распухали от спекуляций на тему «как именно PC-версия GTA уделает консольные».
Самый простой способ обзавестись полицейской машиной – позвонить 911Скажем прямо, поводы для оптимизма были: улучшенное разрешение текстур и увеличенная дальность прорисовки, удвоенное количество игроков в мультиплеере (32 против 16 в консольных версиях), навороченный редактор видеоклипов. Ради таких сюрпризов потерпеть полгода – не проблема. А российские игроки ждали PC-версию еще по одной причине – ради локализации от «1С», без которой многие нюансы великолепного сюжета остались бы за кадром.
Формально все обещания были выполнены. Но вот беда – практически каждый приятный сюрприз «писишной» GTA IV подносит и горькую пилюлю. Начнем с самого очевидного и невероятного – с графики.
Официальный патч
Когда номер уже готовился к отправке в печать, мы получили сообщение о выходе первого официального патча, решающего некоторые проблемы визуализации, исправляющего критические ошибки и добавляющего новые настройки качества графики, а также поддержку DirectInput-совместимых устройств управления, таких как джойстики и рули. Мы не успели протестировать
игру с этой «заплаткой», однако вы можете сделать это сами, взяв файл с нашего диска.
Лучше меньше, да лучше
Не секрет, что технологические навороты графического движка никогда не были сильной стороной серии GTA. Большой открытый игровой мир – это уравнение с двумя взаимосвязанными неизвестными: качеством картинки и количеством деталей. Причем Rockstar всегда ставила во главу угла именно второе, с легкостью жертвуя количеством полигонов, качеством текстур и новомодными эффектами ради просто невероятного числа подробностей игрового мира. Не стала исключением и Grand
Theft Auto IV с ее шестигранными колесами авто, квадратными стриптизершами и ужасной растительностью – как ни крути, а 512 Мбайт памяти в консолях нынешнего поколения – это прожиточный минимум для такого огромного города, как Liberty City. Казалось бы, исправить это недоразумение на PC – сам бог велел: тут и памяти в разы больше, и видеокарты – ого-го! Однако программисты Rockstar Toronto решили не утруждать себя оптимизацией игрового движка, и вот результат – заждавшиеся
фанаты обновляют сервиспаки Windows, рыщут в поисках самых свежих драйверов для видеокарт, и все равно продолжают сквозь зубы материться, «любуясь» мерцающим освещением, пропадающими текстурами, а периодически и слайдшоу. Изменилась ли принципиально картинка на экране, при таком раскладе уже никого не интересует, да и, положа руку на сердце, – улучшения настолько незначительны, что можно было бы смело обойтись и без них.
Придурковатый стероидный качок и автоугонщик Брюс Кибуц в сравнении с настоящими подонками Liberty City – неплохой малый, он, по крайней мере, безобиденВ большинстве случаев разница в графике между PC-версией и консольными не бросается в глаза – на полном ходу некогда сверять пиксели на экране
А вот другой конек PC-версии – редактор видео – правда порадовал. Его возможности настолько велики, что в голову невольно лезут сравнения с The Movies Питера Молинье, разве что декораций тут поменьше и командовать «актерами» напрямую не получается. Зато в том, что касается управления камерой, хронометражем, наложением спецэффектов, музыки и субтитров
– полный блеск. Добавьте сюда шикарные возможности монтажа, и вы получите просто бездонный кладезь машинима-фильмов по вселенной GTA IV. С другой стороны, вряд ли эта особенность будет востребована более чем 10% игроков.
В смысле массовости и увлекательности гораздо интереснее другая «фишка», которую практически не рекламировали на этапе разработки, – радиостанция со своей собственной музыкой. Тот, кто играл в предыдущие части на компьютере, наверняка удивится – что тут особенного? Ведь возможность добавлять свои мелодии в плейлист стала стандартом де-факто еще с третьей
GTA. Совершенно верно. Отличие в том, что теперь на канале Independence FM тоже есть реклама и даже свой диджей, который анализирует ID3-теги музыкальных композиций и комментирует ваши музыкальные пристрастия. Браво, Rockstar!
Увеличение числа игроков в мультиплеере до 32 – тоже правильный ход. С этакой толпой и без того безумные забеги по Городу Свободы превращаются в цирк нон-стоп. Только не забудьте установить Rockstar Social Club и завести учетную запись Games for Windows-LIVE – без нее тут не только в мультиплеере не оттянешься, но и игру не сохранишь. Те, кто в свое время «сражался» с запуском PC-версии Gears
of War, уже в курсе, что надо делать, а остальных мы отсылаем на сайт русского издателя игры (http://games.1c.ru/gta4), где можно найти более подробную информацию об «укрощении» GTA IV.
Освоите редактор видео – и у вас будет вагон таких эффектных кадров, как этот!Стрельба из-за укрытий прочно вошла в арсенал приемов любого приличного экшна. GTA IV – не исключение
Разумеется, нельзя обойти вниманием и локализацию. С учетом количества диалогов (одних только сюжетных роликов тут на восемь часов) и великолепной игры актеров озвучки в оригинальной версии, «1С» выбрала единственно правильный вариант перевода – при помощи субтитров: так и весь колорит удалось сохранить, и смысл не пострадал. Недочеты в переводе, к сожалению, есть, но они несущественны, их немного, и на общем качестве они почти не отразились. Одним словом, заслуженная пятерка с минусом и
низкий поклон от всей русскоязычной аудитории.
Придирчивые читатели наверняка обратили внимание, что за весь обзор мы практически ни разу не рассказали собственно о самой игре – о сюжете, геймплее и всем остальном. Причина проста – дополнить развернутый обзор Евгения Закирова из №10 «СИ» за прошлый год банально нечем. Да и глупо это: спустя полгода после выхода расписывать достоинства GTA
IV так же бессмысленно, как рассказывать о вкладе Стивена Спилберга в мировую кинематографию или перечислять подвиги Чака Норриса. Чак, если ты это читаешь, не серчай – ты очень крут! Но GTA все-таки круче – ведь ее не смогли испортить даже «талантливые» сотрудники Rockstar Toronto, хотя на минус один балл в сравнении с консольными версиями мужики все-таки наработали, что уж греха таить…
Секрет!
Чит-коды в GTA IV вводятся при помощи мобильного телефона Нико.