Таких игр сегодня не делают. Это забытая школа геймдизайна, никто не может ей подражать. Шутер мечты? Герой мечты? Легендарный долгострой? Все это, конечно, верно. Но первое впечатление от Duke Nukem Forever иное. Это как встретить живого динозавра и с разбегу зафигачить ему пинок под зад. Грубо, оскорбительно, вроде бы, не очень-то смешно? Ну, таков Дюк Нюкем – герой Америки, кумир молодежи (ну, «вечной молодежи», нестареющих геймеров) и спаситель Земли. Он всем пасть порвет, <известное матерное слово>!
После прохождения Duke Nukem Forever просто не находишь в себе сил сдерживаться – хочется использовать лексику главного героя к месту и не к месту. Возможно, кому-то грубые изречения Дюка покажутся чересчур оскорбительными и пошлыми, но это та деталь, с которой все начинается. Потом все будет еще хлеще, еще круче. И речь идет не просто об отстреле свиноподобных пришельцев, обнаженке и сюжете, который одних оставит в недоумении, а у других вызовет щенячий восторг. Duke Nukem Forever представляет собой игру, вернее даже, концепцию, которая существует вне времени и вне жанровых стереотипов. Это именно что динозавр, который покоился бы еще много лет, но его зачем-то откопали и воскресили, и теперь он рвет и мечет. В этом шутере – если все-таки использовать привычное обозначение – так много всего необычного и интересного, что на определенном этапе обязательно задаешься вопросом: черт возьми, да почему же у других все не так? Ответ не заставит себя ждать: потому что все это прошлый век. Но в видеоиграх быстро забывается старое, из-за чего, грубо говоря, даже музейный экспонат можно представить как достижение современного искусства. Поэтому несмотря на то, что все здесь, в сущности, сойдет за содержание какой-нибудь энциклопедии гейм- и левел-дизайна девяностых, первое впечатление совсем даже не «фуууу», а «вааааааууу». В конце концов, только здесь можно нассать в глазницы побежденному боссу!
Первые несколько глав Duke Nukem Forever, кстати, вообще ничем не выдают жанровую принадлежность. Это время посвящено фанатам: тем, кто ждал, верил, шутил на тему долгостроев, писал статьи, ныл в блогах и перевел не один календарь, отмечая очередные даты выхода. Дюк играет на консоли, пока его ублажают две близняшки. Дюк гуляет по залам славы – везде его бюсты, статуэтки, портреты. Пинбол с его изображением (рекомендуется наклонять его, чтобы сжульничать), разные автоматы, бургеры, напитки. Люди ходят и восторгаются героем Америки. Пару раз ему даже дают оставить свой след в истории: один раз во время брифинга, когда можно нарисовать что-нибудь неприличное, другой раз когда маленький мальчик просит оставить автограф. И все это без перестрелок и мордобоя. И только спустя много времени начинается самое интересное: инопланетяне нападают на его штаб, он отбивается кулаками, находит большую пушку, сбивает космический корабль и… После этого вспоминаются все выпуски Duke Nukem сразу. После фразы «Какая, бл*дь, красная карточка?» весь опыт, приобретенный за игрой в тот же Bulletstorm, можно смыть в унитаз. Здесь действуют совершенно иные правила, а вместо наигранной брутальности игрока встречает располагающая естественность. И это тоже, в общем-то, явление уникальное.
Не все бургеры одинаково полезны.Стриптиз в приватной комнате, кстати, Дюку приснился.
А что вы ожидали увидеть на уровне, который называется «Сиськи-сити»?!Боссов можно убить только с помощью турели. Или ракетной установки. Или бомб!
Как бы смешно это ни прозвучало, но большую часть времени проводишь за размышлениями на тему «куда идти» и «что делать дальше». Неочевидный левел-дизайн не то что сбивает с толку – он больно бьет по яйцам и заставляет вспоминать логику игр девяностых. Приходится прыгать по ящикам, ползти по каким-то шахтам, искать заскриптованные объекты, в общем, думать. Всегда работать мозгами. Это не разудалый шутер, где кровь-кишки и смачный комментарий за кадром – вот и весь геймплей. Это хардкор даже на самом низком уровне сложности. Конечно, многих это может смутить. Вы уже не встретите перемещения по трубам, прыжки по платформам, избирательную работу физического движка (вот этот объект можно сломать, а вот этот – нет, и нет этому объяснения), полное отсутствие всякого рода подсказок, а самое главное – такого разнообразия, какое представлено в Duke Nukem Forever. Если сначала на игрока производит впечатление внимание к важным для фанатов деталям, то потом наступает черед сложных перестрелок, а сразу после – головоломок и эпизодов, после которых хочется поставить игру на «паузу», выдохнуть и сказать: «За***сь!»
Вот, скажем, на некоторых локациях герою предстоит уменьшиться, чтобы преодолеть кое-какие участки. Маленький Дюк смешно говорит и очень тяжело дышит, когда бегает. «Он игрушечный!» – восклицает мальчик с лицом сорокалетнего приспешника дьявола, когда впервые его видит. «Я не игрушечный, я коллекционный!» – отвечает Дюк. Потом садится в игрушечный бигфут с турбоускорением и носится по локациям, объезжая гигантских противников, готовых раздавить героя, как крысу. Кстати, о крысах. Их можно ловить и швырять в мины, чтобы, ну, обезвредить (просто взорвать, ладно). Но это когда Дюк большой, а в миниатюрном виде для него нет врага злее и опаснее, чем хвостатые твари и ловушки для них – мышеловки. Не пожалейте времени, засуньте как-нибудь одну крысу в микроволновку и зажарьте – просто так, в отместку за будущие обиды.
Что характерно, «гоночный» эпизод – это лишь одна из множества подчас гениальных идей, воплощенных с поразительной дотошностью, потрясающим вниманием к самым мельчайшим подробностям. Дюк снова станет маленьким, и ему придется решать головоломки, искать выход из комнаты, из лифта, из кухни с наэлектризованным полом. Потом Дюк станет обычным, и разработчики все равно найдут десяток способов разнообразить прохождение. Повторюсь: ни разу за все это время и мысли не возникает, мол, «скучно» или «однообразно». Напротив, единственное, о чем можешь думать, так это о способе решения поставленной задачи. Как попасть дальше? Как уничтожить летающих осьминогов? Какое оружие лучше использовать против этих инопланетян?
Есть и еще одна деталь, которая может ускользнуть от внимания поначалу, но вместе с тем ее роль в создании атмосферы и поддержании настроения настолько значительна, что убери ее – и все рухнет. Я говорю о повествовании и персонажах этой истории. Duke Nukem Forever уверенно балансирует на грани между откровенным трешаком с неприкрытой порнографией (см. Postal) и самым взрывным шутером последних десяти лет. Каких трудов стоило добиться этого – большая загадка. Кроме того, здесь не чувствуется недосказанности. Скажем, всем понятно, что тема сисек должна быть раскрыта в каждом выпуске сериала, и Forever не является исключением. Тут вам и глава в Сиськи-сити, где перед тем как пригласить Дюка на приватный танец девушка просит найти попкорн, вибратор и презерватив. И игрок полчаса гуляет по стриптиз-клубу, глазеет на девиц, выслушивает их реплики и, конечно, ищет названные предметы. А эпизод внутри, скажем так, инопланетного организма, где похищенных женщин – включая уже упомянутых близняшек («Это у нас первый раз с инопланетянами!») – превращают в коконы, из которых потом вылупляются маленькие жуки? Там Дюк подходит к «настенной сиське» (так она и называется официально, посмотрите артбук!), шлепает ее и говорит: «Молочка-то дай!» Все это, конечно, пошло. Но это именно то, что нужно, чтобы удивить игроков. Потом разработчики уже не вернутся к этой теме. У них вообще очень просто сработана структуризация контента: одна идея – идеальное воплощение, потом только вперед. Поэтому поглазели на красоту – достаточно, пора и свиномордым по рылу надавать.
Когда свинорылых противников становится очень много, а нервы на пределе, помогает такая вот расправа.Важный квест: чтобы девушка дала, надо найти и приготовить попкорн, а потом где-нибудь отыскать вибратор и презерватив. ЭТО ВАЖНЫЙ СЮЖЕТНЫЙ КВЕСТ!!!
В видеоиграх нет героя круче, чем Дюк Нюкем. И точка.
Как все это вписывается в сюжет? Можно попробовать ответить наобум, дескать, какой сюжет вообще – тут он не столь важен! Но и в этом смысле Gearbox нашли, чем удивить: истории уделяется достаточно внимания, она веселая и смешная, и персонажи тут яркие, запоминающиеся («Хорош дрочить там, Дюк, спускайся вниз!» – самое частое обращение напарника), и даже так называемые plot twist’ы припасены. Нет, я не пытаюсь доказать, что сторилайн в Duke Nukem Forever претендует на премию Hugo Awards, но черт возьми, он же справляется со всеми возложенными на него задачами! Да и потом, я вряд ли смогу вспомнить другой шутер, в котором даже фоновые диалоги двух рабочих казались бы, ладно, пусть не смешными, но хотя бы интересными. А тут получается так, что игрок с первых кадров настраивается воспринимать информацию, и его не разочаровывают. Ну, если вообще вся отвязная (а может, аморальная) тематика сериала может развеселить. Человек, который и раньше плевался от DF, не найдет ничего привлекательного в новом (долгожданном!) выпуске.
Впрочем, последнее замечание, на самом деле, очень важное и его сложно игнорировать. Дело в том что, несмотря на «уникальность» всего, чем хочет удивить тот самый «легендарный долгострой», многие аспекты могут не то что не понравиться современным геймерам, а попросту отпугнуть. Классику вполне можно счесть архаизмом, юмор – обидным и злым, сложность – неоправданно высокой, а графику не отвечающей современным требованиями жанра. Я могу сходу вспомнить достаточно ситуаций, когда хотелось, кхм, ругательски ругаться, настолько выбешивали отдельно взятые эпизоды. Причем многие из них нельзя приписать к условному «олдскулу». Скажем, почему столько времени приходится проводить в альтернативе режиму ночного видения, бродить в темноте, биться лбом о стены? Что это за дурацкие шутки с освещением? Или, например, почему подавляющее большинство перестрелок – «комнатные»? Это не было круто тринадцать лет назад, не круто и сегодня.
Впрочем, Duke Nukem Forever – это как раз тот случай, когда чаша достоинств перевешивает. Да, ощущение того, что игру просто «передержали» не покидает до финальных титров, но что с этим можно поделать? Всем хорошо известна история создания этого выпуска. Остается только надеяться, что следующая часть не заставит себя так долго ждать. Тьфу, как бы не сглазить.
Коллекционные Balls of Steel
Коллекционное издание консольных версий Duke Nukem Forever – это предмет зависти геймеров. Ради таких коробок стоит откладывать деньги, выкупать из на eBay, показывать друзьям, в общем, гордиться.
Версия для PC в России получила другое коллекционное издание, в которое вошло загружаемое дополнение, альбом с иллюстрациями, фишки из казино и комикс. Статуэтки Дюка Нюкема, к сожалению, владельцы PC-варианта не увидят. Зато их ждет на удивление хорошая локализация – толковая, матерная, но, впрочем, запиканная.
1823 Прочтений • [Обзор игры Duke Nukem Forever] [11.04.2012] [Комментариев: 0]