Помню свои впечатления от FIFA 96 – первого футбольного симулятора, который я увидел в своей жизни. Тогда один из самых продаваемых игровых сериалов еще не добрался до PC, а 22 двумерные модели игроков гоняли мяч, едва подчиняющийся законам физики, на 16-битной платформе от Sega. Восторг и восхищение: вот они, реальные игроки участвуют в реальных турнирах! Рев трибун – и результат в твоих руках! Смоделировать важный поединок до его начала в реальной жизни и спрогнозировать результат – святое дело. А если вдруг матч с участием любимой команды заканчивался неудачно, делом чести было запустить игру и восстановить справедливость...
FLASHBACK FIFA 99 на PC и 3D – в конце прошлого века казалось, что ничего более приближенного к телетрансляции создать просто невозможно. В виртуальных физиономиях многих сверкавших тогда звезд футбольного небосвода, вроде Рауля, Морьентеса, Майкла Оуэна или Зинедина Зидана, можно было разглядеть черты их прототипов. Это было так прекрасно, что на армии вышедших с конвейера клонов, выступавших за не очень именитые команды и полировавших в топ-клубах скамейки запасных, лично я не обращал никакого внимания. Пусть такие же болванчики защищали цвета сборной России, стартовый состав которой соответствовал действительности лишь в общих чертах… Ведь в этой игре можно было выйти один на один и перебросить кипера! FIFA World Cup 2002 раскрасила в яркие цвета недели ожидания мундиаля с участием сборной России, впоследствии бесславно покинувшей Японию и Южную Корею по итогам группового этапа. Здесь, на виртуальных газонах изумрудного цвета, она неоднократно становилась чемпионом еще до начала состязаний в Токио и Сеуле. А еще в этой игре угловой стал опаснейшим стандартом: благодаря появившейся возможности крутить мяч, его не составляло труда отправлять в ворота прямо с угла поля. По эффектной дуге хотелось делать все – бить, осуществлять длинные кроссы и пасовать на короткие дистанции.
Каково же было разочарование, когда в FIFA 2003 этой фичи не оказалось. А на смену динамичному, немного сумасшедшему футболу пришел футбол вялотекущий, консервативный. Вместе с появлением системы первого касания (First Touch) был заложен камень в фундамент FIFA – такой, какой мы знали ее на протяжении последних восьми лет. Та FIFA была революционной в серии: движок, игровая механика, структура режимов 2002 года были списаны в утиль, а им на смену пришла версия, разработанная с чистого листа. Переворот, произошедший в серии в этом году, можно сравнить с революцией 2003 года. И давайте запомним этот момент: еще лет пять как минимум FIFA будет базироваться на версии 2011 года.
Самопожертвование, полная самоотдача во имя победы – это не про Николя Анелька. У этого французского футболиста весьма апатичное выражение лица и стиль игры такой же.Искусственный интеллект играет предельно корректно: нарушений правил и опасных штрафных не дождешься!
СМУТНОЕ ВРЕМЯ
Три-четыре последних года мы бы с удовольствием не рецензировали FIFA: настолько скучна, уныла, а иногда даже нелепа была игра… Да еще это чувство несправедливости за родную, но обделенную next-gen версией платформу, росло с каждой итерацией…
Попытка превратить FIFA в эдакую футбольную тактическую стратегию, которой и управлять пришлось бы мышкой, с треском провалились. Как и другие «уникальные» наработки для PC-версий, резкое непринятие которых сообществом все яснее свидетельствовало авторам о необходимости сделать решительный шаг.
И вот, случилось. «Мы хотели иметь четкую основу для работы. В теории перейти на новое поколение можно было уже в какой-нибудь FIFA 07, но мы дождались десятого выпуска, который получил более 50 наград «спортивный симулятор года» и заработал самые высокие оценки по жанру. Это уже хорошая основа, которую стоило переносить на PC», – о таких причинах значительной задержки переноса нового движка на персоналки поведал нам на презентации Иан Джарвис (Ian Jarvis), PC-продюсер FIFA 11. Выходит, что PC – прямо-таки элитная платформа, на которую и нос-то совать без пары десятков наград и средних 90% по прессе стыдно. Но стоит попасться на эту уловку, как ждет новый подвох: фишек флагманской консольной FIFA 11 – Pro Passing (новой системы исполнения передач) и Personality+ (системы, которая учитывает индивидуальные особенности футболистов в каждой игровой ситуации) – на PC нет.
Пусть в основу положена прошлогодняя версия для Xbox 360 и PS3, но и этого, как мы уже писали в репортаже, достаточно, чтобы свести нас с ума и заново влюбить в главный футбольный симулятор. Дриблинг на 360 градусов, финты, повышенный контроль мяча, новая анимация столкновений, продвинутая система силовой борьбы за мяч, поумневший ИИ, новый движок: все правда, все работает.
Давид Вилья, несмотря на свой рост, тот еще любитель забивать «со второго этажа».Главное московское дерби «Спартак» – ЦСКА. В Лужниках аншлаг!
ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА КАЖДОЙ ПЯДИ ПОЛЯ
По сравнению с Pro Evolution Soccer 2010, где кружева атак можно плести смело и решительно (практически не глядя перепасовываясь в центре поля, забрасывая мяч на свободные зоны и прорываясь нападающими таранного типа через частокол ног – игра это поощряет), геймплей FIFA 11 более вязкий, и здесь такие номера не проходят. Игра не любит дерзких и уже на среднем уровне сложности подталкивает, а на высоком и вовсе вынуждает бережно относиться к мячу еще на ранних стадиях атаки. А то, как обычно бывает: прерываешь наступательные действия противника, быстро переводишь мяч в центр, потом свободному нападающему, а дальше: «по газам» к воротам или передача на фланг. Тут же в случае стремительного развития атаки по центральной оси быстро сталкиваешься с отсутствием вариантов развития наступления, упираешься в стену защитников, тебя вытесняют к флангу, где мяч благополучно и теряется. Чтобы обеспечить необходимую поддержку на чужой половине поля, FIFA 11 призывает делать наступательные действия подготовленными и планомерными. Вы можете не согласиться, но самоуверенных игра чаще наказывает, чем вознаграждает.
В ФУТБОЛ ИГРАЮТ НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ
Физика взаимодействия игроков настолько правдоподобна, что «электроники» будто неспроста пытаются задержать нас в центре поля, навязать борьбу, превратить футбол из беганья за мячом в сражение за него, дабы мы обязательно оценили физическую модель и труды аниматоров. И надо признать: смотреть на то, как игроки борются корпус в корпус, используют руки, оттирают друг друга от мяча – одно удовольствие. FIFA 11 это дуэль на каждом участке поля.
Причем в этой дуэли мы не статисты, мы принимаем деятельное участие. Можно ускориться – и игрок грубо отпихнет противника. Можно поменять направление бега – игрок, отказавшись от борьбы, станет развивать атаку в другом направлении. Можно неожиданно убрать мяч под себя или прокинуть в сторону с помощью First Touch в надежде, что соперник не успеет среагировать и предоставит нам пару драгоценных мгновений для передачи или удара.
Чтобы остановить Фернандо Торреса, требуется не менее двух коренастых темнокожих защитников.
Вообще в FIFA 11 очень важен микро-контроль: зажимаем левый shift, и правый аналоговый стик (да, геймпад для игры строго необходим!) начинает управлять ногами персонажа. Можно перекладывать мяч с одной ноги на другую, прокидывать его между ног, дезориентировать противников ложными рывками в разные стороны, делать поворот а-ля Зидан. Если подконтрольный игрок – парень вроде Кака или Фернандо Торреса, дриблинг превращается в настоящее искусство. Столь проработанная система контроля над мячом дарит не только эстетическое удовольствие, но и открывает ряд новых возможностей. С ее помощью можно не только подобрать ту ногу, с которой нужно нанести удар, но и определить, какой частью ступни это будет выполняться (подъемом, «щечкой» или «шведой») и как закрутится мяч.
Существенный скачок произошел в развитии искусственного интеллекта. Оборона стала значительно организованнее и честнее: ее не стало сложнее взломать, нет, но действия игроков защиты теперь основаны на максимально адекватном реагировании на происходящее. Их не уводит в сторону в самый ответственный момент, управление без труда переключается на нужного футболиста для осуществления активного прессинга, четче работают крайние защитники, которые нынче не стремятся во что бы то ни стало предотвратить навес в штрафную, тем самым оголяя фланг.
В то же время оборонцы – вовсе не беспощадные «тигры», выцарапывающие мяч прямо из-под ног. Противостояние дриблера и защитника – дуэль без заведомого преимущества какой-либо из сторон. Результат локальной битвы рассчитывается из огромного количества параметров, вроде нашего умения обращаться с геймпадом, мастерства дуэлянтов и общего рисунка атаки. Заметно прибавилось извилин и в головах вратарей: перехваты мячей со «второго этажа», выходы из ворот и сейвы выполняются более четко и без багов, которые вереницей тянулись за сериалом с незапамятных времен.
ФУТБОЛ ОТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА
Как и раньше, помимо обычного режима карьеры, где в нашем распоряжении целая команда, в режиме Be a Pro можно взять шефство над одним-единственным игроком. Или создать себя любимого в режиме Virtual Pro и пройти через огонь, воду и медные трубы (230 достижений), прежде чем фанаты признают вас мировой звездой.
Перед каждой заменой приходится лицезреть трибуны. Этот ракурс осточертевает уже ко второй игре.Аброзини беспощаден к противнику. Судья беспощаден к Амброзини. «Горчичник» после таких номеров обеспечен.
НЕОБХОДИМО И ДОСТАТОЧНО
Хороший футсим – это не только геймплей, максимально приближенный к реальности, но и огромная база знаний о клубах и игроках. С тех пор как я играю в FIFA и Pro Evolution Soccer, мой футбольный кругозор постоянно ширится. Из игры периодически узнаешь, к примеру, о свершившихся трансферах или таких мелочах, как национальная принадлежность того или иного футболиста, но самое ценное – данные о его характеристиках. Манера игры, сильные и слабые стороны, на какой позиции игрок максимально эффективен – такая информация, которая довольно точно отражает реальное положение дел, невероятно интересна и ценна.
Ну и, конечно, хороший футсим – это еще и интересный режим карьеры. Без гипертрофированной роли менеджера, но и с необходимым набором управленческих инструментов, которые подогревают дополнительный интерес к матчам. Идеальный баланс был достигнут еще в Pro Evolution Soccer 3 – тамошняя Master League для меня остается образцом сбалансированного режима карьеры. «Электроники» грамотно развили идею: спонсорские контракты, привлечение тренеров и специалистов по физподготовке, развитие способностей игроков, работа скаутов, интересная система трансферов, на которые влияет как рыночная стоимость игрока и его аппетиты, так и предложения со стороны других клубов, наша щедрость и интерес к игре в футболке конкретного клуба.
Джентльменский набор инструментов для управления тактикой также на месте. Можно редактировать выбранную формацию, двигать футболистов по полю, указывать степень участия и характер действий в атаке и обороне, настраивать индивидуальную опеку. Никаких тактических излишеств, но все необходимое есть.
ПОБЕДА НА СТАРТЕ
«Совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять», – писал Антуан де Сент-Экзюпери. FIFA 11 в этом плане бесспорно одна из самых совершенных версий за всю историю. Она не нагружена лишними фичами, обладает привычным управлением. Ничто игрока не отвлекает от футбола, к тому же чисто спортивная составляющая реализована великолепно. Силовая борьба и продвинутая система дриблинга вновь сделали геймплей увлекательным и нешаблонным, но не таким воздушным, как в Pro Evolution Soccer 2010, а новый движок придал сериалу ускорение на несколько лет вперед.
FIFA И ОНЛАЙН: СКРЕСТИМ ПАЛЬЦЫ
Предоставленная нам ревью-версия была однопользовательской, а, как это часто бывает, именно онлайн-режим показывает товар лицом. Там вскрываются всякие геймплейные баги и недоработки. Очень памятны в этом отношении FIFA 2005 и 06. Игры получили неплохие баллы в прессе, но онлайн тогда обернулся одними разочарованиями. Виной тому, в первую очередь, конечно, сетевой код службы EASO, который мог без спроса выкидывать из игры и лишать драгоценных рейтинговых очков. А потом уже огромное количество багов во вратарской игре и поведении защитников. Всю оборону можно было дурить, перекидывая в непосредственной близости от штрафной мяч с одного фланга на другой, при желании чуть ли не до финального свистка (при расстановке 4-3-3). И еще плохо работала система управления игроком без мяча (Off the Ball), читерское использование которой позволяло проворачивать на регулярной основе голевые атаки с участием всего двух игроков: вратаря (!) и нападающего.
Мы с нетерпением ждем релиза в конце сентября, чтобы отправиться на обновленные сервера Football World и убедиться в том, что свою оценку игра заслужила по праву. Если по итогам мультиплеер-теста нам будет что сказать, обязательно поделимся.
К слову, в этом году разработчики добавили VoIP и, наконец-то, вернули возможность игры по LAN без подключения к серверам EA.
Икеру Касильясу не повезло: оборона «галактикос» была прорвана беспощадным Ренато.Уже по унылому выражению лица Майкона можно понять, что легко и просто в «Ливерпуль» он не перейдет. Уровень заинтересованности в клубе: 31%. Высокая зарплата и хорошие бонусы помогут убедить защитника.
1629 Прочтений • [Обзор игры FIFA 11] [11.04.2012] [Комментариев: 0]