Есть ли жизнь после смерти? Большинство религиозных учений отвечает однозначным «да». Правда, взгляды на человеческое существование за последней чертой разнятся. Кто-то верит в переселение душ, кто-то – в муки Ада и благоденствие в райских садах. Испанские разработчики из студии Novarama Technology не замахиваются на роль пророков, однако предлагают свою картину загробного мира. По их мнению, он представляет собой огромное поле брани, на котором непрерывно кипит жестокая война.
Рядовой и генерал
Идею смерти как призыва на службу не назовешь новой, но и «заездить» ее еще не успели. К тому же один из самых известных проектов, повествующий о жарких сражениях на том свете, – Painkiller? – относится к жанру FPS. Здесь же мы имеем дело с оригинальным сплавом экшна от третьего лица и... стратегии в реальном времени. Да, вслед за своими коллегами из разных стран творцы Novarama предприняли рискованную попытку скрестить, кажется, несовместимые жанры. Скажем откровенно: получилось далеко не безупречно, но все же лучше, чем у многих.
На бескрайних просторах иного мира сразу три непримиримых противника – Ангелы (Angels), Демоны (Demons) и Мертвые Души (Dead Souls) – ведут жестокую войну. Каждая из сторон преследует единственную и незамысловатую цель – уничтожить противников. Для нас в этом безобразии приготовлено сразу несколько ролей. Во-первых, можно встать на любую сторону. Три кампании содержат в общей сложности тридцать различных миссий. Во-вторых, на поле боя мы предстаем в двух ипостасях. В одних заданиях управляем обычными солдатами, в других же операциях разработчики позволяют нам покомандовать армией – тогда-то и раскрывается стратегическое нутро игры.
Юниты-великаны топчут мелюзгу и выясняют отношения друг с другом. Любого из них можно оседлать.На землях ангелов царит зима.
Пешие и конные
Novarama пошла интересным путем. Доверяя игроку управление войсками, студия не выкинула его с поля боя. Напротив, как настоящий полководец генерал лично ведет свои отряды. Управление почти как в Battlezone. Используя так называемые контекстные меню, создатели Fallen Lords: Condemnation свели к минимуму все трудности. В итоге мы можем почти все то же, что и в классических RTS: отправлять отряды в атаку и выстраивать их нужным порядком на местности. Причем от диспозиции войск действительно зависит исход сражения. Победить нахрапом получается далеко не всегда, зато классическая схема «мечники впереди, кавалерия с флангов, а лучники с артиллерией сзади» срабатывает безотказно. Разумеется, если командир не прячется за спинами солдат, а на собственном примере показывает, как нужно бить врага.
От стратегий Fallen Lords досталась не только система управления, но и грандиозные побоища. В рамках кампании на одном поле может сойтись более ста воинов, а если взяться за редактор миссий и установить собственные правила, то количество юнитов перевалит за две сотни. Правда, избежать «тормозов» при этом вряд ли удастся.
Три великих командира трех огромных армий.В сражениях участвует до двух сотен солдат.
Боевая система недотягивает до уровня настоящих файтингов, но необходимым набором приемов располагает. К тому же главный герой владеет различными видами оружия как ближнего, так и дальнего боя, что еще больше разнообразит геймплей. Впрочем, богатство возможностей за сим не исчерпывается: будучи командиром, вы не обязаны ходить пешком. У каждой из сторон есть собственные верховые животные, коих можно оседлать прямо во время сечи. Причем потусторонние скакуны делятся на два вида. Первые быстры и ловки, правильнее всего их сравнивать с конями. Вторые же огромны и неповоротливы, нередко вооружены катапультами и прочей артиллерией, их подобие в нашем мире – боевые слоны.
А в России лучше...
Разномастные твари визжат и всхрапывают очень натурально, оружие правдоподобно звенит, а в главном меню звучит в меру пафосная, профессионально исполненная музыка. Зато герои в оригинальной версии молчат как рыбы. Все переговоры, содержащие не только перечень задач, но и краткий курс истории потустороннего мира, проходят в гробовой тишине – только субтитры ползут по экрану. Хорошо хоть, в продаже уже появилась локализованная версия «Fallen Lords: Другой мир», где ключевые персонажи обрели голоса. Вернее, голос – текст читает один человек, но тут уж, как говорится, не до жиру.
Подвела картинка
Главный, но существенный недостаток Fallen Lords: Condemnation – ужасная графика, никак не дотягивающая до современных стандартов. Если странную анимацию еще можно списать на своеобразие участников действа – все-таки на равнинах того света дерутся не люди, а совершено иные существа, то скудную детализацию простить мы не можем. Поля сражений большей частью представляют собой пустынные равнины с редкими россыпями камней. Немногочисленные крепости больше похожи на лабиринты из одинаковых стен, нежели на поселения, пригодные для обитания. Тоскливые серые и грязно-белые тона вгоняют в уныние. Герои же, энергично размахивающие заостренными локтями, забивают последний гвоздь в крышку гроба графического движка. За одно лишь графическое убожество мы вынуждены «скостить» полтора балла, хотя задумка у Novarama была неплохая.
ПАРТИЗАНЫ ПОНЕВОЛЕ
Искусственный интеллект юнитов в Fallen Lords оказался на удивление неплох. Солдаты не «цепляются» за скальные выступы и не кидаются на противника, чуть только его завидев. Правда, такая хорошая выдержка – палка о двух концах. Потусторонние легионеры не двинутся с места без соответствующего приказа, даже если коварные недруги примутся метелить их любимого командира. Обнаружились и более серьезные недочеты. В одном из заданий высокое командование потребовало от вашего покорного истребить всю нежить в небольшом городке. После гибели последнего супостата миссия почему-то не закончилась. Оказалось, пара негодяев как-то «провалилась» внутрь каменной башни – из стен торчали лишь угловатые локти. К счастью, несколько ударов по выступающим конечностям отправили вражин в другой «иной мир». Если досадные недоработки затрагивают глубокие чувства, успокоение лучше всего искать в мультиплеере. Fallen Lords предлагает неплохой выбор сетевых режимов. До уровня Savage: The Battle for Newerth ей, конечно, далеко, но симбиоз RTS и TPS – это всегда любопытно.