Я вижу мёртвых людей!
Для людей просвещённых давно не секрет, что игры (компьютерные или консольные) – это новый вид искусства. Пусть не окончательно сформировавшийся, но все признаки «приобщения к прекрасному» налицо. Однако то ли по вине продюсеров, то ли волею звёзд, то ли по неосознанному стремлению к подражанию, наша с вами индустрия в последнее время вместо того, чтобы идти своим путём, вовсю тянется к Голливуду. Заметьте, не к кинематографу в целом, а к конкретной фабрике имени Попкорна Жвачкина. Порой подобные попытки «закосить» под блокбастер удаются. А порой стремление к кинематографичности (неумеренное стремление, скажу я вам) оказывается для проекта роковым.
Яркий пример последнего случая – Monolith Software. Казалось бы, что может быть увлекательнее – совместить ураганный экшн с неугасающей модой на азиатские ужастики? И (кто бы сомневался!) добавить slo-mo и парочку страшилок про эксперименты с клонированием и генной инженерией – на закуску.
Реализована эта концепция, заметьте, отменно. Судите сами: обилие замкнутых пространств – есть. Дефицит света – присутствует. Мёртвая Девочка – да куда ж мы нынче без Мёртвой Девочки!?
Как же разработчики планируют пугать нас? А всё очень просто. У игры в рукавах припрятано аж два (видимо, по одному на каждый рукав) приёма, которыми она намеревается заставить вас обливаться холодным потом. Соответственно, приёмы эти циклически меняют друг друга на протяжении всей игры, изредка смешиваясь.
Приём первый. Игрок в полном одиночестве идёт по коридору. Вдруг в колонках раздаётся подозрительный треск, а перед вашим взором разворачивается «Страшное». Это может быть, к примеру, обваливающийся со стен кафель, либо гаснущий свет, либо заурядная лужа крови. Но куда чаще это будет явление Её. Та самая мёртвая-девочка-в-красном будет доставать вас регулярно, поверьте мне. Она может кинуться вам навстречу, может оказаться за спиной или просто сказать что-нибудь вроде «я знаю, кто ты такой!». Через пару уровней игры к ней уже привыкаешь, как к родной. Невольно становится жаль, что движком игры не предусмотрено действия «помахать и улыбнуться». Кто знает, может, тогда она приветливо помахала бы нам в ответ?
Что? Вам не страшно? Не могу вас в этом винить. При всех своих амбициях, атмосфера в F.E.A.R. никогда не заставит вас дрожать от ужаса. Максимум – несколько раз вздрогнете. Всё дело в том, что там, в стране Восходящего Солнца, Парящего Дракона и Вкусного Суши, слова «экшн» и «страх» категорически несовместимы. Там принято пугать давящей атмосферой постоянного ожидания, медленными и размеренными движениями надвигающегося Ужаса и липким отвращением. Стоит ли и говорить, что в общем и целом подобный подход – скука смертная? Какое уж тут ураганное действо, если суть самой идеи ужастика по-восточному – это тягомотина и занудство?
Hit and Run
Вторым способом развлечь игрока разработчики избрали Ураганный Экшн. На этот раз – без кавычек. Ведомые компьютером болваны умудряются действовать не только слаженно, но и нетривиально: обмениваться друг с другом информацией, обходить вас с фланга, грамотно пользоваться окружающими предметами, да и просто сделать какую-нибудь подлость. Как-то раз я наблюдал следующую картину: две вражеские группировки устроили ожесточённую перестрелку. Решив не ввязываться, я стал наблюдать за происходящим из-за укрытия. В какой-то момент из колонок донёсся звук близкого взрыва, а здоровье персонажа упало почти на треть. Как оказалось, кто-то из противников успел не только заметить меня, но и подкрасться и бросить гранату в моё укрытие. Честно говоря, такой прыти от простых ботов я не ожидал.
Зато порадоваться смекалке и ловкости своих товарищей, к сожалению, не получится – игру мы будем проходить в гордом одиночестве.
Не тормози
Как же тогда, спросите вы, бороться с превосходящими силами противника? С трудом, отвечу я. Хотя, конечно, выход есть. Одна волшебная кнопка включает заветное slo-mo, в котором уничтожать живую силу противника становится и проще, и веселей. Только в этом режиме вы сумеете по-настоящему оценить то, к чему в игре нет никаких претензий – движок. Местные эффекты – просто песня. Про игровую физику можно было бы и умолчать, но и тут F.E.A.R. есть чем похвалиться: интерактивность игровой среды если не потрясает воображение, то заставляет одобрительно качать головой: бегая по комнатам, трудно не задевать мониторы и не ронять стулья, а противники, получившие заряд бодрости из шотгана, кувыркаются в воздухе согласно всем законам физики. Да что там физика! Скажите, вы часто видели в шутерах от первого лица ноги персонажа, за которого играете? А плечи? (Хех, подобная фишка была реализована еще в стародавнем Trespasser, однако широкого распространения она так и не получила – прим. ред.) То-то же.
Удивительно, но игра выглядит красиво даже при минимальных установках графики. Вообще, возможностей для настройки нам предоставили очень много. Больше того, применив всего одну программу по оптимизации работы системы и покопавшись в опциях, мне удалось запустить игру на компьютере, характеристики которого даже были ниже минимальных системных требований. Ненамного, но всё же. При этом F.E.A.R. выдавал стабильно больше 30 fps. Для сомневающихся в грамотности настроек предусмотрен встроенный тест.
Проклятье синего молотка
На фоне всей этой красоты и разворачивается местный сюжетец. Пересказывать его скучно: кому нужна история про то, как чумазый псионик-людоед Пакстон Феттел, отвечая на зов Той Самой Мертвой Девочки, решил, цитирую, «убить их всех»? Видали и поинтересней.
И заметьте, сказано это отнюдь не в укор игровому сценарию. Многие рецензенты уже поспешили облить его грязью, и совершенно, на мой взгляд, зря. Сюжет в F.E.A.R. – это сюжет классического, как принято выражаться за бугром, B-movie, то бишь фильма второго сорта. Да, банальный. Да, невнятный. Да, линейный. Но задумайтесь, ведь примерно такими же чертами обладает фабула практически каждого третьего голливудского блокбастера.
При этом сам фильм может быть очень даже интересным и качественным. Так и здесь – не пытайтесь найти в истории, предложенной разработчиками, глубоких философских мыслей и отсылок к шедеврам кинематографа. Другое дело, что мы, конечно, ожидали от Monolith много большего. Но что ж делать? Хотели кинематографичную игру – получайте.
А вот что действительно раздражает в игре – так это скупость дизайна. Порой возникает такое ощущение, что где-то в середине разработки всех художников уволили и, за неимением альтернативы, пришлось пользоваться теми моделями, которые успели сделать. Так, упомянутый в заголовке синий молоток, встречается чуть ли не на каждом шагу. В какой-то момент игры начинаешь бояться его сильнее, чем любого кошмара, припасённого разработчиками. Шутка ли – нас преследует молоток!
Та же ситуация обстоит и с уровнями. Нет никакой разницы, где вы находитесь: на борту корабля, на заброшенном складе или внутри небоскрёба – везде вас встретят одинаково замкнутые пространства, а недостаток света скроет различия в текстурах. Впрочем, этот недостаток легко покрывает то, что F.E.A.R. – развлечение очень скоротечное. Поморив вас нудными блужданиями по однообразным уровням, попытавшись напугать вас привидениями, повеселив великолепными боями, игра завершается, не успев толком надоесть. Что ж, учитывая сложившуюся ситуацию – ход грамотный.
Снято… наконец-то!
Как видите, игры разработчиков «в режиссёров» не до добра доводят. И тем не менее, F.E.A.R. заслуживает хороших оценок. Почему? Да потому что ругать игру особо-то и не за что – мы получили занятное и чертовски красивое развлечение на несколько вечеров. Свежими идеями тут и не пахнет, зато драйва – хоть отбавляй. Сама идея прикрутить дух классического японского ужастика к безудержному экшну оказалась не совсем удачной попыткой. Кто ж виноват, что игроки поверили, будто можно смешать гнетущую атмосферу с адреналином перестрелок? Ребята из Monolith не уронили себя в наших глазах, но поскользнулись – это точно. А уж превратится это падение в изящный кульбит или в оглушительный провал – покажет только время.
Геймплей: 7 Графика: 9 Звук и музыка: 8 Дизайн: 7 Оценка автора: 8 Итог: 78%
599 Прочтений • [Обзор игры F.E.A.R.] [11.04.2012] [Комментариев: 0]