Мы ждали The Elder Scrolls IV: Oblivion затаив дыхание. Пресс-релизы обещали ролевую революцию и живой виртуальный мир. Цифры и факты, мелькавшие в интервью, поражали воображение, а скриншоты ошеломляли красотой. И вот игра поступила в продажу. Масштабный блокбастер с огромным бюджетом, созданный слаженной командой равнодушных профессионалов, оказался всего лишь усовершенствованной версией Morrowind 2.0.
Генерация персонажа
Система создания персонажа, по сравнению с предыдущей игрой, изменилась не сильно. Выбираем пол, расу, знак зодиака, распределяем навыки (урезанные в количестве: исчезли копья, а мечи и кинжалы объединили, равно как молоты с топорами, убрана магия Зачарования) – и вперед, покорять просторы провинции Кайродил.
Но нет, минуточку, сначала надо вылепить лицо героя. Не просто выбрать понравившийся портрет из галереи, а составить практически профессиональный фоторобот. Возраст, цвет кожи, форма глаз, длина волос… 10 параметров для настройки формы рта, 7 параметров для подбородка… Фактически это отдельная мини-игра, с которой можно провозиться целый час, доводя внешность героя до идеала. Огромное количество возможностей (14 параметров формы носа, помилуй бог, зачем?), которые в итоге ни на что не влияют, ни для чего не нужны и только сбивают с толку. А получаются только косоглазые уродцы. Какова в Oblivion генерация персонажа, таков и игровой процесс. Ирония судьбы.
Маленькие секреты
Если вы играете не-боевым персонажем (например, с уклоном в воровство или торговлю), не спешите повышать его уровень. Ваши противники не в курсе, что вы играете вором 10 уровня, – они подстраиваются под воина 10 уровня, и никак иначе. Повышайте уровень опыта только после того, как почувствуете, что бои стали слишком легкими, – иначе рискуете столкнуться с парадоксальной ситуацией «я получил новый уровень, и теперь меня все убивают».
В центральном порту – всего один корабль, да и тот пиратский. Где торговые суда? В стране экономический кризис?Взлом замков – примитивная мини-игра. Осваивается быстро и делает прокачку навыка Security совершенно бессмысленной.
Летопись подвигов
Сюжет Oblivion незамысловат: умирающий император посылает нас, простого заключенного, на поиски единственного оставшегося в живых наследника королевского трона, чтобы тот закрыл адские врата, через которые в мирный Тамриэль пробираются демоны. Наследник будет найден, врата закроются, главный демон получит по шее, справедливость восторжествует. Все это сопровождается разными занимательными поворотами сюжета, включая массовые батальные сцены. В целом, скучать не придется.
Но настоящая жемчужина игры – это побочные квесты. Сценаристы постарались на славу. Здесь есть интереснейшие детективные расследования, отчаянные кражи, поиски пропавших людей, охота, и абсолютно безумные задания от каждого из 15 даэдра-лордов… Угадать, когда и где нас настигнет очередное приключение, невозможно. Заглянул в магазин? Хозяйка попросит скомпрометировать конкурента. Заночевал в плавучем отеле? Ночью пираты угонят его в открытое море. Сражался с вампирами и был покусан? Придется искать лекарство, чтобы самому не превратиться в кровопийцу.
Побочные квесты – это то, ради чего стоит играть в Oblivion. Их в игре сотни, и все хороши как на подбор. По сравнению с Morrowind, с его бесконечным занудством в стиле «подай-принеси», – это не просто шаг вперед, а семимильный прыжок.
Еще одна мини-игра – убалтывание NPC. Точно так же избавляет от необходимости прокачки Speechcraft.Человекоящерицы не удались – они похожи на обычных людей в странных масках и с пластиковыми хвостами.
Особенности ролевой механики
Oblivion – наверное, единственная в мире RPG, где повышение уровня героя делает игру не проще, а, наоборот, сложнее. Вместе с персонажем одновременно повышают свой уровень и все монстры. Не удалось в начале игры одолеть разбойника с тупым железным кинжалом? Возвратившись героем пятого уровня, мы обнаружим, что у бандита уже стальной меч и здоровья прибавилось. Прокачаемся до десятого уровня – разбойник встретит нас с эльфийским клинком наголо. Вырастем до двадцатого – злодей облачится в полный доспех и вооружится артефактным мечом.
И так – в каждой пещере. В каждой локации. Повсюду. Куда бы герой ни пошел, он встретит не тех монстров, которые соответствуют типу местности, а тех, которые ему «по уровню». Не удивляйтесь, когда в один момент с просторов Кайродила исчезнут все волки и появятся медведи – просто разработчики решили, что более сильному герою убивать волков уже неинтересно. «Так было и раньше» – возразите вы.
Да, но не в такой степени. Хуже всего то, что этот принцип распространяется на содержимое сундуков в подземельях и на ассортимент товаров в магазинах. «Большой Брат» зорко следит, чтобы нам ни в коем случае не попался слишком «крутой» меч или слишком слабенький доспех. Все тщательно подогнано под уровень героя.
Вероятно, разработчики пытались таким необычным образом решить проблему игрового баланса, чтобы игроку всегда было интересно, но эффект, которого они достигли, получился обратным. Исчезает стимул бродить по местности и исследовать новые локации. В этом просто нет смысла. Все равно в любом подземелье нас встретят одни и те же монстры, а в сундуках будут лежать одни и те же предметы.
Настраиваем игру под себя
На сайте planetelderscrolls.com вы найдете огромную и постоянно обновляющуюся подборку модов к Oblivion. Крайне рекомендуем установить моды Font Generator (изменяет игровой шрифт на более мелкий и легко читаемый), BTmod (исправляет множество огрехов интерфейса) и No Compass (отключает назойливую красную стрелочку, указывающую путь к выполнению текущего задания). Нам также понравился No Psychic Guards (стража больше не арестует вас за убийства, совершенные без свидетелей). А если хотите искоренить феномен «растущих в уровнях бандитов», попробуйте Francesco’s leveled creatures mod.
Можно делать ставки на бои на арене. А при желании и самому поучаствовать и стать чемпионом.Врата в Oblivion – параллельное измерение, откуда в мир Тамриэля лезут демоны-Даэдры. Закрыть их все – главный игровой квест.
Нищета искусственного интеллекта
Во всех интервью разработчики неустанно нахваливали чудесный Radiant AI, который должен был наделить персонажей Oblivion невероятным умом, но от любых конкретных комментариев старательно воздерживались. Это настораживало и заставляло ожидать подвоха. Подвох, разумеется, обнаружился очень скоро.
Разрекламированный Radiant AI на практике оказался обычным скриптом, управляющим распорядком дня жителей Кайродила. Утром они идут на работу, вечером – в таверну, а ночью ложатся спать. По сравнению с безмозглыми марионетками из Morrowind, которые круглосуточно топтались по кругу, это, конечно, большой прогресс.
Но почему можно легко вломиться в запертый дом посреди ночи, вытащить хозяина из постели и начать с ним торговать? Почему никто не реагирует на героя, вскочившего на стол в таверне, размахивающего мечом и стреляющего в потолок молниями? Но стоит взять со стола забытую кем-то газету – как таверну охватывает паника, народ с криками «Помогите, грабят!» бросается к выходу, а лавочник достает из-под прилавка палицу с явным желанием проломить нашему герою череп.
Почему нам удается бесшумно убить жертву в заброшенном подвале, а через минуту о кровавом преступлении знает вся деревня? Почему торговцы отказываются купить серебряную ложку, украденную на другом конце провинции? И почему любой стражник своим рентгеновским зрением способен обнаружить на дне нашей сумки упомянутую ложку?
Зато к поведению персонажей в бою претензий нет. Они исправно маневрируют, меняют оружие, заходят за спину, проводят комбы – в общем, сражаются на совесть. Правда, иногда спрыгивают вслед за упавшим врагом в лаву – ничего страшного, в пылу сражения с кем не бывает. Блоки, специальные приемы, перекаты: в целом, боевая часть удалась, с Morrowind даже и сравнивать смешно.
Громоздкий интерфейс – подарок со стороны Xbox 360. К счастью, дело поправимо модами.Игровой мир изобилует древними развалинами, и в каждых – бандитский лагерь.
Красота дикой природы
Второй аспект, вызывающий искреннее уважение к разработчикам Oblivion, – это графика. Установив визуальные настройки на максимум и поколдовав над файлом oblivion.ini, обладатель мощного железа сможет насладиться невероятными красотами зеленой природы. Здесь вам не багровые пустыни Вварденфелла и не унылые северные пейзажи Даггерфолла. Леса, поля, холмы, озера, древние руины, величественные замки. По Кайродилу хочется путешествовать, просто бесцельно бродить (или скакать на лошади), наслаждаясь потрясающими видами.
С монстрами, дикими животными и людьми ситуация похуже – модели временами сделаны немного топорно, анимация кое-где страдает... Но если не придираться, то художественный уровень – вполне достойный. Опять же, огромный шаг вперед после марионеток из Morrowind.
Краткий путеводитель по предыдущим сериям
На данный момент сериал The Elder Scrolls включает 6 игр основной линейки – читайте о них в рубрике «Ретро» этого номера. Если же вас интересует внутренняя хронология мира, то календарь Тамриэля датирует игры следующим образом:
Вторая эра, 864 год – Redguard
Третья эра, 389 год – Battlespire
Третья эра, 399 год – Arena
Третья эра, 405 год – Daggerfall
Третья эра, 427 год – Morrowind, Tribunal, Bloodmoon
Третья эра, 433 год – Oblivion
С горы открывается живописный вид на столицу Кайродила.Лошадь – отличное подспорье для начинающего приключенца.
Звуки и мелодии кайродила
Дублеры проделали гигантскую работу. В игре несколько сотен персонажей, у каждого свой набор реплик – и все они старательно озвучены. Голоса разнообразные, выразительные, с различными акцентами. В дубляж героев Oblivion было вложено немало усилий, и не напрасно – от таких великолепных голосов игровой мир на глазах расцветает. Лицевая анимация, правда, до Half-Life 2 не дотягивает. Музыкальное сопровождение традиционно на уровне. Джереми Соул, как всегда, написал типовые «эпически-фэнтезийные» треки, среди которых есть как пафосные, так и занудные мелодии. Занудных, впрочем, больше.
Лечащее заклинание заодно используется для освещения темных уголков.Вместе с персонажем одновременно повышают свой уровень и все монстры.
Кружок «Умелые руки»
Но главное – к Oblivion прилагается мощный инструментарий по созданию модов, при помощи которого игру можно изменить практически до неузнаваемости. Не нравятся гигантские шрифты? Слишком сильные монстры? Медленно растут уровни? Хочется попробовать силы в создании новых квестов? Герою срочно нужен джедайский световой меч? Без проблем. Пара вечеров на освоение тонкостей мод-конструктора – и игра преобразится на ваших глазах. Любительские модификации – то, что спасает игру от низкой оценки. А вот все, на что пока хватило разработчиков – три мелких плагина типа брони для лошадей. По $1.99 каждый. Цинизм и лень, не поддающиеся объяснению.
Стоит ли Oblivion вашего внимания? Безусловно, стоит. Это не бюджетная поделка, это масштабная RPG, такие игры выходят раз в год, а то и реже. Если вам интересен ролевой жанр, то пройти мимо Oblivion совершенно невозможно. Но не надо ждать от нее революционных изменений или чуда. Это просто Morrowind 2.0. Улучшенный и дополненный.
Летописи Тамриэля – теперь на русском
Тамриэль, вселенная серии The Elder Scrolls, является, пожалуй, одним из самых детально проработанных миров. Подробно описанная история Тамриэля охватывает более 2500 лет. Лишь отдельные книги способны сравниться с TES по объему географической, исторической и культурной информации.
Тем приятнее, что именно наши, русские игроки создали самую подробную энциклопедию Тамриэля. С этим эпохальным трудом (как и множеством другой полезной информации) вы можете ознакомиться на сайте tes.ag.ru.
1696 Прочтений • [Обзор игры The Elder Scrolls IV: Oblivion] [11.04.2012] [Комментариев: 0]