Платформа:PlayStation 2, PC, Xbox 360Жанр:MMORPG Зарубежный издатель:Square Enix (США), Ubisoft (Европа)Российский издатель: «Акелла»Разработчик:Square Enix Количество игроков:тысячи Онлайн:Открыть
Оформим двойное гражданство?
Анонс российского старта знаменитой MMORPG от Square
Enix для большинства геймеров стал приятной
неожиданностью. Благодаря грациозным телодвижениям «Акеллы»
отечественные пользователи ПК смогут познакомиться с
миром Вана’диэль ненамного позже своих европейских
собратьев. С механизмом установки игры и подписки на
услуги PlayOnline мы уже познакомили читателей в 22(175)
номере «СИ», теперь настала очередь рассказа об
особенностях очередной «номерной» Final Fantasy –
необычной кроссплатформенной MMORPG, заметно
отличающейся от других представительниц жанра.
Для начала следует развеять сомнения скептически
настроенных фэнов сериала: ни о каких попытках наспех
прикрутить громкое имя к нейтральном сетевому проекту
речи идти не может. Перед нами самый настоящий,
полноценный эпизод Final Fantasy – игра, изначально
разработанная с учетом богатейшего наследия серии и в
полном соответствии с устоявшимися за десятилетия
эволюции канонами. Одиннадцатая часть несет в себе
вполне ощутимый «дух Final Fantasy», о котором с таким
воодушевлением любят рассуждать поклонники сериала. Дело
здесь не просто в наличии знакомых представителей фауны
в виде чокобо или муглов: сотни узнаваемых черточек
интерфейса, боевой системы, методик развития персонажа и
самого мироустройства не дают забыть о том, в какой
именно вселенной мы находимся. Отрадно, что европейцам
и, в частности, россиянам достался прекрасно
сбалансированный, стабильно работающий, буквально
полированный вариант игры: со времени японского дебюта
оригинальной PS2-версии прошло почти два года, за
которые проблемный поначалу проект приведен в должный
вид, подтянут и аккуратно обшит всеми жизненно важными
патчами и дополнениями (в результате чего PC-версия
занимает свыше шести гигабайт на жестком диске).
Ежемесячная плата за проживание в Вана’диэле равна
$12.95. ЭКИПИРОВКА
Насколько нам известно, в «Акелле» перевели на русский
язык пухлую игровую инструкцию, хотя смысл такого шага
сомнителен: без знания английского или японского в
городах и весях Вана’диэля лучше вообще не показываться.
Любой, кто планирует достичь высоких уровней в FFXI,
должен быть готов к выполнению командных заданий, где
потребуются навыки общения с иноязычными партнерами
(русских здесь пока очень мало, а система случайного
разброса по серверам – смотрите врезку – мешает друзьям
начать игру вместе). В незавидной ситуации оказываются
модемные пользователи: хотя игра в соответствии с
MMO-стандартами оптимизирована в том числе и под
пропускную способность dial-up’а, проблемы с соединением
по российским телефонным линиям могут здорово испортить
впечатление от игры. Таким образом, чтобы оценить все
достоинства FFXI, вам понадобится выделенный доступ в
Интернет (популярный вариант – ADSL-подключение),
владение английским хотя бы на уровне средней школы и
готовность социализироваться. Последнее особенно важно:
на форумах немало игроков признаются, что стесняются
знакомиться и общаться с «живыми» персонажами (очевидно,
сказывается опыт традиционно офлайновой игры в Final
Fantasy). Как результат – они не могут продвинуться в
FFXI дальше определенного уровня НЕУДОБСТВА?
Почти три десятка игровых серверов носят имена
«помощников» из разных частей FF: Ifrit, Valefor,
Alexander и так далее. Создав своего персонажа, вы
поселяетесь на сервере, выбранном в случайном порядке.
Столь необычная методика распределения героев не
позволяет, к примеру, друзьям одновременно начать игру в
одном городе. Есть, впрочем, возможность обойти это
правило, потратив некую сумму гиль, игровой валюты, на
World Pass – пароль, дающий обладателю право поселить
своего героя на каком-то конкретном сервере. Чаще всего,
естественно, такие пароли дарят друзьям. Зачем Square
Enix понадобилось городить такой огород – в принципе,
понять можно, но удобства это понимание не прибавляет.
МЕХАНИКА
«Системные требованиям к игроку» более-менее определены,
теперь о самом действе. Основное отличие FFXI от других
MMORPG – в уникальных классах персонажей или, пользуясь
местным языком, профессий (jobs). При генерации героя
вам доступно не так уж много настроек (раса, пол, три
варианта телосложения и восемь типов лиц), зато сразу
предлагаются шесть классов, причем в любой момент вы
вольны их переключать. Зарабатываемый уровень привязан к
активному классу, по достижении восемнадцатого уровня
открывается возможность выучить полезные
«вспомогательные» профессии. Скорость освоения того или
иного навыка зависит не только от проявленных умений, но
и от выбранной расы. Комбинаций и вариантов огромное
количество, каждый из классов помогает занять
определенное место в команде, со временем осваивая все
более узкие специализации. Выученные спецприемы и
заклинания можно объединять, чтобы нанести больший вред
противнику (это здорово разнообразит и оживляет
сражения, в которых герои, как полагается в MMORPG,
атакуют автоматически). Все игровые механики в конечном
итоге поддерживают функционирование системы завоеваний.
Каждое из государств Вана’диэля, гражданином которых
можно стать в начале игры, – королевство Сан д’Ория (The
Kingdom of San d’Oria), республика Басток (The Repubic
of Bastok) и федерация Виндурст (The Federation of
Windurst) – состязаются за власть над прилежащими
территориями, а в труднодостижимом идеале – над всем
миром. Изначально силы более-менее равны, хотя баланс
этот весьма сложный, и зависит он от множества факторов.
Раз в неделю ведется подсчет монстров, побежденных
гражданами всех трех стран; на основе данной статистики
регионы меняют хозяев, что незамедлительно сказывается
на их, хозяев (или бывших хозяев) экономике. Чем больше
земли во владении той или иной нации – тем больше ценных
кристаллов может собрать население. Жертвуя кристаллы в
казну, игроки повышают свой ранг, получая, в свою
очередь, доступ к новым миссиям. От ранга зависит и
благосклонность ремесленников, предлагающих удачливым
игрокам качественную экипировку (и скупающих у новичков
всякую мелочовку). Однако со временем вам придется
больше полагаться на городские аукционы, чем на лавки
местных кустарей: лучшие предметы встречаются там, где
за них больше платят. Система завоеваний и связанные с
ней экономические механизмы работают как часы; они дают
игрокам почувствовать себя частью единой нации, активно
и целенаправленно борющейся за мировое господство, –
пусть даже непосредственных вооруженных стычек и не
происходит. Здесь есть своеобразный аналог PvP (Player
vs. Player) – режим Conflict, но он сведен к
добровольным турнирным соревнованиям и серьезного
влияния на незадействованных в состязаниях героев не
оказывает. ГЕОГРАФИЯ СКАЗКИ
Расширения Rise of Zilart и Chains of Promatia,
включенные в комплект европейского релиза, ввели три
новых «занятия» (самурай, ниндзя, драгун) и множество
новых локаций с заковыристыми названиями: это пустыня
Альтепа, рыболовецкая деревушка Кажам, джунгли Ютунга,
пещеры Корролока, храм Уггалепих, порт Норг,
вулканический котел Ифрита, ущелье Аттова, горная гряда
Улугеранд, Тавназианский архипелаг, руины Псокся,
акведук Фомюна и, представьте себе, бухта Бибики.
ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ
Желающим «прокачать» персонажа по-максимуму, как уже
говорилось, придется много общаться. Иначе не получится
найти применение своим навыкам – это можно сделать
только в командах, формирующихся для выполнения трудных
миссий (при игре соло высокие уровни попросту остаются
недостижимы). В коллективе добыча делится поровну, а
погибнуть от лапы или файербола пришлого монстра куда
сложнее, чем в одиночку, – почти всегда к вашим услугам
белый маг, поддерживающий здоровье и боеспособность
партнеров. Вся соль Final Fantasy XI, как и любой другой
MMORPG, именно во взаимопомощи шестерки живых игроков в
экстремальной ситуации, в формировании сплоченного
коллектива, попутном обогащении и получении ценного
опыта, – а уж в заданиях любой степени сложности
недостатка не будет. Кому-то сфокусированность на
командном вытрясании добра из монстров покажется
несколько ограниченной, но при наличии грамотных
партнеров такое времяпрепровождение увлекает уж точно не
меньше традиционного «сингла», а отсутствие основной
сюжетной линии компенсируется тысячами разнокалиберных
квестов. ЛЕПО
Даже с выходом EverQuest II детище Square Enix остается,
пожалуй, самой визуально привлекательной MMORPG на
рынке. Возраст проекта отлично маскирует
высококачественная анимация, типичная для игр сериала
Final Fantasy: в плане убедительности моторики здешние
персонажи и монстры по-прежнему впереди планеты всей,
оставляя далеко позади героев EQII и Lineage II. На
максимальных графических настройках туман отступает,
чтобы явить панорамы огромных пространств. СО СТРАННОСТЯМИ
Базовых конфигураций управления предусмотрено три (две
клавиатурно-мышиных и одна с геймпадом), ключевые кнопки
переназначить нельзя. Оконный интерфейс неудобен
необходимостью постоянно ковыряться в командной строке
(авторы почему-то не соизволили выделить под многие
«продвинутые» действия отдельные клавиши) и
микроскопическим размером курсора. Напрягает
необходимость сочинять собственные макросы вдобавок к
зубрежке комбинаций клавиш, отвечающих за несколько
десятков основных действий. Печатная инструкция подробно
распространяется о ненавистной аж со времен FFIX
карточной недоигре Tetra Master, а о геймплее самой FFXI
рассказывает на удивление скупо.
Моментально
бросается в глаза присущее японским разработчикам
внимание к деталям: локации аккуратны, спецэффекты не
мозолят глаза, а модели сотен персонажей исполнены
филигранно. Мелодичные фолк-композиции Наоси Мидзуты,
Куми Таниока и Нобуо Уэмацу нисколько не раздражают, а
это, наверное, лучший из возможных комплиментов
саундтреку MMORPG. CG-ролик в игре всего один, он
повествует о темном периоде в истории Вана’диэля и
служит достойным вступлением к игре. ВОТ БЫ ПРИЖИЛАСЬ!
При всем желании язык не повернется назвать игру
идеальной: слишком долго приходится привыкать к
интерфейсу (недаром сторонние производители предлагают
специальные клавиатуры со встроенным аналоговым
джойстиком – эти устройства действительно
предпочтительны), многим слишком узкой покажется область
применения навыков игрока, странноватым видится решение
рассредотачивать геймеров по случайно подбираемым
серверам... Тем не менее, положительные стороны налицо:
продуманная, отлаженная и четко функционирующая
вселенная, затягивающий игровой процесс с упором на
социализацию, принадлежность к любимой многими серии,
наконец. ДВЕ НОГИ – ХОРОШО...
Хождение пешком может изрядно утомить: расстояния
приходится покрывать совершенно недетские, путешествие
из Бастока в Сан д’Орию может занять минут сорок
реального времени. Поэтому, развившись до двадцатого
уровня, сразу же доставайте лицензию, позволяющую с
комфортом ездить в седле чокобо, – это очень полезная
штука. Впоследствии, пройдя кое-какие миссии или
прикупив за сумасшедшие деньги билет, вы сможете
пользоваться воздухолетами. В каждом городе есть порт,
откуда летает регулярный рейс в Джуэно (Jueno),
своеобразный аэровокзал Вана’диэля.
Не возьмемся строить догадки относительно
судьбы, уготованной проекту в нашей стране. Будем
надеяться, что в FFXI все-таки возникнет русскоговорящая
диаспора, – несмотря на то, что ведущий в Вана’диэль
путь достаточно тернист. PC-версия этой игры стала
первой MMORPG, которой удалось затянуть в свой мир
автора данной статьи. Учитывая врожденную
предрасположенность вашего покорного к
однопользовательским приставочным проектам, – выдающийся
результат. Выжимка из 22-ого номера «СИ» за 2004 год
Осетенев бесповоротно, решил не откладывать в долгий
ящик свидание волшебным с миром Вана'диэль, где, как
рассказывали, кроткие муглы ютятся в скромных и уютных
хижинах, а вальяжные галки, ликом схожие с медведем,
удят рыбу под брачные трели чокобо. Открываю коробку
FFXI, а там – сколько бы вы думали? – ажно семь компакт
дисков. Первый устанавливает PlayOnline Viewer –
интерфейсное междумордие, позволяющие простым смертным
обосноваться в сетевом сервисе Square Enix, пройдя
изначальный обряд посвящения. Поселите его на диске,
скачайте обновление мегабайт на тридцать, и PlayOnline
готов к работе. Это своеобразный «предбанник» где вы
можете выбрать ту или иную игру (пока это FFXI и
карточная Tetra Master), создать своего аватара, найти
друзей, переброситься с ними почтой, почитать связанные
с FFXI новости и справочную информацию. Дальше в дело
идут три диска с базовым билдом игры (по окончании
установки третьего система, естественно, издевательски
требует повертеть первый на бис), диск с адд-оном Rize
of Zilart и еще два компакта с расширением Chains of
Promathia (в Японии и США адд-оны продавались отдельно;
нам, выходит, повезло). Инсталляция выжирает на диске ни
много ни мало – шесть гигов свободного места, требует
дозвона в сеть и, как PlayOnline Viewer до нее,
принимается засасывать обновление – разница лишь в
аппетитах, тянет она мегов эдак под сотню. Точные цифры
не сообщаются, дабы не смущать лишними данными
малоопытных пользователей – в этом смысле FFXI на PC
полностью идентична версии с PS2. Покончив с апдейтами,
попадаем в лапы бюрократии: ну-ка, вбейте в окошки пять
двадцатизначных паролей, да расскажите о своей кредитной
карточке – тридцать дней, конечно, бесплатно, но адрес с
номерочком-то все равно оставить требуют, во избежание.
Хорошо, нате вам номерочек. Стоит игра в FFXI не так уж
дорого: $15 в месяц, каждый дополнительный персонаж
обойдется вам в доллар. До экрана генерации героя я добрался часа через четыре
после распечатывания коробки. Клянусь на сборнике
сочинений Носова: ни одна из виденных до этого игр не
требовала столько времени на установку, доводку,
регистрацию и отладку. Ничтоже сумняшеся, выбрал
какого-то эльфа и поселился в королевстве под названием
Басток. Будем жить.
1265 Прочтений • [Обзор игры Final Fantasy XI] [11.04.2012] [Комментариев: 0]