Едва на рабочем столе появляется заветная иконка, хочется отключить телефон и разослать коллегам письмо с темой «не ищите меня ближайшие пару месяцев». Когда мы передвигали пиктограммы в первой Civilization 18 лет назад, то представляли себе марширующие легионы, грозные флотилии и пылающие города. Теперь воображение можно не включать: все происходит прямо на экране.
Разработчики, кажется, вошли в нужный ритм: за прорывной игрой следует еще одна на том же движке, потом опять прорыв, и снова повторение пройденного. Обе части Medieval притом – великолепные стратегии, но все же радует, что Empire – и правда совершенно новый проект.
Civilization упомянута неспроста – хотя в первых частях Total War хозяйственные заботы были сугубо второстепенным занятием, необходимым, чтобы подпитывать военную машину, начиная с Rome, стратегическая часть стала куда серьезнее. Теперь эволюция достигла закономерного финала: первый ход после запуска новой кампании тратишь только на то, чтобы залезть во все появившиеся закладки и таблички.
Глаза разбегаются – карта усеяна городами, городишками и поселками, принцип «одна провинция – одна столица» не отвечает реалиям XVIII века. Отныне производство и культурное развитие разбросано по всей (Московской, допустим) губернии: здесь школа, там семинария, тут плодятся коровы, а вон там добывают уголь. Не абстрактные фермы и шахты, а Нижний Новгород, Ярославль и Тула. Чем сильнее разрастается город, тем больше в нем становится «ячеек» под строительство разных зданий,
но при этом приходится выбирать, в каком ключе развивать поселение. Более того, с ростом населения в области появляются новые города! Другое дело, что армия противника может пожечь их по отдельности, не штурмуя столицу, и придется тратиться на восстановление.
У Петра Великого нет усов, а Санкт-Петербург в 1700 году уже построен и принадлежит шведам – наверное, жители других стран тоже найдут немало исторических неточностей. А впрочем, какая разница – ведь игра-то великолепнаяГенератор имен все так же выдает смешные русские фамилии. Опытный шпион Лазарь Вертинская готов разведать обстановку, перерезать глотку вражескому генералу или устроить диверсию
Но прежде чем возвести винокурни или верфь – будь добр изучить нужную технологию. В университетах так называемые «джентльмены» (чем их больше, тем быстрее) изобретают всякие полезные вещицы на благо государства – то подсечное земледелие, то штыки с креплением, которыми не нужно затыкать стволы мушкетов. Достижениями научной мысли стоит активно обмениваться с соседями, но если все страны кроме одной уже выучили, скажем, разрывные снаряды, то прогресс дойдет и до самых ленивых. Правда
остальные к этому времени продвинулись еще дальше – вот тебе и воссоздание ситуации с устаревшим вооружением русской армии в Крымской войне.
Захват региона все так же происходит после взятия столицы, но держать сильные гарнизоны на случай рейдов в тылы небольших армий противника не нужно: при нападении под ружье самостоятельно встанут местные жители. Это, правда, весьма осложняет быстрый захват мелких государств, а таковых в Европе как блох на дворовой собаке (особенно в окрестностях будущих Германии и Италии). Если раньше это были серенькие нейтралы, за счет которых безбоязненно расширяли владения ведущие державы, теперь каждая Вестфалия или там
Генуя – отдельная нация, и значит с ней можно торговать да заключать союзы, а на агрессора тут же ополчаются все другие князьки и корольки.
Дипломатия – вообще важнейший инструмент внешней политики, благо теперь не нужно отправлять эмиссаров за тридевять земель, достаточно начать переговоры через специальное меню. Чтобы вас принимали всерьез, необходимо обзавестись немаленькой армией и флотом, и не вгонять госбюджет в минус, а также соблюдать договоренности. Иначе в решающий момент бывшие друзья с радостью поддержат более сильного врага. И ладно бы война – терять налаженные торговые связи куда болезненнее. Что толку обладать монополией
на добычу пушного зверя, если некуда экспортировать шкуры?
Перед началом главной кампании стоит пройти череду более мелких, посвященных Американской революции и помогающих постичь основыПароходы в меньшей степени зависят от капризов погоды, но вообще ливень – хорошая защита от огня, который перекидывается с гибнущих судов на соседние
Вообще, начав кампанию за Россию, очень хорошо понимаешь мотивы Петра I (игра стартует в 1700 году) – выход к Черному морю и Балтике перекрыт, сухопутная торговля налажена только с Польшей, на Кавказе окопались крайне недружелюбные мусульмане. Хочешь не хочешь, но войну со Швецией и Оттоманской империей начинать придется. Прелесть Total War, конечно, в том, что дальше все развивается совершенно непредсказуемо. После отбития Крыма у татар появится возможность наладить связи с Маратхской империей,
подарить им отобранную у турок Боснию, и на Балканах образуется индуистская колония. Пан Мазепа на пару с графом Меньшиковым тем временем возьмет Париж, а корабли с русскими поселенцами поплывут покорять Луизиану – ведь стратегическая карта включает в себя обе Америки и Индию.
Сам Петр Алексеевич, впрочем, в этих увлекательных приключениях не участвует – не царское это дело, врагов саблей рубить. Государь назначает и увольняет министров, а те, в свою очередь, влияют на положение дел в подотчетных ведомствах. От их характеристик и успехов зависит популярность правительства в разных кругах общества, а угодить одновременно черни и дворянам ой как непросто. Если постройка развлекательных учреждений успокаивает всех без исключения, массовая индустриализация вызывает
сильное недовольство крестьян – не уделишь внимания, там и до революции недалеко.
Впрочем, на волне народного гнева можно и скинуть опостылевший режим – устроить гражданскую войну и установить демократию. У каждого типа власти свои плюсы и минусы, да и окрестные монархи столь опасным веяниям не порадуются. Быть Наполеоном нелегко, и игра вам с готовностью это докажет. Не все известные личности, кстати, протирают штаны в министерствах – какая же армия без хорошего генерала. При этом пополнять войска очень удобно – заказываешь нужные отряды прямо в чистом поле, и они
сами приходят из ближайших городов. В целом, если пользоваться автоматическим подсчетом итогов сражений, стратегическая часть вплотную приблизилась по интересности к Europa Universalis и Hearts of Iron, но для того ли мы играем в Total War?
К сожалению, в отличие от старенькой (и невероятно похожей на Empire) Imperial Glory, в городах нет уникальных строений, и штурм Петропавловской крепости не устроишь. Зато каждое здание можно разнести по кирпичикуБез фантастики снова не обошлось. Ракеты действительно применялись в сражениях еще в XVIII веке, но крайне редко
Ведь сухопутные сражения преобразились не меньше! Пушки и мушкетеры появлялись и в Medieval, но там они были вспомогательными силами – теперь же почти вся тактика построена на перестрелках. У каждого отряда есть сектор обстрела, и во время боя постоянно нужно маневрировать, чтобы успеть сделать залп первым. Ощущения интересные – будто бы управляешь танками Первой мировой, которые бьют только по ходу движения, и все время приходится разворачиваться. Кавалерия быстро уходит из-под огня
и может нанести сокрушительный удар с тыла, пехота противодействует этому построением в каре, но в такое скопление людей отлично попадают пушечные ядра… В общем, вы уловили идею.
Кроме того, солдаты умело используют особенности местности: прячутся за заборами и изгородями и занимают здания, откуда их приходится выбивать с большими потерями. Погода, как всегда, серьезно влияет на исход схватки – под проливным дождем мушкеты могут вообще отказать, и придется по старинке идти в рукопашную, а пушечные ядра перестают рикошетить от земли, поскольку вязнут в грязи.
AI всеми тонкостями владеет в совершенстве и подстраивается к ситуации: стоит оставить артиллерию без прикрытия, к ней тут же устремится летучий отряд, а вражеский генерал всячески избегает окружения, чтобы не деморализовать армию своей гибелью.
Как рассказывают разработчики, они серьезно пересмотрели поведение искусственного интеллекта: раньше он следовал строгим схемам в духе «сломать ворота – захватить стены – атаковать центральную площадь» и, когда на каком-то этапе что-то шло не так, впадал в ступор. Теперь же, если вдруг возникает угроза жизни полководца, его спасение становится первоочередной задачей, а не продолжает болтаться на десятом месте в списке приоритетов.
Древо исследований имеет три ветви: военную, индустриальную и культурную. Сами по себе «технологии» порой весьма забавны: так, если поход армии сопровождается барабанной дробью, солдаты маршируют куда живееДипломатическое меню. Ради удобства сразу показывается отношение той или иной страны к нашей, с кем воюем или дружим, а также заключенные торговые соглашения или невозможность наладить сообщение (например, потому что порты и так перегружены)
Сообразительность и, подчас, подлость соперников и правда поражают – расслабляться нельзя ни на секунду. С другой стороны, иногда компьютер принимает весьма странные решения: например, начинает играть в салочки с нашим генералом под безнаказанным огнем остальных отрядов.
Каждая битва курируется глобальным AI, который следит за положением дел на всех фронтах. Поэтому он может приказать войскам отступить, чтобы не терять их впустую, либо, наоборот, пожертвует армией, чтобы потрепать врага перед подходом своих основных сил. А то и вовсе не станет принимать бой, пока доверчивый игрок не углубится внутрь страны, и тут-то уже нападет со всех сторон – ведь подкреплениям теперь достаточно находиться в той же провинции, а не рядом с местом сражения.
Взятие крепостей тоже поменялось: защитники отстреливаются из расставленных на бастионах пушек, а атакующие стремятся как можно быстрее попасть в мертвую зону и забраться на стены с помощью веревок с крючьями. Что во всем этом удручает – войска разных стран (не считая индусов и индейцев) различаются только цветом униформы, и поэтому бои весьма однообразны. Не нужно больше подстраиваться под тактику разных народов – пуля и штык всех уравняли.
Гвоздь программы, однако, – морские баталии. Об их появлении фанаты мечтали давно, но разработчики всегда говорили, что предпочитают сосредоточиться на чем-то одном. Empire – самая долгая и дорогая разработка сериала, в том числе и потому, что мольбы игроков были наконец-то услышаны.
На море сходятся до двадцати кораблей с каждой стороны – разновидностей их великое множество, от торговых судов и утлых бригов до гигантских линейных кораблей и брандеров-камикадзе. У каждого три показателя живучести – корпус, паруса и мачты и собственно экипаж. Соответственно нужно выбирать и боеприпасы – хотите ли вы просто потопить врага, либо лишить подвижности и живой силы, чтобы взять на абордаж (в этом случае после сражения корабль отойдет вам). Все это отображается
совершенно честно – матросы перекидывают мостки, и морская пехота устремляется в бой на чужой палубе (и не факт, что победит).
Как и на суше, нужно постоянно лавировать и следить за зоной обстрела – ведь пушки расположены только по бортам, и для нанесения максимального урона придется плыть бок о бок с вражеским судном. Плюс – вовремя отдать команду «Огонь!», чтобы канониры не палили вразнобой и одновременно перезаряжали орудия. На все это, естественно, влияют направление и сила ветра, волнение (а то и шторм) на море и навыки адмирала, командующего флотом.
Столь дотошное моделирование, правда, приводит к тому, что крупные сражения превращаются в настоящий кошмар в плане управления – либо каждые пять секунд давишь на кнопку паузы и проверяешь, не развернулся ли кто кормой не в ту сторону, либо пускаешь все на самотек, что ничем не лучше автоматического расчета (только зря потеряешь минут 40). Можно ли сделать лучше – сказать сложно, но теперь хорошо понимаешь, почему The Creative Assembly раньше открещивалась от этого всеми правдами и неправдами.
Зато впервые в истории сериала введен долгожданный режим прохождения кампании по сети против других игроков. Сразиться за мировое господство могут не более двух человек, чтобы партия не растягивалась до бесконечности, но если на своем ходу противник нападет на армию страны, контролируемой компьютером, есть возможность перехватить управление у AI и испортить врагу жизнь.
Таких кампаний можно вести несколько одновременно, благо интерфейс Steam показывает, кто из друзей в данный момент в онлайне и согласен обменяться с вами парой ходов. Сейчас система тестируется, и вскоре после выхода игры будет выпущена отдельным бесплатным патчем. К тому же в мультиплеере все так же доступны обычные сражения – так что до встречи на поле боя!
Говорят разработчики
«Безусловно, наши игры помогают лучше понять дух эпохи, знакомя с историческими персонажами, видами войск, технологиями и событиями соответствующих периодов. Обо всем можно получить историческую справку. Но, хотя Total War богата такими деталями, мы настаиваем, что наши игры – прежде всего игры, а не учебники. В Empire: Total War вы
начинаете с исторически корректной отправной точки в 1700 году и идете своей дорогой. Этим TW и привлекает – здесь можно проверить «что было бы, если...». Если бы Америку колонизировали не британцы и французы, а, скажем, поляки? Если бы русские распоряжались ресурсами Индии? Сила «Империи» в том, что здесь ход событий зависит от вас, и вы сами направляете историю в то русло, которое считаете верным».
1154 Прочтений • [Обзор игры Empire: Total War] [11.04.2012] [Комментариев: 0]