Очередной шаг навстречу реалистичности
С неохотой это констатируем, но у серии FIFA не осталось конкурентов. В Японии, как и в Konami, наверное, тоже очень любят футбол, но на Западе его все-таки любят больше. Pro Evolution Soccer – безусловно, хорошая серия, но та, которую разрабатывает Electronic Arts, с каждым годом становится лучше на порядок.
FIFA 11 вышла во всех отношениях революционной. Казалось, там было все: и картинка уровня телетрансляции, и правдоподобная физика. Год назад сложно было представить, что еще должны сделать разработчики, чтобы геймеры вновь ахнули от восторга. Честно говоря, никто бы не расстроился, если бы единственными нововведениями новой FIFA 12 оказались трансферный дедлайн и усовершенствованная онлайновая служба. Но в EA Canada отказываются стоять на месте и уверенно шагают навстречу реалистичности.
Играй, как Марадона
Впрочем, поначалу изменения в механике несколько отпугивают, и натурально задаешься вопросом, как же, черт возьми, играть в эту FIFA 12. Усовершенствовался контроль мяча: и теперь, управляя, скажем, Месси или Роналду, можно очень изящно обвести всех защитников в чужой штрафной площади, обмануть вратаря и намертво пробить в девятку. Новая технология называется Precision Dribbling. По мнению разработчиков, она добавляет игре реалистичности. По правде сказать, с этим утверждением сложно спорить. Все помнят глупые ситуации в FIFA 11, когда Месси, получивший мяч перед воротами соперника, не успевал его обработать и терял на ровном месте, под прессом обороны – даже в жизни такое нечасто увидишь. Но отныне справедливость торжествует, и главные футбольные звезды современности умеют прокидывать мяч между ног соперников, в нужный момент ловко уходить от защитников в сторону и обыгрывать вратарей. При умелой игре даже Аршавин сможет, что называется, на плечах прорваться к чужим воротам. Причем для успешной обводки не нужно включать дриблинг – все делается обыкновенными стиками на геймпаде (или клавиатурными стрелками в случае мазохизма).
Таким образом, разработчики сместили акценты на индивидуальные возможности футболистов. Причем, в идеале, перед выходом на поле хорошо бы изучить ключевые особенности ваших игроков и использовать их в матче. Скажем, если Месси ловко прорывается к штрафной и ему, по большому счету, все равно, сколько там защитников, два или десять – он все равно их сможет обвести, – то будет логично идти вперед. А в случае с менее техничным Краучем имеет смысл пробивать издалека, тем более что дальний удар у него неплохо поставлен. Что-то похожее было еще в консольной версии FIFA 11, но реализация там была на порядок хуже. Индивидуальными качествами спортсменов не пренебрегает даже соперник под управлением компьютера – Веллитон из московского «Спартака» не любит возвращаться в свою штрафную и постоянно пасется возле центрального круга, ждет передачу из глубины, чтобы врубить космическую скорость, убежать от защиты к чужим воротам и забить. Дриблинг, кстати, тоже упростился. Многие финты выполняются так же, как и раньше, но потерять мяч стало сложнее.
Психолог и физиотерапевт в одном лице
Для того чтобы в режиме карьеры нападающие забивали, а защитники успешно оберегали свои ворота, с ними придется вести серьезную работу. Через прессу их можно похвалить, таким образом отметив их успех и проявив по отношению к ним доверие. А можно пожурить, заставив действовать на поле агрессивнее. Текущее моральное состояние игрока отражает соответствующий параметр. К тому же, за физическим состоянием футболистов тоже лучше наблюдать – для этих целей есть отдельный параметр. Порой лучше оставить спортсмена в запасе, дав возможность отдохнуть.
В FIFA 12 появилась возможность придержать соперника за майку или толкнуть его. Главное – не переусердствовать, судьи не слепые, могут и штрафной назначить.В новом режиме Be a goalkeeper, к счастью, подсказывают, какую позицию должен занять наш вратарь. Без этого игра превращается в какой-то ад.
PC-версия
Случилось то, что должно было случиться еще в 2007 году: компьютерная версия ни в чем не уступает консольной – они полностью идентичны. Это означает, что те режимы, которых мы недосчитались в слегка обрубленной FIFA 11, присутствуют в новой игре. Кстати, продюсер линейки Ян Джарвис мечтает объединить все три версии и сделать так, чтобы ПК-пользователи смогли играть с консольщиками по онлайну. Впрочем, пока идет война между Microsoft и Sony, это маловероятно.
Такой подкат запросто может травмировать нападающего. Если раньше травма могла прийтись на какую угодно часть тела, необязательно на ногу, то теперь все по-честному.Футболисты «Манчестер-Сити» играют в FIFA 12. Среди футболистов вообще много геймеров. Одни из самых заядлых – это, конечно, Кака и Руни, во многом из-за этого они присутствуют на обложке английской версии игры.
Большая часть футболистов очень узнаваема, но есть те, в которых с трудом признаешь реальных игроков. Дзюба, например, Кержаков, Веллитон – они слабо похожи на самих себя из настоящей жизни.Как и раньше, один из самых верных способов обмануть защитника – вовремя подставить корпус и сделать неожиданную передачу на партнера или резко уйти в сторону.
Против лома есть прием
Из других изменений, сперва ввергающих в ужас, – новая оборонительная (Tactical Defending) система. Появилась необходимость самостоятельно выбирать подходящий момент для отбора. В прошлой игре достаточно было зажать нужную кнопку, и спортсмен все делал сам – и догонял, и мяч отбирал. Чтобы накрыть чужого форварда, много ума не требовалось. Отныне все сложнее. «Опека» повешена на отдельную кнопку: защитник, добежав до соперника, владеющего мячом, не будет тут же пытаться мяч перехватить, а начнет преследование и по возможности займет максимально удобную позицию для отбора – лицом к лицу с футболистом противоположной стороны (сохраняя примерно метровую дистанцию). Дальше нужно подгадать удачный момент для стыка и выбрать способ завладеть мячом – грубый, то есть подкат, или нет. При этом по нажатию еще одной кнопки к такой вот опеке можно привлечь партнера по команде, если вы вдруг не успеваете или по каким-то причинам не хотите накрыть нападающего. Словом, организация обороны превратилась в сложное и очень увлекательное занятие. Выглядит это следующим образом: бежит, к примеру, вражеский Руни, вы играете Пуйолем. Жмете кнопку, испанец сближается с англичанином и через мгновение уже бежит перед ним. Руни пытается уйти в сторону (этот финт в 99% случаев срабатывал в FIFA 11), но тут вы жмете кнопку отбора и оставляете дерзкого нападающего без мяча.
Конечно, слегка убавился темп, но это аргумент в пользу реалистичности. Молниеносно ворваться в чужую штрафную можно только на контратаке, когда возле ворот мало защитников. А если оборона успевает вернуться назад, атака превращается в позиционную. Такого никогда раньше не было. Видели матчи казанского «Рубина»? Многим клубам приходится натурально взламывать защиту Курбана Бердыева: искать малейшие лазейки для того, чтобы пройти к воротам и пробить. В FIFA 12 вполне возможно играть в ключе казанцев: перекрывать свободные зоны, плотно опекать нападающих, страховать друг друга. Очень многое стало зависеть от схемы игры. Пять защитников преодолеть практически нереально, зато против команд атакующего плана играть проще, есть свободные зоны.
Tactical defending реально помогает сдержать дриблеров и успокоить нападающих противника. В то же время игра в обороне превратилась в очень ответственное мероприятие. Не вовремя нажали кнопку – упустили форварда. Хорошо, если там подстраховка (как у того же «Рубина»). А если вы играете с тремя защитниками и двумя опорниками, которые убежали забивать, но не забили и остались в противоположной стороне поля? То все – момент упущен, будет гол. Если вратарь не спасет. С вратарем в FIFA 12 отдельная история. Еще в прошлом году в приставочной версии был отдельный режим, посвященный голкиперам – Be a goalkeeper, благодаря которому можно было почувствовать себя Чехом или Акинфеевым. С этого года режим доступен и нам с вами.
Как мы уже отмечали, все эти изменения сначала обескураживают, но, поиграв в «двенадцатую», вы вряд ли сможете вернуться «одиннадцатой», которая со своей довольно реалистичной анимацией и не самой плохой физикой будет казаться чересчур аркадной и простой. Там часто проходили пасы на ход, навесы в штрафную, в экстренных случаях нельзя было сделать потрясающий проход одним-единственным футболистом (не убивая месяц жизни на изучение финтов). FIFA 12, по сравнению с прошлой, – более тонкая, умная, тактическая. С другой стороны, никто не мешает играть в нее аркадно. Никто не мешает, не задерживаясь в центре поля, бегать из штрафной в штрафную, навешивать и бить. Но против опытного игрока в мультиплеере такая тактика не сработает.
Управление на PC
Если вы до сих пор не знаете, что такое «мазохизм», советуем зайти на YouTube, вбить в строку поиска слова «дриблинг», «FIFA 11» и «клавиатура», открыть соответствующий ролик, посмотреть его и никогда (никогда!) не играть в FIFA 12 на клавиатуре. Эта игра создана для геймпада. Лучше всего подойдет стандартный контроллер от Xbox 360. Он идеально лежит в руке и позволяет с легкостью выполнять любые финты.
Криштиану Роналду со времен FIFA 11 бить пенальти не разучился и обладает завидной результативностью. Вообще личные характеристики футболистов играют еще более важную роль.Фабрегас, воспитанник «Барселоны», в «Реале» – в жизни такая новость спровоцировала бы огромный скандал.
Футбол как смысл жизни
В FIFA 12 мы играли за месяц до релиза, когда серверы онлайновой службы EA Sports Football Club еще не были включены, поэтому оценить сетевые сервисы мы не смогли. Скорее всего, о них мы в подробностях расскажем в следующем номере, а пока – коротко о самом главном. Над EA Sports Football Club работает отдельная команда разработчиков, его можно интегрировать в «фейсбук» и «твиттер», как, например, Steam. А представляет собой он огромную социальную сеть для фанатов футбола, нечто похожее на Autolog из Need for Speed: Hot Pursuit. Вы выбираете команду, которую хотите поддерживать, и по ходу игры зарабатываете баллы, которые отправляются в копилку любимого клуба. В ту же копилку идут баллы других игроков. От количества таких очков зависит место клуба в общем списке. Так, если фанаты московского «Спартака» объединятся и будут усиленно играть в FIFA ради величия обожаемой команды, подопечные (пока еще) Валерия Карпина смогут подняться в рейтинге к первым местам и, возможно, обойти какой-нибудь западный гранд – например, «Арсенал». Кроме того, на основе событий в реальном мире будут предлагаться к прохождению разные сценарии, вроде финала Лиги чемпионов. А еще разработчики приготовили несколько интересных сетевых режимов, но о них в подробностях – в следующем номере.
В последний день трансферного окна «Арсенал» купил аж пять новых игроков. В нашей версии эти изменения пока не отображены, но, скорее всего, войдут в финальный билд. И, разумеется, составы по-прежнему можно обновлять через онлайновую службу.Благодаря новой физике, борьба в воздухе стала куда зрелищнее. Движок еще не идеален, и не все столкновения выглядят убедительно, но задел на будущее есть.
Как стать Моуриньо
Обновленный режим карьеры отличается от прошлогоднего сразу несколькими важными вещами. Во-первых, наконец-то появились скаутские академии. За приличную сумму денег специально обученные люди отправятся хоть на край света искать молодые таланты. В начале своего профессионального пути юные дарования обладают до смешного низкими характеристиками, но их показатели можно и нужно развивать. Потолок, конечно, есть, и он отражен в скаутском отчете, который присылается каждый месяц. Тут, правда, важно понимать, что далеко не все найденные в африканских глубинках или бразильских трущобах юные таланты впоследствии станут очередными Пеле. С другой стороны, стоят эти молодые парни сущие копейки, так что почему бы не рискнуть?
Кстати, о стоимости: одна из самых разрекламированных новинок нового режима карьеры, трансферный дедлайн – действительно прекрасная находка. В эти часы трансферный рынок буквально взрывается. Игроки слезно просят продать их в другие клубы (в противном случае они захандрят), топ-клубы в преддверии Лиги чемпионов пытаются усилиться лучшими футболистами мира и разворачивают за них войну. Последний день трансферного окна – это восемь условных часов; покупать, продавать или сдавать в аренду игроков можно каждый час. Проделали необходимые операции, нажали кнопку – время промоталось на 60 минут. Кстати, клубы, управляемые компьютером, во время трансферного окна ведут себя, мягко говоря, очень агрессивно. Только наш «ЦСКА» подписал перспективного новичка из какой-то южноамериканской команды, как по нему стали приходить предложения от «Зенита» и от «Анжи».
В отличие от FIFA 11, где с мнением футболистов после подписания контракта (и до подписания следующего) можно было не считаться, тут ваши спортсмены капризничают: просят игровой практики или собственной продажи в клуб из более сильного чемпионата.
В остальном режим «карьеры» не изменился. Тренерам по-прежнему ставятся различные задачи (выиграть чемпионат или кубок страны, победить в Лиге чемпионов), выполнение которых вознаграждается положительными очками репутации и бонусом к трансферному бюджету. Футболистам же нужно просто хорошо играть. Со временем талантливый спортсмен сделает себе громкое имя, и за ним начнут охоту лучшие клубы мира.
О РАЗРАБОТЧИКЕ
Игры серии FIFA издаются под брендом EA Sports, но нужно понимать, что это никакая не отдельная контора, а всего лишь часть огромной студии EA Canada, куда с 2008 года помимо разработчиков спортивных игр входит ванкуверская EA Black Box, создавшая серию Need for Speed (впрочем, BB по-прежнему остается независимой, несмотря на то, что входит в другую структуру). EA Canada – одна из основных студий Electronic Arts, существующая с 1983 года и выпустившая за это время десяток проектов. Кстати, в компании работает более 1800 человек.
Вратари по-прежнему прыгают в ноги при первой же возможности, стараясь лишить форвардов мяча, но те научились уходить в сторону и обыгрывать их. Анелька в этот раз не повезло.Арена «Ювентуса» выглядит впечатляюще. Кстати, в специальном режиме можно создавать собственные стадионы. Почувствуйте приближение ЧМ-18, называется.
Вы же видели, как «Манчестер-Юнайтед» забил восемь мячей в ворота «Арсенала»? Лично я после этих событий тут же устроил возмездие в FIFA и обыграл «МЮ» со счетом 5:0. Кстати, если бы работала онлайновая служба EA, вполне вероятно, что там появился бы соответствующий сценарий.Отныне гораздо проще уходить от подката, при этом не теряя мяч. И все благодаря обновленному дриблингу.
FIFA 12 как телетрансляция
Разработчики усовершенствовали графику, в некоторых случаях избавились от подзагрузок – например, иногда футболист, в случае аута, быстро сам достает улетевший за пределы поля мяч и вводит его в игру; в FIFA 11 этому каждый раз предшествовал гаснущий экран. Но главное – это, разумеется, Player Impact Engine, обновленный физический движок. До релиза игры в EA много говорили о том, что эта технология делается с расчетом на будущее, и разработать идеальную физическую модель вот так, за 12 месяцев, невозможно в принципе. Впрочем, у разработчиков уже сейчас есть повод для гордости. Новая технология сперва не впечатляет, у тебя просто нет времени разглядывать, в каких там позах и по какому поводу корячится только что переживший серьезный стык футболист. Разница проявляется на замедленных повторах. Спортсмены чутко реагируют на каждое столкновение, падают точно так же, как они упали бы в реальной жизни. К тому же, в отличие от прошлой FIFA, они не проваливаются сквозь газон, а их руки не болтаются без дела и не проходят сквозь туловища соперника. Создатели игры поясняют, что новая технология просчитывает физику всего футболиста целиком. Раньше, разумеется, такого не было, и движок обрабатывал только какую-то определенную точку – например, точку соприкосновения ноги футболиста с мячом. Падения действительно выглядят на порядок красивее, но до полной правдоподобности в этом плане игре далеко: например, ситуация, не так давно случившаяся с Акинфеевым и Веллитоном, то есть когда нападающий на скорости врезается в прыгнувшего за мячом вратаря и наносит ему травму, тут пока невозможна. Кстати, травмы тоже просчитываются по-новому, футболисты получают повреждения по ситуации, а не случайным образом. Игра просчитывает, какая часть тела повреждается в результате стыка или падения. Скажем, рухнул футболист кверху ногами – тут есть риск повредить шею; заехали ему по ногам – есть угроза соответствующей травмы. Честно говоря, пока кажется, что эта технология тоже недоработана, но у разработчиков создан задел на будущее, и то, что не реализовано сейчас, наверняка будет сделано к следующей осени.
Навстречу к идеалу FIFA 12 – это, однозначно, революция, возможно, не столь заметная по сравнению с прошлогодней, но тоже очень важная для будущего сериала. Когда-то давно разработчики Pro Evolution Soccer взяли курс на реалистичность, и студии EA Canada, которые всю жизнь делали очень аркадные спортивные игры, пришлось догонять. Теперь же ситуация, по-видимому, изменилась. FIFA 12 – это очень реалистичный, живой и интересный футбол, в который можно совершенно по-разному играть: или подражать «Барселоне», играя в мелкий пас, или закрываться в обороне и выезжать на контратаках, как это делает «Рубин», или навешивать в штрафную и бить головой по примеру сборной Ирландии. То же самое касается и тактики. Схема игры – отныне не пустые слова, а очень важная составляющая матча. Наконец-то появился позиционный футбол – в особых случаях перед чужими воротами придется решать головоломку «как взломать оборону соперника и суметь ударить в створ ворот». Кроме того, упростился контроль мяча, и неопытных и откровенно слабых пользователей можно обыграть одним-единственным Криштиану Роналду, для которого в некоторых случаях мяч – как часть собственного тела, так классно он им управляет.
Разумеется, все эти достоинства сошли бы на нет, окажись FIFA 12 сложной, как «Ил-2: Штурмовик». Но тут все осваивается за считанные часы, и дриблинг, и тактика, и новая система защиты. В позиционный футбол начинаешь играть на автомате – когда твоего нападающего пытается накрыть защитник, а ворота чужие вот они, уже совсем близко, и тут еще может контратака в случае потери случиться, не спешишь с ударом и начинаешь думать, как обыграть соперников.
Так что FIFA 12 выстрелила сразу по двум аудиториям. Первая – это хардкорные игроки, с которыми все понятно: новые возможности для тактики и так далее. Вторая – все остальные: несмотря на огромное количество возможностей на поле, никто не заставляет играть в медленный футбол с позиционной борьбой возле центрального круга. Если хотите – неситесь в атаку и забивайте ножницами через себя.
Голос «Фифы»
В русской версии FIFA 12 мы снова услышим знакомый по прошлой игре серии дуэт комментаторов – Василия Соловьева и Юрия Розанова. Они еще лучше изучили российскую премьер-лигу и поименно знают практически всех выступающих там футболистов. К слову, Соловьев, по сравнению с FIFA 11, говорит чаще и больше.
Разыгрывать комбинационные атаки стало на порядок интереснее. Ищешь лазейки в чужой обороне и пользуешься каждым оставленным без внимания сантиметром поля.В режиме карьеры Леман очень хочет играть в футбол, а не смотреть матчи родной команды со скамейки запасных. Если ему сейчас не повиноваться, он захандрит, а через некоторое время, возможно, попросится в другой клуб.
Из заметок в СМИ можно сделать выводы о текущих настроениях своих футболистов. На моральное состояние игроков можно также влиять через прессу, сделав через журналистов заявление на правах главного тренера. Похвалите или поругайте игрока, команду, соперника, и это скажется на будущей игре.
2050 Прочтений • [Обзор игры FIFA 12] [11.04.2012] [Комментариев: 0]