Нет в мире таких крепостей, которых большевики не могли бы взять. Нет в мире таких граблей, которые обошли бы стороной разработчики Final Fantasy XIV. Все, что в жанре MMORPG как минимум не модно долгие годы, здесь есть. Все, что максимально затруднит процесс прокачки, тут присутствует. А с положительными моментами как-то похуже.
Нет, здесь тоже есть чему порадоваться – например, музыке. Удивляться не надо, ведь мы говорим «Final Fantasy», подразумеваем «Нобуо Уэмацу», мы говорим «Нобуо Уэмацу», подразумеваем «Final Fantasy». Так длится невесть сколько лет и так будет длиться еще долгие-долгие годы. И даже если вы в последний раз брались за Final Fantasy в глубоком детстве, узнать фирменный стиль мастера сумеете с первых звуков. И за то, что он остался в команде разработчиков, низкий поклон Square Enix.
Второй поклон достанется за графику и атмосферу. Не секрет, что большинство MMORPG неспособно соревноваться с ролевыми играми оффлайновыми в качестве картинки. Final Fantasy XIV – приятное исключение. Первые минут десять только и делаешь, что бегаешь по городу и рассматриваешь всякие интересности. То в небе какие-то корабли пролетят, то здание необычной формы попадется, то NPC внимание своим видом привлечет. Потом, правда, таращить глаза перестаешь, решив заняться тем, ради чего сюда пришел: собственно игрой. И вот тут-то и напарываешься на первый подводный камень – интерфейс.
Редкое задание в Final Fantasy XIV требует что-то отличное от «убей 10 монстров».Сюжетные миссии – единственные, которые проходить действительно интересно. Жаль, что их мало и что разработчики не озаботились озвучкой ключевых NPC.
Новое творение Square Enix явно не предназначено для слабонервных: планы выпустить Final Fantasy XIV в ближайшем будущем на PlayStation 3 вкупе с желанием сэкономить серьезно отразились на интерфейсе. Вместо привычного набора «горячих» клавиш или хотя бы чисто «мышиного» управления мы получили нечто неудобоваримое. Простейшее действие (вроде смены оружия) занимает в разы больше времени, чем в той же World of Warcraft. Причем почти всегда приходится лезть сначала в главное меню, тратя лишние секунды, а уже потом попадать в соответствующее подменю. И неважно, хотите вы пообщаться с NPC через местный аналог мобильного телефона, сменить оружие или просто проверить инвентарь – без дополнительных кликов обойтись не получится. Правда, при наличии контроллера становится попроще, но что делать тем, у кого его нет?
Геймерам, которые хотят хоть чуть-чуть упростить управление, предлагается самостоятельно написать десяток-другой макросов. И все бы ничего, только создание их – задачка не из легких. Придется почитать гайды, поэкспериментировать, порой ругаясь на отсутствие элементарной помощи со стороны разработчиков в этом деле, а потом… Потом столкнуться с ситуацией, когда при смене одного топора на другой придется переделывать макрос, переключающий боевой режим на мирный. Да, займет это не так много времени, но приятного мало. Невольно приходишь к мысли, что оказался в числе участников эксперимента, цель которого – выяснить, какие еще издевательства над собой выдержит обычный геймер.
Ну да бог с ним, с интерфейсом. Перейдем к главному – к геймплею. Как с ним обстоит дело в World of Warcraft? Правильно, большинство достигает наивысшего уровня, прокачиваясь при помощи квестов. Логично было бы предположить, что WoW станет эталоном для Final Fantasy XIV. Но… но снова в дело вмешались суровая реальность и желание сделать «не так, как у всех». Итог печален: выполнить за день, скажем, сотню заданий никак не получится. Да какую сотню – вам не дадут сделать даже два десятка, ограничив число не крафтовых миссий восемью на каждые 36 часов (иногда сюда добавятся сюжетные квесты, но это сути дела не меняет). А как же качаться? Как-как – долго и уныло вырезая монстров. Где-то на второй сотне убитых летающих медуз подряд приходишь в ярость. На третьей лезешь в аптечку за «антиозверином». На пятой же хочется забраться в офис разработчиков с топором наперевес и задать один-единственный вопрос: «зачем?». Только дерганья бессмысленны, ответ давным-давно известен: «чтобы у всех были примерно равные шансы развиться до высоких уровней – как у тех, кто играет час в день, так и у тех, кто посвящает проекту полдня и более». Вот такая вот уравниловка в исполнении Square Enix, усугубляемая штрафами на получаемый опыт для особо упорных.
Изобретение велосипеда
Регистрация в Final Fantasy XIV – отдельная песня. Даже здесь Square Enix решила придумать велосипед, но изобрела вместо него доску с гвоздями. Итак, по пунктам. Сначала вам придется завести аккаунт на специальном сервисе компании. Но мы не зря сказали «сначала», дальше будет веселее. Если вы честно признаетесь, что живете в России, без массы манипуляций со специальным сервисом Click & Buy (а также без наличия кредитной карточки) уже не обойдетесь никак. Дальше: оплачивать придется не только подписку, но и каждый слот персонажа, включая первый. Вот такая интересная схема придумана японскими «гениями». Хотя одну дырку в ней мы нашли: если зарегистрироваться на сервисах Square Enix в качестве жителя Великобритании или Германии (поставив адрес «от балды»), можно вносить ежемесячную плату при помощи нескольких платежных систем, включая Webmoney. Но такой финт обходится дороже, так как подписку привяжут не к доллару, а к евро или фунту стерлингов. Причем в Square Enix явно не слышали о таком явлении, как «курсы валют», и в ситуации, когда за персонажа с «американской пропиской» вы платите 15 долларов, за «британца» придется выложить 15 фунтов. Жаль, что на Россию хитроумное правило не распространяется и о 15 рублях речи не идет.
Обычные пейзажи со временем приедаются. Добро пожаловать в подземелья!Сейчас попробуем добыть руду. Дело это нелегкое: пару раз не вовремя нажал на кнопку – начинай сначала.
Конечно, на вкус и цвет все MMORPG разные, и если регулярно повторять «это финалка, это не для задротов», глядишь, хватит терпения на несколько дней монотонной прокачки. И вот герой перестает напоминать задохлика, отбрасывающего коньки после нападения на вторую крысу подряд. Что делать дальше? Представьте себе… снова качаться. Потому что больше пока делать нечего. Final Fantasy XIV – игра не для фанатов PvP: сражений «человек против человека» здесь нет даже в той кастрированной форме, что присутствует во «Властелине Колец Онлайн». Рейды… Да, можно ходить на особо крутых (и даже на совершенно обычных) монстров толпой, заодно ускорив процесс прокачки. В остальном просвета не видно: если в World of Warcraft с достижением максимального уровня ничего не заканчивается (да что там, все только начинается), то в «шедевре» от Square Enix нас ждет finita la comedia. Особо упорным предлагается взять следующий класс/профессию и прокачать их до предела, надеясь на грядущие тонны высокоуровневого контента. Благо классов и профессий завались (и ходят слухи, что в будущем их станет только больше). При желании реально создать персонажа, чьим жизненным кредо будет «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Если, конечно, вы раньше не помрете со скуки.
Впрочем, фанатам сериала скука не помеха. Их не страшат ни «невидимые стены», мешающие спрыгнуть с полуметрового утесика, ни ошибки с указанием цели квеста на глобальной карте, ни идиотская экономика, ни медленные загрузки локаций. От последней проблемы не спасет даже высокоскоростное соединение со всемирной сетью. Зайдя в оживленное местечко (таверну или гильдию какую-нибудь), вы еще с полминуты будете ждать, пока на экране проявятся другие геймеры или NPC. А все потому, что серверы сейчас расположены только в Японии.
Не пугает поклонников и оригинальная система крафта, основанная на мини-играх. Хотя записывать ее в однозначные минусы не будем: кому-то может и понравиться схема, когда добыча руды зависит от вашего глазомера и умения вовремя нажать на кнопку мыши. Аналогично и с боевой системой: кому-то понравится сходство с JRPG и невозможность побеждать врагов чисто закликиванием, другие же возненавидят игру еще больше, узнав, что провести даже десять базовых ударов топором подряд без передышки невозможно.
С событиями в мире Final Fantasy XIV пока все обстоит плохо, но организовать Рождество создатели все же сподобились. Хотя подарки могли бы быть и поприятнее.Для занятий крафтом требуются специальные осколки, которые можно либо купить (дорого), либо выбить. И мы снова возвращаемся к нуднейшему избиению монстров…
Впрочем, надежда на превращение Final Fantasy XIV в игру-конфетку остается, но сколько придется до этого момента ждать? Приблизительный ответ ясен: светлое будущее настанет не раньше выхода версии для PlayStation 3, появление которой отложено на неопределенный срок. А пока владельцы персоналок превращены в платных бета-тестеров, задача которых – указать разработчикам на допущенные недочеты. Ну хорошо, не совсем платных: недавно абонентку временно убрали, пообещав вернуть не раньше, чем игра станет действительно интересной. Наверное, чтобы «мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус», руководствуясь принципом «на халяву и уксус сладкий». Только не стоит чересчур доверять Square Enix: в конце концов, есть десятки других MMORPG, играть в которые намного интереснее. Да что тут далеко ходить: совсем недавно World of Warcraft: Cataclysm вышла…
P.S. Если вы думаете, что автор раскритиковал игру чисто из ненависти к разработчикам или ко всему консольному, поверьте – это не так. Даже в Square Enix признали свои ошибки и заменили почти весь руководящий состав проекта, а недавно неудачную игру издательство назвало главной причиной убытков за год. Чтобы вернуть доверие геймеров, обновленной команде разработчиков придется пахать двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю. Иначе никак.
О РАЗРАБОТЧИКАХ
Square Enix образовалась в 2003 году в результате слияния… Square и Enix. На ее счету десятки игр как на приставках (какой консольщик не слышал названий Dragon Quest, Kingdom Hearts или Star Ocean?), так и на персональных компьютерах. В последнем, правда, заслуга не столько головного подразделения компании, сколько приобретенного пару лет назад издательства Eidos, за плечами которого сериалы Deus Ex,Hitman и Tomb Raider. Впрочем, даже столь ценная покупка не изменила очевидного факта: еще на долгие годы Square Enix останется в массовом сознании как автор бесконечной истории Final Fantasy, насчитывающей уже 14 частей.
Повышение базового уровня персонажа поможет повысить характеристики, а новые уровни классов/профессий дадут доступ к дополнительным навыкам.Даже неподалеку от стартовых локаций можно встретить вот такое чудище, убивающее героев низких уровней одним махом.
Square Enix удалось уйти от стандартного набора «эльфы-гномы-гоблины» при выборе расы, что и неудивительно: мир-то давно и полноценно проработан и вариантов хватает.
1418 Прочтений • [Обзор игры Final Fantasy XIV] [11.04.2012] [Комментариев: 0]