До самого релиза Far Cry 2 журналисты бойко сравнивали игру с Crysis. Каемся, мы тоже этим грешили. В анонсе на страницах «Страны Игр» мы даже, погорячившись, обещали выбрать, какая из них лучше. Теперь становится
понятно, что проекты эти принадлежат к разным жанрам и сравнивать их смысла нет.
От сиквела все ждали того же, чего и от первой части – красивых и техничных перестрелок в псевдооткрытом мире с перебежками от одного лагеря врагов к другому. Но новая студия, которая принялась за продолжение Far Cry (пока авторы оригинала ваяли Crysis и его ответвления), решила изменить сериал до неузнаваемости: от первой игры осталось только яркое солнце, передовая (теперь уже для 2008 года) графика, мачете в качестве единственного холодного оружия и короткие полеты на дельтаплане.
Все остальное придумывалось с нуля. И получили мы вместо клона Crysis, к своему удивлению, уникальный и на диво реалистичный симулятор охоты на людей – скорее, смесь GTA и S.T.A.L.K.E.R., чем шутер в классическом значении этого слова.
Место действия – безымянная страна в Африке, истерзанная гражданской войной. Ваша задача – найти и убить Шакала, торговца оружием, который не дает утихнуть конфликту. Чтобы добраться до своей мишени, главный герой, любой из девяти наемников на выбор, должен сотрудничать с двумя враждующими сторонами – APR и UFLL. Тут нет добрых и нет злых, все одинаково отвратительные, даже ваш подопечный. Уничтожить склад с лекарствами? Испортить питьевую воду? Казнить докторов? Без проблем –
вы пойдете на все, лишь бы получить от работодателя заветные алмазы и, конечно, сведения о Шакале. О высоких материях герой вспоминает только ближе к концу, и за сюжетом вы к тому времени уже перестаете следить.
В немногих мирных поселениях герой автоматически опускает оружие. Но при желании открыть огонь все равно можноРедактор карт прост в освоении, но очень эффективен. Он почти не уступает инструментам самих разработчиков
Ах да – персонаж, вдобавок ко всем бедам, еще и умирает от малярии, которую он подцепил сразу по прибытии в страну. Периодически у бедолаги случаются приступы, во время которых нужно пить таблетки, отвоеванные в побочных миссиях.
К сожалению, сценарий стал самой слабой частью игры: подается он скучно и скомканно. Нудный сюжет оказывается еще и абсолютно линейным – кампания состоит из цепочки миссий, которые не отличаются разнообразием: работодатели не идут дальше поручений в духе «найти и уничтожить». Тут, как и в GTA IV, нужно самому себя развлекать.
Но поначалу вам будет не до развлечений – Far Cry 2 оказывается настолько необычной и неожиданно правдоподобной, что играть в нее учишься как первоклассник, будто прежде не держал в руках контроллер. Почему оружие всегда заедает? Как прятаться от вездесущих врагов? Наконец, как не умирать столь часто? Объяснять законы своего мира игра не спешит –
самоуверенные авторы дают лишь основы, а свыкнуться с ними получится не раньше чем к середине игры. Но уж тогда-то вы сможете заняться настоящим творчеством – вырезать лагеря врагов и устраивать засады в своем собственном уникальном стиле.
***
Для какой же платформы покупать игру? Давайте сравним. Графически консольные версии почти идентичны – разве что частота кадров на PS3 немного ниже, чем на Xbox 360. PC, как обычно, лидирует в графике, но и без мелких недоработок не обошлось – например, кусты здесь, так же как и на консолях, появляются из ниоткуда на некотором расстоянии от героя. Главная же разница между консольной и писишной версией не в технических показателях, а в системе сохранения. На Xbox 360 и PS3 сохраняться можно
только в специально отведенных для этого местах: после получения миссий, при переездах между автобусными остановками и в домиках для отдыха, разбросанных по карте. В компьютерном варианте сейв доступен в любой момент через меню – это упрощает задачу, но делает игру менее напряженной. Кроме того, из-за этого в PC-версии вам реже помогают напарники – они спасают героя только после посещения им домиков для отдыха, а в компьютерной модификации заходить туда стоит разве что за амуницией.
В самых удачных ракурсах игра выглядит даже лучше, чем Crysis
Вашим полотном становится огромная карта площадью в пятьдесят квадратных километров. Африка – вот настоящий герой Far Cry 2. Ночь сменяется днем, на саванны обрушиваются дожди и штормы, тени от деревьев гуляют по траве, ветер раскачивает ветки. Да, движок Dunia технически уступает CryEngine 2. Но при взгляде на здешние пейзажи захватывает дух – и, самое главное, мир живет своей жизнью, а не просто служит красивыми декорациями для перестрелок. Да, тут нет разнообразия африканской фауны:
ни крокодилы, ни львы не водятся, только зебры да буйволы в остервенении бросаются под колеса вашего джипа. Зато на растительности авторы отвели душу: каждый кустик здесь уникален, а ветки не только обламываются, но и со временем отрастают обратно. Но во время игры вы можете этого и не заметить. Здесь, как и в Liberty City, хочется просто гулять и глазеть по сторонам. А если еще и развести костер! Огонь в Far Cry 2 динамично перекидывается с одного предмета на другой –
от травы загорается кора дерева, потом полыхает и чернеет уже его листва, а дальше пламя переходит на крону соседнего дуба и с него – на крышу хижины неподалеку. Огонь тут выполнен немногим хуже, чем в Alone in the Dark, но никто не заставляет вас уделять ему внимание. Можно всю игру пройти, так и не купив огнемет.
Однако в глаза бросается обратная сторона реализма, о которой сами разработчики старались не говорить. Не от стыда, конечно, – просто не хотелось отпугивать впечатлительных геймеров. Открываем их секрет: Far Cry 2 настолько же шутер, насколько и… автосимулятор. Готовы вы к этому или нет, а большую часть кампании придется провести за баранкой автомобиля. Как в жизни, до цели в каждой миссии нужно добираться в реальном времени, а не одним нажатием кнопки. Причем занимает поездка
до вражеского лагеря обычно даже больше, чем перестрелка после нее. Мгновенно перемещаться позволено только между автобусными остановками, но их по карте разбросано немного.
На экране нет прицела, так что от бедра палить не рекомендуетсяВызов карты не переносит вас в абстрактное меню – она показывается прямо в руках героя. При этом на паузу игра не ставится, так что во время погони ориентироваться лучше по звездам
Если вы не против отправиться на сафари по виртуальной Африке, приготовьтесь к еще одному сюрпризу: все, кого вы встретите на пути, окажутся противниками – добропорядочные жители из этих мест уже сбежали. Из-за этого долгие поездки могут быстро надоесть: на каждой дороге вам обязательно встретится парочка блокпостов, и солдаты на них не берут за проезд мзду, а просто открывают огонь. Почему они с таким рвением готовы отправить на тот свет совершенно незнакомого человека, остается, правда, загадкой. Эта
враждебность рушит иллюзию разумного мира: Африка, конечно, огромная и красивая, но живых людей тут не встретишь, повсюду только безмозглые недруги.
Мир поделен на две большие зоны, под завязку забитые разного рода миссиями, – при выполнении побочных заданий прохождение может запросто растянуться часов на пятьдесят. Необязательные миссии довольно банальны: выехать-уничтожить-вернуться, без вариантов. Варианты, впрочем, возможны в самом исполнении. Как и в оригинальной Far Cry (и Crysis, конечно),
разбираться с недоброжелателями можно десятками разных способов. Выжечь поселение огнеметом, разбомбить из миномета, снять дозорных из снайперской винтовки, наконец, прокрасться под покровом ночи с мачете наперевес – все это делать одинаково просто и увлекательно. И, в отличие от Crysis, полагаться приходится не на сверхъестественные особенности нанокостюма, а исключительно на свои навыки. Тут не помешает продумать для каждой операции план: разглядывая логово врага в бинокль, вы можете отмечать нахождение
аптечек, патронов, транспорта и дозорных прямо на карте. А потом, ближе к ночи, тихо пробежать к цели, минуя противников, и так же незаметно удалиться. Напоследок стоит еще и поставить мины на вражеские джипы – на случай, если диверсию раскроют и начнется погоня. Любителям стелса, правда, приходится туго: днем враги способны разглядеть героя и сквозь густую траву, а по ночам солдаты не ложатся спать, а продолжают точно так же бдеть на своих постах.
Мультиплеер
Многопользовательские бои проходят на небольших закрытых картах, где доступно четыре режима: командный и обычный дефматч, захват флага и особый вид игры Uprising. В нем две команды должны сражаться за удержание точек, причем на каждой стороне один из персонажей назначается командиром. Если его убивают – группа проигрывает. Хотя мультиплеер в теории мог бы быть неплохим, пока он, к сожалению, предстает не в лучшем виде. Постоянные лаги и ошибки соединения мешают нормально играть – возможно, эти
недоработки исправят патчем. Но у онлайнового режима Far Cry 2 есть туз в рукаве – режим создания карт. Он быстро осваивается и оказывается одинаково удобен на всех платформах – первую свою карту вы сможете изготовить за полчаса. Умелые геймеры успели сваять в редакторе копию Эйфелевой башни, сцену высадки десанта в Нормандии и даже поле с гигантскими роботами. Попробуйте – это просто и весело.
О состоянии оружия легко судить по его внешнему виду. Если ствол ржавый, его, скорее всего, скоро заклинитЕсли друг смертельно ранен, а аптечек под рукой нет, приходится самому отправлять его на тот свет – чтобы не мучился
Реализм стал одновременно и благословением, и проклятием Far Cry 2: с одной стороны, в роль героя мгновенно вживаешься, с другой – полезные условности, вроде возможности стрелять из машины на ходу, пришлось отбросить. Свидетельство любви авторов к суровой правде жизни – недолговечность вооружения и транспорта. Машину можно запросто починить, остановившись у обочины, а вот оружие приходится менять – ржавый автомат обязательно заклинит, что для вас может оказаться фатальным.
Местных наемников Шакал, как назло, снабжает исключительно ненадежным снаряжением. Дабы не попасться в ловушку, оружие приходится носить свое собственное – его нужно выменивать на заработанные в миссиях алмазы. В начале игры магазин (их на карте несколько, и рядом с каждым расположен склад) предлагает только самые простые средства смертоубийства, но доступный арсенал пополняется как по сюжету, так и после выполнения специальных побочных миссий. Как только вы приобретете какой-нибудь автомат, на
складе появится бесконечный запас стволов этого типа. Брать в бой позволено четыре вида оружия – вдобавок к автомату, дробовику или снайперской винтовке герой носит мачете, пистолет и что-нибудь тяжелое, вроде огнемета, гранатомета или базуки.
Но алмазы также можно обменять на апгрейды для вооружения и дополнительную амуницию – например, камуфляж для скрытного проникновения или сумку для шприцев побольше размером. Делая уколы шприцами с неизвестным содержимым, герой лечится – после ранений здоровье восстанавливается лишь частично, остальное же приходится восполнять такими портативными аптечками. Но если здоровье опустилось до минимума, первой помощью вы не отделаетесь, однако наемник способен самостоятельно провести небольшую операцию.
Например, забинтовать сломанную руку или вправить плечо, вынуть щипцами пулю или прижечь порезы.
Авторы, слава богу, дали поблажку и поставили в каждое транспортное средство GPSДевять персонажей – девять пар рук. Больше, к сожалению, герои ничем не отличаются
Хотя миссии редко отходят от шаблона, в них игроку дается на удивление большая свобода – и не только в тактике боя. Получившему задание герою обычно звонит один из приятелей – друзья-наемники время от времени встречаются в миссиях и готовы помочь. Они предлагают альтернативный, часто более гуманный способ прохождения. Вам все равно приходится ехать в какой-то лагерь врагов и убивать там всех, но хотя бы мотивация меняется. Кроме того, после выполнения альтернативной версии задания открываются
бонусы – в разбросанные по миру домики, где может отдыхать герой, добавляют новые предметы.
Боевые товарищи оказываются на удивление важным элементом игры. После смерти вашего подопечного они иногда возвращают его к жизни и вытаскивают из боя, сами подставляясь под пули. Бывает, и их приходится выручать – когда приятеля подстрелят, вы можете вылечить раненого, потратив аптечку. Или же пустить ему пулю в лоб, если медикаментов под рукой нет – после смерти соратник навсегда исчезнет, и вам придется искать нового помощника. И в игре эта механика прекрасно работает – когда друг спасает
вас во время смертельно опасного (и совсем не заскриптованного!) эпизода, а потом получает от врага пулю и умирает на ваших руках – игра ошарашивает не меньше, чем сюжетные коллизии в GTA IV. Конечно, можно загрузить сейв и спасти приятеля – но когда настолько вживаешься в роль, этого делать совсем не хочется.
В таком погружении во враждебный мир Африки вся соль Far Cry 2 – это уже нечто большее, чем просто шутер. Если фантазии хватит, в игре вы сможете вытворять такое, что авторам Crysis и не снилось. Пускай не все находки доведены до ума, но даже попытка изменить что-то в скучном жанре достойна уважения. Тем более что многие нововведения и так сделаны «на отлично».
***
В самом начале кампании герой встречает журналиста по имени Рубен Олувагемби. По сюжету, он один из немногих оставшихся в стране, задержался здесь, дабы следить за развитием конфликта. Этот персонаж был бы не таким уж и примечательным, не реши разработчики перенести его в реальный мир. По этому адресу расположен блог этой акулы пера, обновляющийся в реальном
времени. Например, 22-го октября «Рубен» написал, что встретил наемника, который, как ему показалось, охотится за Шакалом – в виртуальном мире это произошло в одной из первых миссий. Фанатам игры стоит обратить внимание на эту страничку – может быть, через пару недель мы узнаем и то, как развивались события после окончания игры. Кстати, записи разрешено комментировать – постарайтесь только не разрушать иллюзию настоящего блога.
2638 Прочтений • [Обзор игры Far Cry 2] [11.04.2012] [Комментариев: 0]