Обычно авторы рецензий на хитовые игры стараются приберечь хвалебные прилагательные на конец статьи. Но сегодня особый случай. Для Empire: Total War нам не жалко эпитетов. Мы готовы заполнить ими все шесть страниц, ведь перед нами самая потрясающая, красивая, великолепная, блистательная, завораживающая и тщательно продуманная историческая стратегия.
Столетняя война
Мы быстро учимся азам ведения сухопутных и морских сражений в обучающих миссиях, после чего загружаем одну из двух одиночных кампаний. Первая, сравнительно небольшая, посвящена становлению и войне 13 североамериканских колоний за независимость от Великобритании. История разбита на четыре главы. Первые миссии разворачиваются в 1607 году и рассказывают об основании капитаном Джоном Смитом на территории Виргинии поселения Джеймстаун. Затем мы переносимся почти на 170 лет вперед и от лица Джорджа Вашингтона
сначала воюем на стороне англичан против французов, а затем руководим американскими патриотами: захватываем Огайо, Квебек и Монреаль, участвуем в неудачной битве на холме Банкер-Хилл, подписываем знаменитую Декларацию независимости, сражаемся при Трентоне и Принстоне, осаждаем Бостон и, наконец, одерживаем ключевую победу у Йорктауна.
Во второй, глобальной кампании вы выбираете одно из 11 государств, где среди прочих доступна и наша страна. Игра начинается в 1700 году. В зависимости от условий игры за 50 или 100 лет (один ход считается за полгода) каждая страна должна выполнить определенные задачи. Например, Великобритании нужно расширить свои границы за счет образования колоний в Америке, Азии и Северной Африке. Совсем другие вопросы предстоит решить России: отвоевать у Швеции и Персии выход в Балтийское и Каспийское моря, присоединить
Речь Посполитую, покорить кавказские государства и не потерпеть поражения в войне с сильной Османской империей.
Резерв главного командования
Помимо обычного диска Empire: Total War в продажу поступило коллекционное издание игры. Владельцы Steam Special Forces Edition получают доступ к шести новым видам войск. В кампании за Британию можно нанять следопытов Роджера. Эти легкие пехотинцы быстро перемещаются по пересеченной местности и идеально подходят для проведения разведывательных
и диверсионных операций. С развитием судостроения появляется доступ к флагману королевского флота «Виктория». 104-пушечный линейный корабль первого ранга был самым тяжеловооруженным кораблем XVIII века. Если захватить на северо-западе полуострова Индостан город Кашмир, то вы сможете пополнить свою армию непальскими воинами гуркхи. Артиллеристы Османской империи используют мощные органные орудия, а испанцы бросают в бой легкие партизанские отряды герильяс «Корсо-террестре». Наконец, на
позднем этапе развития технологий французы могут сформировать из ирландских наемников пехотный полк Балкели.
Экономист
Первые часы игры уйдут на знакомство с огромным количеством нововведений. Они есть даже в государственном устройстве. Страна разделена на регионы. В зависимости от географических особенностей на территории региона могут быть расположены фермы, шахты, лесозаготовки, рудники, крупные рынки, сельскохозяйственные угодья, а также одно или несколько поселений. Так, в начале кампании в состав Московии входят Великий и Нижний Новгород, Брянск, Рыбинск и собственно столица Москва, в состав Украины – Киев и Харьков,
Башкирии – лишь одна Уфа.
Пока противник не приблизился на расстояние ружейного выстрела, солдаты могут позволить себе небольшие вольности.Сражения проходят как в светлое, так и в темное время суток. Надо успеть закончить до наступления ночи.
Каждый мелкий город специализируется на одном из четырех видов деятельности. В первом можно построить школу и заняться изучением науки, во втором – постоялый двор, в третьем – ремесленную мастерскую, в четвертом – духовную семинарию, которая увеличит число православных жителей в многоконфессиональных краях и таким образом снизит вероятность религиозных бунтов. В региональных центрах в зависимости от размера города доступно от двух до шести слотов под строительство. Вы начинаете с небольшого
дворца губернатора и каменных укреплений. Затем возводите и развиваете военные академии, заводы по отливу пушек, адмиралтейства и различные культурные учреждения.
История компании
1987: 28 августа Тим Ансел (Tim Ansell) основал в Западном Сассексе (Англия) компанию The Creative Assembly.
2000: 13 июня в продажу поступила Shogun: Total War. Игра была удостоена высоких оценок в прессе.
2002: 19 августа вышла Medieval: Total War. Продолжение сериала добилось еще большего успеха, чем сага о войне японских кланов.
2004: 22 сентября состоялся релиз Rome: Total War. Игра выделялась на фоне своих конкурентов тщательно продуманным геймплеем и очень красивой графикой.
2006: Разработчики вновь вернулись к эпохе средневековых войн и выпустили 15 ноября Medieval 2: Total War. Спустя десять месяцев подоспело дополнение Medieval 2: Total War –
Kingdoms.
Исследователь
В предыдущих частях сериала для найма того или иного вида войск было достаточно возвести определенное здание. В Empire: Total Warнеобходимо развивать технологии. Все научные открытия разделены на три группы: социальные, производственные и военные. Последние две, в свою очередь, разбиты на три подгруппы. Для примера возьмем подраздел «армия»
военных технологий. На раннем этапе развития удается снабдить солдат багинетами и карабинами. После того как в одном из городов вместо обычных вербовочных лагерей появляются казармы, вы можете заказать в своих научных центрах изучение втульчатого штыка, каре и теории военной подготовки. Более совершенные здания открывают доступ к передовым технологиям. По такому же принципу происходит улучшение боеприпасов, флота, сельского хозяйства, металлургии и текстиля. А если разместить в местных академгородках ученых-дворян,
исследования пойдут быстрее.
Мало того что у русских пехотинцев значительный перевес в живой силе, так их еще прикрывают от ружейного огня деревянные изгороди и заборы.На мировом рынке ценнее всего хлопок и слоновая кость. Основной российский экспортный продукт, мех, стоит почти в два раза дешевле – 10 золотых.
Кстати, о дворянах. В игре доступны три типа агентов: уже упомянутые ученые, священники, хорошо знакомые по Medieval 2: Total War, и диверсанты, пришедшие на смену средневековым лазутчикам и наемным убийцам (разработчики отказались от принцесс и парламентеров). Теперь вы сможете наладить контакты с тем или иным государством с помощью специального окна дипломатии.
Схема проста: чем больше вы построите портов и заключите торговых договоров, тем больше денег потечет в вашу казну. Во всей стране действует единая система налогообложения, причем с помощью двух ползунков вы регулируете величину денежных сборов со знати и низшего сословия. По мере развития социальных технологий народ будет все чаще и чаще устраивать забастовки. Вы можете на время освободить регион от выплаты налогов или ввести в столицу войска, в противном случае вспыхнет вооруженное восстание.
Большие маневры
Тактические особенности сражений XVIII века
После массового распространения в сухопутных войсках стрелкового оружия полководцам пришлось пересмотреть свои взгляды на способы ведения боевых действий. На смену устаревшим принципам пришла линейная тактика. В Empire: Total Warее применяют армии всех развитых стран. Главная особенность линейной тактики заключается в равномерном распределении сил по фронту
в специальных боевых порядках, которые позволяют с максимальной эффективностью вести огонь по противнику. Свое название тактика получила из-за характерного способа расстановки солдат на поле. С высоты птичьего полета выстроенные полки напоминают поставленные рядом друг с другом прямоугольники.
В исторической науке нет общей точки зрения относительно точного времени и места появления линейной тактики. Одни исследователи полагают, что впервые новый способ расположения войск на поле боя был опробован фламандцами в 90-е годы XVI века. Другие утверждают, что примерно в это же время революционную тактику внедрили голландцы. Ученые-русофилы свидетельствуют, что некоторые элементы линейного построения были применены 21 января 1605 года во время сражения 20-тысячного войска князя Мстиславского с 23-тысячной
армией Лжедмитрия I. Так или иначе, за точку отсчета можно смело брать конец XVI–начало XVII века.
Окончательно тактика оформилась во время Тридцатилетней войны 1618–1648 годов. Шведский король Густав II Адольф увеличил число мушкетеров примерно на две трети и расположил пехоту в шесть шеренг. Позже этот прием взяли на вооружение остальные европейские страны.
В ХVIII веке сражения развивались по одному и тому же сценарию. Выстрелив из мушкетов с максимально близкого расстояния, пехотинцы бросались в штыковую атаку. Если у солдат было время, то они успевали выполнить перезарядку и дать еще один залп. В середине XVIII века вышколенные муштрой прусские солдаты умудрялись делать до трех выстрелов в минуту. В отличие от западных генералов российские полководцы комбинировали линейное построение с другими способами ведения боя. Петр I оставлял резерв и бросал его в бой
на ключевом участке фронта, Суворов использовал колонны и каре.
В конце XVIII века стала активно применяться легкая пехота. Егерские батальоны располагались на переднем рубеже в рассыпном строю и дальним огнем выкашивали плотно стоящих солдат противника. Под прикрытием огневой завесы шли основные силы. Подойдя к позициям врага на расстояние ружейного выстрела, они развертывались в линии и открывали порядный огонь. Затем вновь перестраивались в колонны и шли вперед с постепенным ускорением шага. За 25 метров до позиций врага пехота бежала в штыковую атаку. Рано или поздно
в позициях противника появлялась брешь, куда тут же бросали сначала тяжелых кирасиров, а затем улан и гусаров. Кавалеристы заходили в тыл остальным войскам и вскоре обращали в бегство весь фронт.
Моряк
Рано или поздно вы захотите проверить свою армию в деле. Наконец-то The Creative Assembly смогла реализовать полноценные морские баталии! Разработчики постарались сделать сражения на воде простыми, но при этом максимально реалистичными. В верхней части экрана располагается совмещенная с компасом роза ветров. С ее помощью игрок определяет наиболее подходящий маршрут движения в сторону кораблей противника. Как только вражеское судно окажется на отмеченной красным цветом линии огня, вы делаете залп с одного из
бортов, после чего следует перезарядка орудий. Доступно три вида боеприпасов: ядра, книппели для повреждения мачт и шрапнель для уничтожения стоящих на палубе матросов. Вражеский корабль можно пустить на дно или взять на абордаж и привести в порт в качестве трофея.
Со стороны разворачивающиеся на мониторе поединки флотов напоминают званый бал. Линейные корабли различных рангов, фрегаты и бриги кружат друг вокруг друга, словно вальсирующие пары. Только вместо комплиментов они поливают друг друга свинцом – завораживающее зрелище. Потеря каждого корабля – маленькая трагедия. Первый с разорванными парусами и истрепанным корпусом выбросил белый флаг и сдается на милость победителя. Второй медленно погружается в воду. На третьем вспыхнул пожар. Оставшиеся в живых
моряки спешно бросаются за борт: лучше рискнуть пойти на корм акулам, чем гарантированно погибнуть от взрыва порохового погреба.
Молодым везде у нас дорога
Если помните, в Medieval 2: Total Warнашей страной правили не пойми откуда взявшиеся типы с идиотскими именами вроде Зуб Калуга. В Empire: Total Warпредставлены как реальные исторические личности
(главы государств и полководцы), так и вымышленные персонажи (члены правительства). Увы, The Creative Assembly допустила ряд существенных ошибок. Так, в начале стратегической кампании за Россию Петру Алексеевичу Романову всего лишь 16 лет (на самом деле в 1700 году ему было 28). Вдобавок разработчики значительно омолодили Ивана Мазепу. В игре ему 38 лет, а в реальности в начале XVIII века ему исполнился 61 год.
Полководец
Сухопутные баталии выглядят еще лучше. Забудьте о тяжелой кавалерии и лобовых ударах. В Empire: Total Warосновную массу войск современных государств составляет вооруженная мушкетами линейная пехота, а богатые державы могут себе позволить нанять гренадеров и егерей. При равной численности войск обычно побеждает тот, у кого крепче нервы. Стройные ряды пехоты идут
на штурм небольшого поселения. Большая часть врагов укрылась за деревянными оградами, меньшая – попряталась в расположенных чуть дальше домах. С помощью специальной панели управления вы регулируете направление движения и количество рядов в построении. Под бой барабанов войска не спеша идут вперед. Не успели подойти к линии огня, как у вражеских стрелков сдают нервы и они открывают огонь. Выстрелила первая линия, вторая, третья. Несколько человек повалились на землю, но солдаты не дрогнули, боевой порядок
сохранен. Теперь противнику нужно время на перезарядку. Мы сокращаем расстояние и делаем залп. За медленно оседающими в воздухе клубами порохового дыма сперва даже незаметно, как поредели силы противника. Ну, братцы, пора в штыковую! С криком «ура!» солдаты бросаются вперед. Пока вражеские силы скованы рукопашной схваткой, легкая кавалерия огибает фланги, стирает с лица земли артиллерию и беспрепятственно заходит в тыл. Дело сделано, победа в кармане. Отводим войска назад и цинично расстреливаем из
пушек засевших в домах недобитых солдат.
Подобными эпизодами Empire: Total Warнаполнена под завязку. Благодаря красочной графике и реалистичной физике повреждений кажется, что перед вами не компьютерная игра, а кино. «Петр I», «Война и мир», «Ватерлоо», «Наполеон», «Патриот», «Форт Аламо» и «Приключения королевского стрелка
Шарпа»... только с геймером в качестве главного режиссера.
После завоевания Крыма Россия наконец-то получила желанный выход к морю.Самое время пускать в дело абордажную команду.После быстрого перестроения шведские солдаты оказались на линии огня.
Флагман
Обычно об играх с очень высокой оценкой принято говорить, что они произвели революцию в своем жанре. Но в случае с Empire: Total Warмы должны признать, что разработчики не придумали ничего принципиально нового. Морские и сухопутные сражения войск времен XVIII века, возня с растущими поселениями, постепенное развитие технологий, политика встречались в других
играх. Взять хотя бы американскую Civilization, английскую Caesar, шведскую Europa Universalis, украинских «Казаков»
и русских «Корсаров». Просто The Creative Assembly собрала из огромного количества составных частей сложнейший, прекраснейший, исправно работающий механизм. Каждая деталь точно выточена, тщательно отполирована и идеально подогнана под другую. Представьте себе дорогой мушкет, украшенный золотом, драгоценными камнями и накладками из слоновой кости. Он не только красиво выглядит, но и метко стреляет. До его выпуска существовало сотни тысяч различных мушкетов, но этот – самый лучший в мире.
Расширение границ
Уроки географии XVIII века
При игре за Россию в Empire: Total Warвам потребуется значительно расширить границы страны. За 100 лет нужно присоединить территории Швеции, Речи Посполитой, Крымского ханства, Персии, Грузии, Чечни и Дагестана. Вдобавок к этому на юге идет война с мощной Османской империей, и почти весь век Россия провела в кровопролитных войнах. Удалось ли решить поставленные
задачи в реальной жизни?
РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ
В июне 1695 года 23-летний Петр I атаковал крепость Азов. Поход завершился неудачей. На следующий год построенный в Воронеже галерный флот с казаками спустился вниз по Дону и взял Азов в осаду. Через месяц турки сдались. После победы под Полтавой в 1711 году Россия предприняла Прутский поход. К середине июня войска вышли к Днестру. Положение ухудшалось с каждым днем. У солдат не было хлеба и мяса, не хватало питьевой воды и корма для лошадей, но они продолжали двигаться дальше. На стороне Османской
империи был четырехкратный перевес в живой силе и артиллерии. После сражения у Новой Станилешти наши войска оказались под угрозой окружения и полного разгрома. Начались переговоры. В обмен на крепость Азов русская армия получила право вернуться домой через Молдавию. 13 июля был заключен окончательный мирный договор, согласно которому Запорожская Сечь подпадала под юрисдикцию Османской империи.
В XVIII веке состоялись еще три войны. В ходе кампании 1735–1739 годов были взяты Перекоп, Бахчисарай, Очаков и Азов, однако к России присоединился только последний. С 1768 по 1774 год Александр Суворов одержал ряд знаменательных побед на суше, а Алексей Орлов – в Средиземном море. По итогам Кучук-Кайнарджийского договора Турция отдала северное побережье Черного моря, выплатила контрибуцию в размере 4.5 миллиона рублей и передала Крымское ханство под российский протекторат. Война 1787–1792 годов
запомнилась победами Петра Румянцева в Молдавии. Позже Александр Суворов взял Очаков. Узнав об этой новости, султан Абдул-Гамида I умер от сердечного приступа. Затем пали Измаил и Анапа. Адмирал Федор Ушаков нанес врагу ряд сокрушительных поражений на море. Турки были вынуждены подписать Ясский мирный договор.
ВОЙНЫ С ШВЕЦИЕЙ
В конце октября 1700 года Россия предприняла поход на Нарву. Однако брешь в стене проломить не удалось. Виной тому – плохие пушки, выходившие из строя после 3–4 выстрелов. 30 ноября Карл XII нанес сокрушительный ответный удар. После поражения Петр I приказал конфисковать у церкви одну четверть монастырских и церковных колоколов, из собранных полутора тысяч тонн меди были выплавлены новые орудия. В октябре 1702 года армия Шереметьева спустилась по Неве в Финский залив и захватила крепость
Нотербург (переименована в Шлиссельбург). Расположенная поблизости крепость Ниеншанц сдалась без боя.
В 1708 году шведы вступили на территорию России. 3 июля Карл XII выиграл сражение при Головчине и двинул войска в сторону Украины. 28 сентября 1708 года в битве у деревни Лесной был разгромлен корпус Левенгаупта. Переход гетмана Мазепы на стоирону противника не помешал нашим войскам 27 июня 1709 года одержать уверенную победу под Полтавой. На следующий год пали прибалтийские крепости Выборг, Эльбинг, Рига, Дюнамюнде, Пернов, Кексгольм и Ревель. В 1713 году были взяты Гельсингфорс и столица Финляндии Або. 26–27 июля
1714 года наш флот победил в Гангутском сражении. В июле 1719-го десант под командованием Апраксина высадился около Стокгольма, а Михаил Голицын победил в битве при Гренгаме. 8 мая 1721 года враг подписал Ништадский мирный договор. В XVIII веке шведы дважды пытались взять реванш (кампании 1741–1743 и 1788–1790 годов), но все попытки были тщетны.
ПОКОРЕНИЕ КАВКАЗА И РАЗДЕЛ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
В первой половине XVIII века Дагестан и Чечня с переменным успехом сражались за свою независимость с Россией и Персией. Во время похода 1722–1723 годов Петр I присоединил Дербент, Баку, Решт, провинции Ширван, Гилян, Мазендеран, Астрабад и так называемый Приморский Дагестан. На реках Терек и Сулак казаки построили несколько крепостей. В 1735 году по политическим соображениям Россия уступила прикаспийские земли Персии, после чего создала Кавказскую линию укреплений. Грузия и Азербайджан присоединились
к России уже в начале XIX века.
Польское государство стало разменной монетой в дипломатических играх сильных государств. Во второй половине XVIII века состоялось сразу три раздела Речи Посполитой. 25 июля 1772 года между Россией, Австрией и Пруссией была подписана конвенция, согласно которой к русским землям присоединилась Восточная Белоруссия и часть Инфлянтов. 12 января 1793 года к нам отошла большая часть земель Западной Белоруссии и Украины. Наконец, 13 октября 1795 года границы империи расширились за счет земель восточнее
рек Буг и Неман.
3274 Прочтений • [Обзор игры Empire: Total War] [11.04.2012] [Комментариев: 0]