На удивление удачное продолжение шутера про мертвую девочку
Попытки F.E.A.R. 3 (можно мы не будем использовать чудовищный акроним F.3.A.R.?) напугать игрока в большинстве случаев оканчиваются провалом: с потолка весело падают человеческие внутренности, игра старательно мигает светом, замутняет картинку и двигает предметы – но совершенно не вызывает страха. К счастью, все это с лихвой компенсируется одним-единственным фактом: F.E.A.R. 3 – отличный шутер.
Разработкой триквела занимались Day 1 Production (не путать с TameGate Studios, ответственной за невнятные аддоны к первому F.E.A.R.) – ранее студия выпустила достаточно инновационную игру Fracture для Xbox 360 и PlayStation 3 (подробнее о ней – в специальной врезке). Изначальные авторы F.E.A.R. и F.E.A.R. 2, Monolith, по заявлениям издателя, консультировали разработчиков во всем, что касается сюжета и вселенной игры. Кроме этого к разработке игры были привлечены комиксовый сценарист Стив Найлс (Steve Niles) и некогда популярный режиссер Джон Карпентер (John Carpenter), снявший в далеком 1982-м культовый фильм «Нечто» (The Thing).
БРАТ-2
В F.E.A.R. 3 игрок обнаруживает себя в роли Пойтмена (Point Man) – протагониста первой F.E.A.R., ныне заключенного в тюрьму зловещей корпорацией Армахам. Второй играбельный персонаж – Пакстон Феттел (Paxton Fettel), главный злодей из F.E.A.R., обладавший когда-то выдающимися психо-телепатическими способностями и склонностью к каннибализму, но убитый в конце первой части выстрелом в лоб.
В F.E.A.R. 3 Феттел – скорее призрак, чем живой человек, но это не мешает ему сохранять некоторые телепатические способности и помогать своему непутевому брату. Напомним, что Пойнтмен и Феттел – оба сыновья мертвой девочки Альмы, старательно пугающей нас на протяжении всех игр сериала. Давным-давно над ней поставили какие-то чудовищные эксперименты, в результате чего на свет появились два героя F.E.A.R. 3 – и теперь они полны решимости выбраться из заключения и найти Альму.
Такое здесь – примерно раз в десять минут.Иногда игра смутно напоминает Half-Life 2.
Slo-mo – по-прежнему главное, что заставляет нас играть в F.E.A.R.Феттел умеет поднимать врагов в воздух и вселяться в их тела.
АЛЬМА ЗОВЕТ
Игрок приходит в себя в грязной камере, где какие-то неприятные люди пытаются его допросить, – но очень быстро на помощь приходит Феттел (при первом сингловом прохождении он не доступен для игры), освобождая Пойнтмена и предлагая бежать. Здесь же на связь с Пойнтменом выходит Джин Сун-Квон (Jin Sun-Kwon) – единственный уцелевший член отряда F.E.A.R. из первой части. Но сначала братьям нужно сбежать из тюрьмы, плотно забитой клонированным спецназом Армахама.
Для этого у главного героя есть slo-mo – визитная карточка серии F.E.A.R. – а также новая возможность пользоваться укрытиями от первого лица. Очень скоро становится ясно, что укрытия добавлены в игру отнюдь не для галочки: поначалу у нас совсем мало здоровья, а замедление кончается очень быстро. Поэтому приходится нырять в укрытие и отстреливаться в надежде, что следующий заход будет более удачным.
Противники не дают расслабиться ни на секунду: продвинутый искусственный интеллект по-прежнему управляет каждым их действием. Спецназовцы нападают со всех сторон, успешно пользуются укрытиями, умеют кидать различные гранаты и слаженно идти в атаку, если вы спрятались за углом и не желаете оттуда выходить.
ПРИСТРЕЛИ ИХ
Вообще баланс игры был изменен в сторону большей напряженности: игрок постоянно находится на волоске от смерти, и только комбинируя различные виды оружия, гранат, пользуясь slo-mo и укрытиями – только так можно достичь успеха. А как только вы подумаете, что у вас начало получаться зачищать целые карты от врагов на одном дыхании, F.E.A.R. 3 мгновенно изменит правила игры.
Новые враги – начиная от уже привычных для F.E.A.R. шагающих роботов и пси-активированных спецназовцев и заканчивая сошедшим с ума местным населением – требуют новых методов борьбы, поэтому игровой темп часто меняется, а иногда приходится искать и новые способы уничтожения – вроде припрятанного в укромном месте гранатомета или другого пилотируемого робота (без этих робо-уровней, честное слово, можно было бы и обойтись).
О РАЗРАБКЕ
Чикагская студия Day 1 начинала с нишевых стратегий для PC, после чего переключилась на игры для первого Xbox – их серия MechAssault была призвана продемонстрировать возможности сети Xbox Live. После этого студия портировала первый F.E.A.R. сначала на Xbox 360 (2006), а потом и на PlayStation 3 (2007). Правда, последовавшая за этим игра Fracture хитом не стала и собрала довольно средние оценки критиков. F.E.A.R. 3 – шанс Day 1 реабилитироваться и крепко встать на ноги.
Игра скрупулезно ведет статистику ваших достижений, а при получении очередного «ачивмента» – выдает очки опыта.Psychic Link – бонусная возможность Пойнтмена «входить в связь» с оставленными Феттелом телами. За каждый такой контакт начисляются очки опыта.
ACHIEVEMENT UNLOCKED
Игра щедро вознаграждает за любые достижения – в игру встроена хитрая система «ачивментов», зарабатывая которые игрок растет в уровне, как в каком-нибудь мультиплеерном шутере. Сделали 30 хэдшотов или убили 20 врагов из дробовика – получите увеличение шкалы slo-mo и прибавку здоровья. Это не значит, что F.E.A.R. 3 со временем становится легче: качество и количество противников тоже постоянно растет. Расслабиться нельзя ни на секунду.
Еще одно безусловное достижение Day 1 Studios – попытка максимально разнообразить игровые локации. В первом F.E.A.R. действие в основном происходило в скучных офисных зданиях, во второй части разработчики зачем-то решили сделать игру более красочной – в итоге мы получили те же самые офисные коридоры, но F.E.A.R. 2 смотрелся несколько мультяшно. В третьей части действие начинается в тюрьме, затем плавно перетекает в канализацию, оттуда – в небольшой городок, похожий на деревню из Modern Warfare 2, после чего игра перемещается на склад какого-то гипермаркета, где происходящее начинает неуловимо напоминать Condemned от той же Monolith.
СТРАХА НЕТ
Но, увы, как бы ни старались разработчики, F.E.A.R. 3 совсем не пугает. Большинство трюков, используемых игрой, настолько стары, что попросту оказываются неэффективными после заряженной адреналином перестрелки. Все эти мигания светом, перемещения предметов или кровавые реки вызывают в лучшем случае снисходительную улыбку. Да, сценаристы постарались связать сюжеты первых двух частей F.E.A.R. – и им это вполне удалось, но вряд ли вы узнаете что-то новое о персонажах. Отношения Феттела и Пойнтмена вообще никак не раскрываются: если вы играете один, то второй персонаж будет появляться только в скриптовых сценках.
МУЛЬТЕР
Многопользовательский режим F.E.A.R. 3 любопытен, прежде всего, своими оригинальными режимами. В Soul Survivor один из игроков становится призраком, и его цель – «поработить» каждого из трех оставшихся игроков, но сделать это можно, только если у игрока кончилось здоровье и он «упал». Аналогичный режим Soul King подразумевает, что все игроки – призраки-спектры с костлявыми руками и умением вселяться в NPC. Или вот режим Contractions – уже классический кооперативный мультиплеер с нарастающими волнами противников, больше всего похожий на аналогичный режим из Call of Duty: Black Ops / World at War. Наконец, одна из самых любопытных вещей – режим с говорящим названием F**king Run. Здесь тоже четыре человека обороняются от противников, вот только с одного конца уровня постоянно наступает огромная «стена смерти». Если она коснется хотя бы одного игрока – раунд окончен.
Шагающие роботы доставят вам много неприятностей. Ищите гранатомет.Иногда с потолка осадками падают такие вот неубедительные внутренности.
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ
Играть за Феттела можно будет после прохождения игры за Пойнтмена – но интереснее всего, разумеется, эта парочка проявляет себя в кооперативе. Феттел на правах призрака умеет вселяться в тела врагов, поднимать их в воздух и стрелять сгустками красноватой энергии. Ради сохранения баланса, разработчики все-таки сделали его уязвимым для пуль – но играть за призрака все равно легче, поскольку каждый одержимый им спецназовец, по факту, дает «вторую жизнь»: при убийстве вас просто выбрасывает из захваченного тела.
Интересно, что кооператив в F.E.A.R. 3 по сути соревновательный – от набранного количества очков напрямую зависит концовка игры. Сценаристы обязательно покажут, кто из братьев в итоге одержал верх, – и подсчет будет вестись исключительно по вашей успеваемости за всю игру. Взаимодействие между Феттелом и Пойнтменом, конечно, присутствует – так, замедление времени действует на обоих, а Феттел может поднять в воздух незадачливого спецназовца, чтобы братец его расстрелял.
КОНЕЦ? F.E.A.R. 3 – как раз тот случай, когда сильный геймплей вытягивает на себе и среднюю графику, и слабый сюжет, и не лучший в мире дизайн уровней. Да, игра выглядит откровенно устаревше – здесь нет ни нормального освещения, ни четких текстур, ни каких-либо современных спецэффектов. Но вряд ли вы будете замечать это за шквалом пуль, густым slo-mo и не дающими передохнуть ни на секунду противниками. Удивительно, но F.E.A.R. 3 получился еще и верной заветам серии игрой – многие идеи из первых двух частей получили развитие, сюжетные линии замкнулись, история знакомых персонажей, кажется, закончена. Это, пожалуй, не совсем тот F.E.A.R. 3, который должен существовать в идеальном мире, – хотя бы потому, что игру делала не Monolith. Но что-то нам подсказывает, что история мертвой девочки Альмы все еще далека от завершения.
FRACTURE
Предыдущий проект Day 1 Studios – уникальная игра Fracture, которая вышла только на PS3 и Xbox 360, но была и остается единственным шутером с реализованной возможностью терраформинга. Различные пушки в игре позволяли менять поверхность карты по своему вкусу: поднимать, чтобы добраться в недоступные места, опускать под ногами у незадачливых врагов или решать с помощью этих возможностей разнообразные пазлы. У игры даже была убедительная сюжетная основа: после глобального потепления США разделились на Атлантическое и Тихое побережья, очень скоро между западом и востоком разгорелась нешуточная война. Игра предлагала встать на путь «западника» Джета Броди (Jet Brody), которого мировая игропресса тут же окрестила «самым неоригинальным персонажем в истории видеоигр с самым дурацким именем». Средний балл игры на Metacritic.com – 63 из 100.
1149 Прочтений • [Обзор игры F.E.A.R. 3] [11.04.2012] [Комментариев: 0]