Середина 80-х! Весь мир похож на улыбающуюся ромашку: в моде диско, комедии Мела Брукса (Mel Brooks) и дышащий на ладан Советский Союз. Нефть и экономики развитых стран дорожают с каждым днем – и оттого кажется, что вся Вселенная превратилась в огромную радугу. Все действительно шло слишком хорошо: до 11 сентября оставалось еще долгих 17 лет, Майкл Джексон (Michael Jackson) с экрана телевизора гневно отзывался о Билли Джин (Billie Jean), а Дэвид Кэррадайн (David Carradine) на соседнем канале учил
молодежь азам кунг-фу. Все было настолько замечательно, что люди опять начали верить в науку! В конце концов, именно наука подарила людям дешевые овощи, доступную пластическую хирургию и видеомагнитофон… Так почему бы в нее не верить? Все войны кончились; коммунисты уничтожили и себя, и свой ядерный потенциал… Разве наука не может теперь полностью переключиться на мирные нужды? Конечно, может. Кто его знает, возможно, когда-нибудь эти умники смогут даже охотиться на привидения!
Взгляд с экрана
Все это – фильм 1984 года Ghostbusters, научно-фантастическая комедия о том, как призраки с воем разбегаются при одном виде парапсихологов с протоновыми пушками за спиной. Парапсихологов зовут Питер Вэнкман, Рэй Штанц, Уинстон Зедмур и Иган Шпенглер. Они зарабатывают на жизнь охотой на привидения. Главным испытанием для парней становится древний дух, вселившийся в зефирного человечка (человечек вырос до размеров Годзиллы и устроил инфернальный променад по главным проспектам Манхэттена).
Удивительное дело: в одном абзаце уместилась история целого поколения! И протонные лучи, и ловушки для призраков, и ручное привидение Лизун (именем которого потом стали называть китайские резиновые шарики, похожие на кусок желе, – если их бросить в стену, на обоях остается большущее жирное пятно), и семь видеоигр для 11 различных платформ. Уместилась ли эта история в восьмой игре – анонсированной, отмененной и все же выпущенной в продажу? Не слишком ли изменился мир за все это время, не слишком
ли сильно изменились мы – вздрагивающие при словах «наука» и «генетика»?.. Да и было ли все это на самом деле? Возможно, те радужные дни нам только привиделись?
Интересно, что слабых противников в игре нет: против пары этих огненных горгулий одному не выстоять.
Призраки сопротивляются так сильно, что в какой-то момент их даже становится жаль.
Взрыв из прошлого
Но с первых же секунд Ghostbusters: The Video Game становится ясно: было, не привиделось, не изменились. Стоит только появиться в кадре лицу Дэна Эйкройда (Dan Aykroyd) – и словно не было этих лет: дайте сюда пушку и призраков, кое-кому пора баиньки. А уж когда на улицу выскакивает стремительная «Экто-1» и раздаются первые аккорды почти
выигравшей «Оскара» титульной песни, четко понимаешь: от тебя больше ничего не зависит. Ты снова там, рядом с Джексоном, Кэррадайном и добрыми учеными, таскающими за плечами портативные ядерные реакторы.
Эйкройд, написавший и самих «Охотников», и продолжение, и сценарий игры, кажется, не видит разницы между электронным развлечением и кинофильмом. Все те же ракурсы, все то же доминирование формы над содержанием, все те же блистательные диалоги и яркие, сочные персонажи: девушка на телефоне («Нет, мы не можем призвать дух вашего дедушки и узнать код к фамильному сейфу»), дворецкий в отеле («Что вы! Какие призраки, банкет начнется через полчаса!»), новичок в команде…
За новичка, разумеется, отдуваемся мы. Согласно официальным должностным обязанностям нам предстоит «ковыряться в экспериментальном научном оборудовании, способном вызвать случайную телепортацию в Нью-Джерси», однако уже через 15 минут после приема на работу выясняется, что в городе стряслось что-то ужасное и общение с экспериментальным оборудованием придется на некоторое время отложить.
Протонные лучи оставляют зримый след на любом предмете. Специальный счетчик в верхнем углу оценивает нанесенный ущерб.
Канделябры! Одни из самых мерзких противников, даром что встречаются в самом начале.
Сплошная линия
Деления на миссии игра не предусматривает – и это хорошо. Несмотря на сложный и запутанный пролог (с первого раза разобраться в амуниции и ее особенностях не очень-то легко), оторваться от происходящего на экране решительно невозможно: по-домашнему уютное вступление незаметно перетекает в обучающую миссию, которая, начавшись в родном подвале, заканчивается разрушенным музеем и тем самым зефирным человечком ростом со статую Свободы. Пять минут назад вас звали кадетом, а сейчас просят разобрать завал из
машин и перестрелять наконец этих мерзких демонов-прихлебателей; происходящее на экране не просто впечатляет – завораживает. По улицам летают комоды, холодильники и автомобили, ночное небо рассекают протонные лучи, кто-то засовывает свежепойманного призрака в ловушку. От одной мысли, что всего этого мы могли не увидеть из-за каких-то корпоративных дрязг, становится плохо.
Призрак в кляссере
Каждое привидение, которое встретится вам на пути, можно «отсканировать» с помощью специального прибора, после чего в главном меню появится на него подробное досье. Что собой представляет, к какому классу принадлежит, к чему уязвимо и как вообще возникло. Со временем эти статьи складываются во внушительную энциклопедию.
Вопросы формата
Формально перед нами командный экшн. Сюжетная кривая то и дело разбивает неутомимую четверку, но без напарников наш безымянный кадет остается крайне редко. Напарник и укажет путь, и поможет утихомирить очередного демона, и поставит оживляющий укол, если силы все же иссякли. Командное взаимодействие вообще проработано на «отлично»: если не объединять усилия, даже самый хилый кусок эктоплазмы может оказаться не по зубам – это предполагает сама техника отлова! А она такова. У призрака есть
некая «шкала жизни», которую нужно снижать выстрелами протонной пушки. Как только будет достигнут определенный уровень, призрак окажется пойманным в энергетический кокон, после чего его необходимо пару раз приложить о стену или любой другой твердый предмет. Когда призрак потеряет последнюю волю к сопротивлению, можно выбрасывать ловушку и «заводить» (натуральным образом, руками) в нее нарушителя. Только вот в чем беда: призраки могут игнорировать препятствия, охотники – нет. И удерживать
лучом существо, которое способно пролететь сквозь стену или нырнуть под пол, дело неблагодарное… Тут и нужна помощь партнеров: если атаковать нечисть с разных сторон и грамотно перекрывать ей пути отступления, шансов у призрака становится значительно меньше.
Мечте не сбыться: порулить не дадут. Кадет слишком юн и неопытен.
Ах, этот датчик! 15 лет назад мы клеили точно такой же из картонных коробок.
Ощущения удивительные: тот, кто не изображал «Охотников» в нежном школьном возрасте, наверное, и не поймет. То есть ощущения такие, словно у вас в руках действительно экспериментальное научное оружие и вы сами, собственными пальцами, спускаете курок и пытаетесь удержать своенравного каспера на месте. Чувство личного присутствия, чувство реальности – потрясающее: привидения упираются и отчаянно верещат, а когда энергетическая ловушка скользит по полу, правая рука непроизвольно скользит следом.
Как говорила одна говорящая конфета, они настоящие! Никаких сомнений.
Сделаем это по-хорошему
И все же самое главное в том, что Ghostbusters – удивительно светлая и добрая игра. Со всеми ее разновидностями протонного оружия (одно из которых стреляет очищающей слизью), с разбросанными по локациям коллекционными предметами-артефактами (вроде Красного телефона смерти), с трогательным отсутствием любого намека на кровь и насилие… Здесь вообще очень много солнечного детства – и, как и в детстве, самое интересное происходит в библиотеке. Там, кстати, можно сфотографировать
призрак убитой библиотекарши, сразиться с летающими энциклопедиями, спуститься в древние катакомбы и прошвырнуться по иным измерениям – все с той же легкостью и полуулыбкой, характерной для серии: заработанные аннигиляцией потустороннего доллары надлежит тратить на улучшение техники тут же, в меню паузы. Даже единственная серьезная претензия к игре родом оттуда же, из эпохи живого Джексона и подмигивающих видеомагнитофонов: она слишком коротка, словно функция сохранения еще не изобретена, и шесть часов
чистого времени – это предел. Так что, пожалуйста, купите эту игру: во-первых, она того стоит; во-вторых, ваш мир станет чуточку ярче... Ну, а в-третьих, полученной от продаж прибыли, возможно, Эйкройду хватит на третий фильм. Было бы неплохо, честное слово.
Индикаторы указывают на товарищей по команде – лучше держаться поближе друг к другу, выше шанс получить помощь.
Призрак рыбака так и норовит забраться под потолок – на редкость упрямое привидение.
О компании
1994. Выходцами из Microsoft и Mallard Software основана студия Terminal Reality.
2002. Студия выпускает первую игру из сериала Bloodrayne.
2009. Выходит Ghostbusters: The Video Game.
1083 Прочтений • [Обзор игры Ghostbusters: The Video Game] [11.04.2012] [Комментариев: 0]