Двенадцать лет. Для любой игры такой срок – приговор. Только не для Duke Nukem Forever. Игра, сменившая пять движков и четыре студии-разработчика. Игра, которую начали делать еще в прошлом тысячелетии. Игра, которая умудрилась сделать свой бесконечный процесс разработки одним из главных поводов для ожидания.
Мы потеряли надежду, что Дюк хоть когда-нибудь выйдет, еще когда 3D Realms объявили о закрытии студии. Настоящие динозавры игровой индустрии – им не нашлось места в современном мире, они просто-напросто вымерли, обанкротились, истощившись от десятилетнего цикла разработки одной-единственной игры. Проект Duke Nukem Forever был официально закрыт – спасти его могло только чудо. И чудо произошло: Рэнди Питчфорд, глава Gearbox Software, много лет назад работавший в 3D Realms, решил выкупить права на игру и все-таки довести проект до завершения. Gearbox тогда как раз закончила работу над Borderlands и обладала достаточными ресурсами для завершения проекта подобных масштабов. Договорившись с издателем Take Two о том, что у игры появится мультиплеер и консольные версии (для всего этого была призвана команда Piranha Games), Gearbox уверенно довели игру до зеркального блеска и отправили на золото – а мы в числе первых заполучили ПК-версию проекта для рецензии.
Да, в это сложно поверить. Но Duke Nukem Forever полностью готов, проходится от начала до конца за 10-12 часов (Бог знает, сколько разработчикам пришлось вырезать из финальной игры) и представляет собой как минимум один их самых любопытных шутеров последних лет.
Космические свиньи не стесняются вступать с Дюком в очень близкие отношения.«Уменьшенные» уровни – отдельное удовольствие. Где еще вы видели перестрелку среди консервных банок?
НАЗАД В ДЕВЯНОСТЫЕ
Все дело, конечно, в сочетании фирменного юмора и геймдизайна родом прямиком из девяностых – времени, когда не было никаких шутеров с укрытиями, автоприцеливанием и всем тем, что наши самые преданные читатели называют не иначе как «консольные мерзости».
Дюк приходит в себя в общественном туалете гигантского стадиона. Игра незамедлительно предлагает нажать на левую кнопку мыши, чтобы, цитируем, «поссать». Здесь же можно покрасоваться перед собой в зеркале («Вы только посмотрите на него, – скажет Дюк. – Нет, вы только посмотрите!») и отправиться в фойе, где собрались спецназовцы, чтобы обсудить предстоящую боевую операцию. Дело в том, что на стадионе обосновался гигантский император циклоидов, и задача Дюка – призвать зверюгу к порядку с помощью многозарядного гранатомета с недвусмысленным именем Devastator. Пририсовав императору циклоидов половой орган на доске с планом операции (игра не настаивает, но настойчиво намекает), мы быстренько поднимаемся наверх и вступаем в сражение со стометровым инопланетным киборгом – с неба постоянно сбрасывают патроны, поэтому одноглазый император довольно быстро склоняется перед Дюком в бессилии. Дальше идет момент, очень похожий на добивание из God of War, – подобравшись к боссу вплотную, Дюк ломает у него на спине жизненно важную трубочку, затем выхватывает глаз и устраивает им показательный удар в ворота. Аплодисменты, фанфары, конец игры.
Камера плавно переходит с экрана, на котором запущен первый уровень Duke Nukem Forever, в личные апартаменты Нюкема – тот сжимает в руках геймпад, пока у ног по-стахановски трудятся две блондинки-близняшки. «Ну как, Дюк, тебе понравилось? – спрашивает первая, вытирая рот рукавом. «Ну-у-у...». «Да нет, глупый, игра. Она хорошая?» – «Да, но за двенадцать е**ных лет еще бы она не была хорошей». Оспорить это утверждение не получается до финальных титров – на Землю прилетают инопланетяне – на этот раз настоящие – и начинается мясо.
После необязательной экскурсии по роскошному дюковскому пентхаусу (каждый предмет можно потрогать, на каждую кнопочку – нажать), мы попадаем в Duke Cave – секретную подземную пещеру, где обитает искусственный интеллект с голосом порноактрисы, и откуда Дюк выходит на связь с президентом и генералом Войск Защиты Земли. Президент смотрит на ядерного герцога с плохо скрываемой неприязнью – мол, Дюк, только не вмешивайся, ради Бога, я уже почти договорился с императором циклоидов! Генерал же хмурит усы и советует Дюку полагаться на инстинкты. В дверь, тем временем, уже ломятся первые пришельцы – причем явно не для того, чтобы взять у нас автограф.
PC-версия Duke Nukem Forever изначально (кто бы мог подумать) разрабатывался для PC, а уж затем портировался на консоли. Поэтому работает игра идеально – быстро, без вылетаний и глюков. Ну и конечно, именно на PC можно ощутить тот самый, классический дюковский геймплей – с мышкой и клавиатурой.
«Дюк, я хочу тебя прямо здесь!»В 3D Realms, похоже, внимательно следили за творчеством группы «Тату».
Поездки на бигфуте встречаются ближе к концу игры и отличаются очень отзывчивым управлением. Жаль, что бензин быстро заканчивается.В одной из миссий игра превращается в натуральный эротический квест от первого лица.
Управление на PC
Мы, если честно, не до конца представляем, как можно играть в такую игру на консолях. В теории, к Duke Nukem Forever даже можно подключить геймпад – и он будет работать, но вряд ли найдутся люди, готовые это сделать.
ЭГОИЗМ
С самого начала игры в распоряжении у Дюка – только его пудовые кулаки и харизма, весом которой можно задавить средних размеров крысу. Лайфбар здесь называется «Эго», и неспроста – за любое действие, так или иначе связанное с самолюбованием, у Дюка расширяется шкала здоровья. Выиграли партию в пинболл Balls of Steel, подняли штангу весом 270 килограмм в жиме лежа, отксерокопировали собственную задницу – получайте апгрейд к выносливости. Здоровье здесь со временем восстанавливается – но это единственная уступка миру современных шутеров и, кажется, наиболее логичная. В любом случае, отсидеться в укрытии здесь не получится: во-первых, укрытий как таковых нет, а те, которые есть, – разрушаются. Во-вторых, сидение в укрытии с трехствольным пулеметом в руках стремительно теряет свой смысл: Дюк не из тех, кто боится вступить в драку с космическими свиньями.
Нам, если честно, даже немного жалко бедных владельцев приставок. Враги здесь совершенно не настроены на то, чтобы в них аккуратно целились с помощью геймпада: они летают по воздуху и телепортируются (в случае пришельцев-коммандо), прут на игрока со всех сторон (наши любимцы, космические свиньи) или же носятся как сумасшедшие по всей карте, изрыгая ракеты. Выход один – стрейфиться, прыгать, кидать гранаты и не прекращать поток пуль ни на секунду. Мозг постепенно возвращается к старым рефлексам, трупы накапливаются: свиньи отвечают нам живописной расчлененкой и странноватой физикой (в игре используется какой-то необычный физический движок, на нем же замешаны внутренние пазлы). Другой интересный момент – зверюг научили интересно передвигаться по уровню. Это отражается в плавной анимации и той легкости, с какой кабаны карабкаются по зданиям в надежде перекусить Дюку глотку. Но даже когда им это почти удается, всегда есть последняя возможность отломать твари клыки, быстро нажимая на «пробел» в специальной сценке. Кстати, фирменный дюковский пинок никуда не делся – теперь с его помощью можно «казнить» пришельцев. Да-да, вы правильно догадались: дальше следуют обязательно кровь, непременно кишки и, конечно, расчлененка.
Российское издание
В России Duke Nukem Forever выходит полностью переведенным на русский язык – и у нас есть две новости по этому поводу, хорошая и плохая. Хорошая: перевод полный, с матами и непристойностями, пусть и нецензурная лексика здесь «запикана» (1С-Софтклаб планирует выпустить патч, убирающий «цензуру»). Плохая новость: до оригинальной озвучки российской локализации очень далеко, ведь Duke Nukem Forever озвучивал сам Джон Сент Джон – человек, подаривший Дюку голос еще в Duke Nukem 3D. Афоризмы русскоязычного Нюкема («Я со свиньями не е**сь!», «Я из Лас-Вегаса, а значит, ты умрешь» и т.п.) в основном режут слух и очень редко воспринимаются адекватно. В общем, мы предупредили.
Не самые радостные новости связаны и с комплектацией «расширенной» ПК-версии, которая заметно уступает консольным. В коллекционном издании будет присутствовать комикс по мотивам игры, загружаемое дополнение Duke’s Big Package, 100-страничный альбом об истории разработки Duke Nukem Forever и набор фишек из казино Дюка. Владельцы консолей, помимо всего этого, получат еще и бюст Нюкема почти в натуральную величину, набор открыток, колоду карт, наклейку радиационной опасности, игральные кости и бумажный складной корабль пришельцев (!). Утешает только то, что стоить PC-версия в коллекционном варианте будет всего 1000 рублей, а консольная «коллекционка» – 150 долларов.
Пришельцы отличаются инопланетной физикой – от кулаков Дюка они отлетают будь здоров.В игре присутствует частичная разрушаемость, которая дает чисто косметический эффект.
Боссы здесь очень олдскульные – с заготовленным набором атак и жирным лайфбаром.
О РАЗРАБОТЧИКЕ
3D Realms прекратила свое существование в 2009 году, так и не дожив до релиза Duke Nukem Forever.
ТАНЦЫ СО СВИНЬЯМИ
Все главные пушки из Duke Nukem 3D устраивают грандиозное возвращение в Duke Nukem Forever – они выглядят, звучат и работают именно так, как вы этого ожидаете. Некоторые обзавелись новыми способностями – к примеру, гранатомет научился «захватывать» цель и пускать за ней вслед ракету. Чуть ли не каждый удачный выстрел сопровождается одним из фирменных комментариев Дюка (безнадежно испорченным в русской версии): Hail to the King, baby. Свиньи нападают волнами и по отдельности, откуда-то сверху десантируются командиры инопланетян, ближе к середине к делу подключаются особо отвратительные телепатические осьминоги (больно кидаются мебелью) и огромные, лоснящиеся от жира летающие берсерки.
А еще в Duke Nukem Forever хорошо выдержан темп: как только игра чувствует, что немного обнаглела после трех волн космических свиней, сразу включается какой-нибудь физический пазл (здесь игра более чем слегка напоминает Half-Life 2 – готовьтесь перетаскивать бочки и играть с весами) или отрезок, когда нам дадут порулить огромным дюковским Биг Футом. Ближе к концу игра вообще превращается в типичный американский road movie – в машине регулярно заканчивается бензин, поэтому приходится выходить и отправляться на поиски топлива в ближайшее поселение. А им может вполне оказаться мертвый город, выдернутый из какого-нибудь вестерна – с обязательным салуном, церковью и свинокопами вместо шерифов и ковбоев. А ведь когда-то, в 1999 году, на скриншотах из этого уровня мы видели деревенского жителя с угловатым осликом. Куда делись те времена?
ОРУЖИЕ, ПРОХОЖДЕНИЕ И ЧИТ-КОДЫ
Мы собрали все оружие из Duke Nukem Forever в одном месте. А чит-коды и прохождение, как правильно замечает игра на одном из экранов загрузки, вы можете легко найти в Интернете.
КУЛАКИ
Дюк орудует кулаками в самом начале игры – когда еще нет никакого оружия. Получается неплохо – пришельцы разлетаются во все стороны. После приема стероидов Дюк входит в режим берсерка – и мочит всех с одного удара.
ПИСТОЛЕТ
Золотой пистолет M1911 с эксклюзивной гравировкой и лазерным прицелом – вам лучший друг, когда другие патроны кончились (также этот малыш пригодится в финальном сражении – но мы ни в коем случае не скажем почему).
ДРОБОВИК
Многозарядный шотган – по-прежнему одно из лучших оружий в игре. Нет ничего приятнее, чем крошить космических свиней из этой крошки. На ближних дистанциях дробовику нет равных по зрелищности и эффективности. Настоящая классика.
ПУЛЕМЕТ
Трехствольный пулемет RIPPER (вы правильно догадались, «Потрошитель») возвращается в Duke Nukem Forever во всей своей красе. Это лучший выбор практически для любой ситуации – патроны для этой пушки можно найти во многих местах игры, а по эффективности среди огнестрельного оружия у него очень мало конкурентов.
СНАЙПЕРСКАЯ ВИНТОВКА
На самом деле, это гибрид простой «снайперки» и самого настоящего рейлгана. Держитесь крепче: эта лазерная тварь убивает с одного выстрела даже самых жирных космических свиней. Среди минусов – небольшое количество зарядов и необходимость постоянно перезаряжаться. А также дефицит патронов, черт бы его побрал.
ГРАНАТОМЕТ
Классический Rocket Launcher из Duke Nukem 3D – признайтесь, вы по нему соскучились. В Duke Nukem Forever он обзавелся функцией автоматического наведения – достаточно зафиксировать прицел на цели на пару секунд, и больше она никуда от вас не денется. Эффективен против боссов.
РАЗРУШИТЕЛЬ
Также известен как DEVASTATOR – двуствольный ракетомет, от которого нет спасения. Стреляет очередями ракет на любые дистанции, не требует наведения на цель. Оружие настоящего джентльмена. Единственный недостаток – очень быстро заканчиваются патроны.
УМЕНЬШАТЕЛЬ
Уменьшающий заряд этой пушки превратит даже самых огромных и отвратительных свиней в крохотных поросят – которых особенно приятно давить ногами. Оружие редкое, да и патроны найти к нему ой как непросто. Зато в эффективности ему не откажешь.
МОРОЗИЛЬНИК
Знакомое еще по Duke Nukem 3D и любимое фанатами оружие – адский морозильный аппарат, замораживающий врагов для последующего разбивания дюкнюкемовским пинком. Стоит заметить, что и сама пушка, и замороженные с ее помощью свиньи графически выглядят очень впечатляюще.
МИНЫ И ГРАНАТЫ
В DNF нет гранат в привычном понимании – зато есть радиоуправляемые бомбы (можно кидать по несколько сразу а потом взрывать, взрывать!) и лазерные мины. Установите несколько на маршрутах патрулирования пришельцев, спрячьтесь и наслаждайтесь результатом.
ВЕЛИКОЛЕПИЕ
Слезы ностальгии напрашиваются и при сражениях с боссами – сейчас так не делают. Твари всегда огромные, у них часто по нескольку типов атак и жирный лайфбар, к тому же уязвимы они только для гранат и ракет. Патронов часто не хватает – к счастью, игра не стесняется ящиков с бесконечным их восполнением, но к ним вам придется побегать. Баланс практически идеальный: вы всегда четко понимаете, что нужно делать, и каждая смерть – это только ваша ошибка, и ничто другое. Кстати, смерть здесь тоже обставлена эффектно: Дюк драматически падает на пол, у него трескаются очки.
Чтобы не умирать так часто, у игры готов набор бонусов на все случаи жизни. Стероиды вводят героя в режим берсерка, когда он крошит инопланетян голыми руками с одного удара. Пиво слегка уменьшает эффект от вражеских повреждений (и здорово замутняет картинку), а Дюк-голограмма делает нас невидимыми и отвлекает внимание противников на себя, непристойно матерясь и демонстрируя неприличные жесты.
Другой интересный аспект Duke Nukem Forever – моменты, когда главный герой резко уменьшается до размеров собственной пластмассовой фигурки, которая продается вместе с «Хэпи Милом» в местном Duke Burger. Происходящее начинает резко напоминать великую игру MicroMachines, скрещенную с шутером от первого лица, – мы путешествуем среди консервных банок, прячемся от пришельцев под игровыми автоматами и столами для пинболла (наши крошечные ракеты на них почти не действуют) или прыгаем по гамбургерам на плите кухни фастфуда, решая несложные задачки по переключению электричества. Вообще, в Duke Nukem Forever непривычно много именно платформинга и прыжков, – но это никогда не раздражает. Игра настолько хорошо сбалансирована, что вы почти всегда приземляетесь туда, куда планировали. Ну а если упали на раскаленную сковородку – то это исключительно ваша вина, 3D Realms сделали все, что смогли.
Вообще, разнообразие уровней и игровых ситуаций поражает: игра никогда не надоедает, хотя и использует старые как мир методы респауна противника и постоянных скриптов. С другой стороны, в какой еще из последних шутеров вы видели целый уровень, действие которого полностью происходит под водой? Даже такой банальный концепт, как внутренности инопланетного корабля, игра обыгрывает со свойственным ей цинизмом: вместо дверей выступают гигантские сфинктеры, которые надо щекотать пальцем («Ути-пути», – скажет Дюк), а повсюду – привязанные к фаллическим конструкциям обнаженные девушки, которые страшным образом стонут и ведут себя, как персонажи срамного японского аниме.
В один прекрасный момент Дюк даже ненадолго потеряет сознание и придет в себя в любимом стрип-клубе, где игра превратится в эротический квест: нужно будет смотреть камеры наблюдения, выписывать на бумажку код от секретной двери – все для того, чтобы найти попкорн, презерватив и фаллоимитатор для одной капризной стриптизерши, пообещавшей нам приватный танец (обнаженки в игре очень, очень много – мы, если что, предупреждали).
ФОРЕВЕР?
Теперь – о неприятном. Смена пяти движков и постоянное желание угнаться за современными стандартами – вещи, которые плохо рифмуются между собой. Duke Nukem Forever работает на сильно модифицированной версии Unreal Engine 2.5 и местами, отдадим игре должное, выглядит лучше некоторых тайтлов на Unreal Engine 3. Тем не менее, никаких выдающихся красот от игры ждать не стоит – особенно остро ощущается дефицит полигонов в моделях персонажей и местами не слишком аккуратная анимация (прикрутить текстуры высокого разрешения Gearbox, к счастью, все-таки успели). Но если бы графика была единственной проблемой DNF, то мы бы давно уже расписались в любви к игре и поставили ей высокий балл. Более чем десяти лет разработки многострадального шутера, по злой иронии, хватило ровно на десять часов геймплея – и это очень, очень мало, особенно если оценивать игру по меркам конца девяностых. Duke Nukem Forever пролетает незаметно, а финальное сражение и титры оставляют легкий привкус разочарования – и ради этого мы ждали 12 лет?
С другой стороны, DNF – самая настоящая машина времени: 3D Realms подарили нам десять часов детства, а за это можно многое простить.
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ В DUKE NUKEM FOREVER
У Дюка, как и у любого нормального человека, есть свои хобби. Некоторыми он гордится, о некоторых предпочитает стыдливо молчать.
Мы выбрали самые интересные.
Радиоуправляемые машинкиНеобычные транспортные средства
РисованиеКазино
БильярдПинболл
КалендариDVD с порнографией
2226 Прочтений • [Обзор игры Duke Nukem Forever] [11.04.2012] [Комментариев: 0]