Carthago delenda est» («Карфаген должен быть разрушен»), – говорил Катон Старший. Да не один раз сказал, а каждую свою речь в римском Сенате завершал этими словами, ставшими в конце концов для апеннинской республики краеугольным камнем внешней политики на целые десятилетия. Эпоха Пунических войн (пуны – латинское название карфагенян) оказалась временем возвышения Рима в Средиземноморье. Поразительно, что прославившаяся глобальными стратегиями студия Paradox до сих пор обходила вниманием столь богатый событиями и войнами исторический период. К счастью, все плохое когда-нибудь заканчивается. И в конце тоннеля забрезжил свет – появилась Europa Universalis: Rome.
У игры много общего с предшественницей, Europa Universalis III. Например, трехмерный движок, чуть улучшенный, но по-прежнему отстающий даже от шутеров-середнячков. Хотя зачем ему все эти шейдеры последних поколений?
Истинный правитель великой империи ежесекундно занят важными государственными делами, он не разглядывает отражения кораблей на водной глади и не уточняет количество заклепок на щитах преторианцев. О третьей «Европе» напоминает и возможность стартовать в любой день выбранного периода, а не только в моменты начала заранее созданных сценариев. Причем ситуация на карте Средиземноморья (Китая, Индии и прочих Америк в Rome, увы, не завезли) практически полностью соответствует реальной исторической (мелкие огрехи не в счет).
Опять двадцать пять – сколько мультиплеер ждать?
Мультиплееру до идеального состояния еще расти и расти. Теоретически возможна стычка 32 человек на одной карте, практически же отсутствие баланса и проблемы с соединением пока делают это невозможным. Впрочем, так же обстоят дела почти со всеми творениями Paradox сразу после релиза – ждем парочки патчей и возможности нормально сражаться с живыми игроками.
На официальном форуме игры уже появились первые модификации, правящие баги, изменяющие схему ведения боевых действий и колонизации провинций и даже вводящие новые страны! И это только начало – ресурсы игры позволяют менять практически все. Ждем мод по мотивам сериала «Рим»?
Экран выбора страны перед стартом. Любое государство и любой день в пределах примерно двух с половиной столетий – к вашим услугам.Одинокий фракиец на поле стоит… Ну ничего, скоро ему будет уже не так скучно – придут соседи, и начнется самое интересное.
В сравнении с другими играми Paradox набор стран невелик – значительная часть карты в ранние годы вообще занята «серыми» провинциями, где нет никакой власти, а проживают только беспокойные и непоседливые варвары. Мы не зря даем им такую характеристику – время от времени эти парни покидают родные пенаты и отправляются «людей посмотреть да себя показать». А так как «посмотреть и показать» для рядового германца означает «поубивать да пограбить», то цивилизованным народам, оказавшимся поблизости, мало не покажется. Орда способна двигаться и расти как снежный ком, срывая с насиженных мест всех на своем пути. Один раз автору этих строк пришлось пережить нашествие одновременно почти ста тысяч человек, явившихся из Англии (а ведь вся армия моей империи на пол-Европы к тому моменту составляла лишь 150 тысяч)! Спасает то, что варвары легко соглашаются на предложения сдаться и стать рабами (и с чего они такие сговорчивые?). А иначе замучились бы мы всю эту толпу хоронить…
Соседние неосвоенные земли, впрочем, можно прихватизировать, выбив оттуда местных жителей. Колонисты набираются прямо из населения провинции, потому, если людей не хватает, придется ждать. А так как для отправки поселенцев требуется еще и уровень цивилизованности провинции-донора не менее 50% (растущий, к слову, крайне медленно), процесс может затянуться. Тот же туманный Альбион часто к финалу остается пустынным – слишком уж далеко от ведущих стран он лежит.
Впрочем, нашествия варваров и колонизация – это как бы здешние мини-игры. А большую часть времени мы проводим, занимаясь провинциями и войнами. Территории в Rome нуждаются в губернаторах, помогающих повысить доходы. Нет, мазохисты могут оставить какую-нибудь Паннонию или Фракию без управителя, только не надо потом жаловаться, что смертельная схватка с Парфией загнала вашу могучую и непобедимую империю «в минуса» и пришлось продавать постройки, чтобы расплатиться с кредиторами.
Мои доблестные вифинийцы взяли Фракию и теперь потребуют дань со всех кораблей, идущих через Босфор и Дарданеллы. Деньги, как говорится, морем не пахнут.Варварское нашествие, однако. Уже три провинции пали под натиском неотесанных мужланов, а армия, как назло, ушла в гости к римлянам. На чай…
И помните: человек в игре – полноценная личность, с базовыми характеристиками и перками (как это было в Crusader Kings). Посему расстановка правителей в области по принципу «как Бог на душу положит» тоже ошибочна: слишком велик риск отправить в доходное место нечистого на руку и жестокого парня (девушку), который все деньги переложит в свой карман, да еще и население против себя настроит. Оно вам надо – постоянно утихомиривать восстания и испытывать нехватку средств? Лучше уж потратить лишнюю минутку и подобрать идеального (или хотя бы посредственного) губернатора. И пусть процесс выбора может поначалу показаться утомительным (назначать ведь придется еще и генералов), после небольшой практики все пойдет как по маслу.
Кроме выбора «вице-королей», в провинциях можно строить здания, список коих невелик. Вот только пока исследуешь технологию, открывающую доступ, скажем, к акведуку, пока практики поймут, чего там в этих заумных схемах начертали теоретики и как такая штуковина вообще может стоять и не падать годами, много воды утечет. Не удивляйтесь, если некоторые здания так и останутся неактивными до конца кампании – это вполне нормальное явление, особенно если вы отстали в научной области от конкурентов.
Без участия игрока
Увы, заниматься «разведением» придворных (как в Crusader Kings) нам не дадут – свадьбы и воспитание молодежи проходят без участия игрока. А так как люди нужны и на управленческих, и на военных, и на дипломатических должностях, то огромные империи часто испытывают острейший кадровый голод. И с нетерпением ожидают момента, когда хоть кто-нибудь из «молодняка» повзрослеет и будет готов к государственной службе.
«Мы – рабы! Рабы – мы!» – начертали на знаменах варвары и сдались в плен. И в хозяйстве польза, и казне прибавка…Дела духовные: музы явно на нашей стороне. Исследования теперь ускорятся на четверть.
А ликвидировать разрыв сложно: ведь скорость исследований повышается с ростом числа граждан, одной из трех категорий населения (другие две – свободные, дающие рекрутов, и рабы, приносящие деньги), но падает при увеличении числа провинций. С легкостью можно попасть в положение, когда «туристы» с пилумами и скутумами из величайшей в мире империи слыхом не слыхивали о последних достижениях в области выплавки металлов. И придется этой самой империи воевать числом, а не умением, заваливая тоннами «катапультного мяса» неудачно подвернувшегося соседа.
Типов отрядов, на наш притязательный вкус, в игре маловато. Причем если на суше попадаются хотя бы тяжелая пехота, стрелки, кавалерия, слоны и прочие, то на воде есть триремы и… и все! Хуже из всей линейки глобальных исторических стратегий от «Парадоксов» с кораблями было только в Crusader Kings, где их просто вырезали.
Но мизерный выбор юнитов – не беда. Беда в том, что в самой организации войны куча недоработок. Например, нельзя синхронизировать прибытие армий из разных провинций к месту сражения автоматически, приходится делать это вручную, отправляя и возвращая отряды, пока не добьешься нужного результата. А потери в битвах иногда настолько ничтожны, что пару тысяч отступающих недругов приходится догонять и добивать годами. Впечатление от игры такие неприятные мелочи не улучшают. Утешить способна лишь отличная реализация гражданской войны. Рано или поздно отряды присягнут тому или иному удачливому полководцу, а он может захотеть сместить правителя. И государство расколется на лоялистов и мятежников. Та еще проблемка, скажу я вам – пока всех отловишь и передавишь… Альтернатива – заранее убить генерала или задобрить его триумфом. Ну а для самых хитроумных – отправить рубаку-парня «исследовать» далекие земли, пусть вместе со своими адептами там «затеряется».
Карту стоит смотреть «через фильтры». Эта – экономическая. Помогает найти место для шахты, лес под вырубку, а еще показывает, где какие товары продаются.Впервые в исторической линейке игр «Парадоксов» можно вращать камеру. Учитывая скорость, с которой авторы внедряют такие вещи – это yеслабое достижение.
Но вот бои отгремели, пришла пора мириться. Увы, AI не всегда (даже в абсолютно проигрышной ситуации) соглашается даже на умеренные предложения. Порой бои длятся лишние год-два, пока уговоришь «железного» оппонента отдать хотя бы пару провинций или выплатить дань. А народ-то недоволен и с каждым месяцем все больше склонен к бунтам. Кстати, почему, непонятно – Древний Рим воевал почти без перерывов на протяжении всего своего существования, и ничего.
Вообще же, дипломатических вариантов (скажем, возможности мирного присоединения страны-данника) явно не хватает. Зато по сравнению с предшественницей возросла роль торговли: обмен провинций ресурсами не только приносит деньги, но и дает доступ к юнитам (триремы без поставок дерева не построишь даже при очень большом желании). Впрочем, что-то похожее уже было и в Victoria, и в Hearts of Iron.
Как видите, Europa Universalis: Rome не лишена недостатков, да еще и часто страдает от вылетов (особенно в релизной версии – установка патча 1.1 обязательна). И все же задвинуть ее на дальнюю полку никак не получается. Приличный выбор стран, (относительная) простота освоения и глубина геймплея останавливают руку и заставляют отправить диск в привод CD-ROM. А будет ли после этого разрушен Карфаген – решать уже вам, и только вам!
Опиум для народа
Какая же древняя история без «опиума для народа»? Богам (и высшим существам) нужно молиться регулярно, и плюшки на вас обязательно посыплются. Например, Афродита повысит рост населения (видимо, разошлет всем аналог «Камасутры»), а музы вплотную займутся ускорением исследований (интересно, как это они стимулируют ученых к исследовательской деятельности?). А еще подношения в храмы повышают стабильность, низкий уровень которой ни одной стране на пользу не идет.
Как бы и с Римом дружить, и ему за это не платить? Боюсь, принцип «и волки сыты, и овцы целы» не пройдет. Ну и черт с ней, с этой дружбой. Где моя фаланга?
1584 Прочтений • [Обзор игры Europa Universalis: Rome] [11.04.2012] [Комментариев: 0]