Консервативная RPG
Dragon Age: Начало – современная классика и, без сомнений, главная RPG 2009 года – заложила основу для очень впечатляющего фэнтези-мира: за чтением ее внутриигровой энциклопедии, Кодекса, можно было провести долгие часы реального времени; примерно столько же уходило на общение с персонажами, у которых всегда находилось что рассказать о своем прошлом.
Для студии BioWare, раньше если и выпускавшей фэнтези-игры, то только в сеттинге Forgotten Realms (Baldur’s Gate, Neverwinter Nights), Dragon Age стала серьезным шагом вперед – вымышленный континент Thedas (это аббревиатура, причем достаточно издевательская – THE Dragon Age Setting), мрачный стиль «Dark Fantasy» (секс, насилие, расовая нетерпимость) и сложная, многослойная предыстория событий – изложенная как в игре, так и в сопутствующей литературе.
Если Mass Effect стал для BioWare ее «Звездными войнами», то мир Dragon Age – без вопросов, явление уровня «Властелина колец».
Игра поддерживает DirectX 11 и тесселяцию – правда, разглядеть последнюю можно только под микроскопом.Глава Киркволла, Виконт, обитает в собственной Цитадели, где его придется неоднократно навещать.
DRAGON AGE: ПРОДОЛЖЕНИЕ
Создав убедительную вселенную и рассказав подробную историю спасения мира в Dragon Age: Начало, BioWare приняли решение сфокусироваться на более кинематографичной подаче материала: в Dragon Age 2 нет выбора родословной, но есть вполне определенный главный герой, все реплики его (или ее – пол и внешность персонажа по-прежнему зависят от ваших предпочтений) озвучены, а многочисленные варианты диалогов ушли в прошлое – теперь их роль заменяет «колесо выбора» из Mass Effect. Более того, игра стала во всех смыслах быстрее и динамичнее – и проявляется это прежде всего в подаче сюжета и боевой системе. Но обо всем по порядку.
Начинается Dragon Age 2 не с создания, а с выбора персонажа: как вы наверняка уже в курсе, главного героя DA2 зовут Хоук (это фамилия, имя можно придумать самому), но кем он будет – воином, магом или разбойником – нужно решить перед началом игры, поскольку это кардинально повлияет на стиль ведения битвы и множество других игровых параметров (включая сюжет). Здесь же можно выбрать пол персонажа – и все реплики в игре изменятся соответствующим образом. Возможность импорта сохранений из «Начала» и «Пробуждения» также присутствует – к счастью, при отсутствии «сейвов» можно выбрать одну из трех наиболее вероятных концовок первой части: особенность, которой сильно не хватало в Mass Effect 2. Нажав на «старт», мы попадаем… в комнату допроса.
СКАЗКА НА НОЧЬ
В Dragon Age 2 используется так называемый «нелинейный нарратив» – история Хоука занимает отрезок длиной в несколько лет, а ведет повествование гном Варрик, которого допрашивает не слишком дружелюбная коротко стриженная брюнетка, инквизитор Церкви. Главный вопрос у этой женщины всего один: как Хоук получил звание Чемпиона Киркволла и где он сейчас находится. Беседы инквизиторши и гнома разделяют сюжетные акты игры – всего их три – и любопытны прежде всего тем, что Варрик любит иногда приукрашивать события, а инквизиторша – ловить его на… художественном преувеличении. При этом игра во многом нелинейна, поэтому события могут развиваться очень по-разному – хотя главные сюжетные арки у истории все-таки фиксированные.
Начинается все с того, что Хоук бежит со своей семьей из разоренной Мором деревни Лотеринг – вокруг вовсю идет очередная война людей и Порождений тьмы (Drakspawn), поэтому до Киркволла группа беженцев доходит с потерями. По прибытии в город выясняется, что семейное поместье продал плутоватый дядя, а в центр города беженцев не пускают – нет места. Единственный выход: устроиться на работу к наемникам или контрабандистам. Проработав целый год (рассказчик оставляет его за кадром, сразу переходя к следующему), Хоук с семьей наконец-то получает возможность перебраться в хижину дядюшки Гамлена – в этот же период он знакомится с гномом Варриком и узнает о готовящейся экспедиции в Глубинные тропы – затее соблазнительной (древние сокровища!), но крайне опасной (подземные драконы!). Для участия в таком важном приключении нужно срочно накопить 50 соверенов.
Управление на PC Dragon Age 2 прекрасно управляется с мыши и клавиатуры: в этом плане почти никаких отличий от первой части нет. Любое заклинание можно назначить на клавиши 0-9, что делает жизнь мага простой и приятной, а «умная пауза» вкупе с управлением с помощью мыши помогает куда лучше ориентироваться в боевой ситуации, чем на консолях. Геймпад подключить, впрочем, не получится.
Карта мира Dragon Age 2 ограничивается Киркволлом (отдельно – днем и ночью) и его немногочисленными окрестностями.В окрестностях города можно найти источники для крафтинга, которые раньше приходилось собирать повсюду.
Ущербность моделей второстепенных NPC заметна невооруженным глазом.Бои стали заметно динамичнее.
ГОРОД ТЫСЯЧИ ДЕЛ
Первый акт Dragon Age 2 – самый объемный, поскольку принуждает выполнять множество дополнительных квестов, чтобы заработать необходимую для продвижения по сюжету сумму денег. Хотя «принуждает» – не слишком удачное слово, игра вообще ни на чем не настаивает: можно развивать свои отношения с новыми друзьями-компаньонами, выполняя их просьбы (никакого полевого лагеря здесь, конечно, нет, соратники обитают во вполне определенных локациях Киркволла), можно найти специальную «доску объявлений» с заданиями калибром поменьше, а можно (и даже нужно) регулярно проверять письменный стол Хоука, аналог терминала в Mass Effect, где регулярно скапливаются новые письма, а значит – и новые задания.
Забегая вперед можно смело сказать, что побочные квесты – лучшее, что есть в Dragon Age 2. Более того, значение их здесь куда выше, чем в любой другой классической RPG: игнорируя дополнительные задания, можно лишиться многих возможных напарников (а вместе с ними и, гм, романтических опций), важных сюжетных опций и просто пропустить кучу интересного. В конце концов, если двигаться строго по сюжету, то игра закончится достаточно стремительно, а при выполнении всех квестов процесс может затянуться на долгие десятки часов – далеко не самых бездарно проведенных часов в вашей жизни.
СТРАХ И НЕНАВИСТЬ
Мир Dragon Age по-прежнему раздирают социальные противоречия и в Киркволле, бывшей столице рабовладения, они особо сильны: городом управляет Виконт, но формально власть принадлежит Церкви – а подчиненные ей храмовники (Templars) и маги (Circle of Magi) терпеть друг друга не могут. В довершение всего, через год после начала наших приключений в Киркволл прибывает большая группа народа Кунари (Qunari) – и довольно быстро заявляет, что останется здесь надолго. В этой атмосфере всеобщей неприязни, постоянных предательств и заговоров вам придется пробивать свой путь к вершине – начав, разумеется, с зарабатывания денег и репутации. Почти каждый квест хитро переплетен с множеством других, и принятые решения обязательно аукнутся по ходу сюжетной линии. Как обычно, гораздо проще быть добрым и любезным со всеми – тогда можно заручиться поддержкой важных сюжетных персонажей и сильно облегчить себе жизнь в дальнейшем.
Убеждать, льстить и подкупать больше не придется – на смену сложной системе диалогов пришло упрощенное «колесико» из Mass Effect – в большинстве случаев достаточно выбрать «злое», «доброе» или «ироничное» направление реплики, и дальше Хоук все скажет сам. Параметр Coercion бесследно пропал из списка умений персонажа, зато появилась возможность в решающий момент дать слово определенному компаньону. Например, тот же Варрик может настолько красиво соврать, что любые доводы оппонента моментально сойдут на нет. Жаль только, что такая возможность предоставляется не слишком часто.
PC-версия
В список особенностей PC-версии входит не только доставшаяся от «Dragon Age: Начало» боевая система, но и некоторые дополнительные графические опции. Во-первых, доступна возможность включить текстуры высокого разрешения – картинка сразу начинает разительно отличаться от консольных в лучшую сторону. Во-вторых, присутствует поддержка DirectX 11, а с ним и ряд интересных графических «фич»: SSAO, Depth of Field, тени от облаков и даже тесселяция, в теории делающая некоторые текстуры и объекты более объемными и реалистичными. Последнее, правда, почти незаметно, зато счетчик FPS сажает на колени даже на нашей топовой системе. В остальном же Dragon Age 2 очень хорошо оптимизирована – даже на относительно слабых ноутбуках можно добиться вполне сносной картинки уровня Xbox 360.
Да, здесь есть драконы. Нет, встречаются они не так часто, как нам бы этого хотелось.Во втором акте у Хоука появляется собственное поместье.
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
Развитие отношений со спутниками – не обязательное, но интересное и во всех отношениях выгодное занятие. По традиции BioWare, у каждого вашего напарника множество скелетов в шкафу, которые только и ждут, чтобы их оттуда достали. Более того, у многих персонажей могут найтись альтернативные решения квестов, благодаря которым вы не только выполните задание быстрее, но и улучшите свои отношения с персонажем. Подарки тоже остались – правда, теперь они встречаются значительно реже. Впрочем, некоторых соратников еще придется поискать: просто так, как в первой части, они на пути не попадаются, и встретиться могут, к примеру, в дополнительных квестах. Еще несколько напарников обязательно добавят в DLC – первое такое загружаемое дополнение называется «Изгнанный принц» (The Exiled Prince) и уже доступно для загрузки (а также бесплатно входит в Dragon Age 2: Signature Edition).
КРОВЬ И ПЛОТЬ
Что же касается основы всех основ игры – боевой системы – то она (к счастью или к сожалению) почти не изменилась. Правда, большинство анимаций было переделано, и бои в целом сильно ускорились: Хоук-воин скачет между врагами, раздавая смертельные удары огромным двуручным мечом (теперь он может задевать сразу нескольких врагов), Хоук-разбойник автоматически перемещается за спины противников для удара кинжалом в спину, Хоук-маг стреляет заклинаниями с удвоенной скоростью и ловко уклоняется от атак противников…
Все это произошло по той причине, что в версиях для консолей Xbox 360 и PlayStation 3, которым BioWare уделяли особое внимание, схватки решили сделать в реальном времени – как в каком-нибудь слэшере (то есть, для каждого удара или выстрела надо давить на кнопку атаки, а от вражеских ударов можно и нужно уворачиваться). Поэтому ПК-версии достались все анимации из консольных сборок игры, но возможности включить экшновые бои нет (на консолях же, наоборот, эту «фичу» можно при желании отключить – такое вот мультиплатформенное неравенство). Поэтому приходится, как в незапамятные времена, кликать на противника мышкой и ждать, пока герой подбежит к нему и начнет атаковать. Правда, новые спецэффекты, а также самая настоящая расчлененка делают схватки куда эффектнее, чем раньше. Критические удары превращают попавшихся на вашем пути бандитов в ошметки мяса, а напарники слегка поумнели и теперь реже подставляются под удары – настройка тактических опций по-прежнему осталась, но пользоваться ей теперь едва ли обязательно.
КОМАНДА ХОУКА
В Dragon Age 2 еще лучше проработаны взаимоотношения между членами вашего отряда: диалоги между ними никогда не повторяются, и у каждого найдется интересный комментарий касательно происходящих событий. Правда, выбрав фиксированный и надежно работающий отряд (например, воин + разбойник + маг-целитель + атакующий маг), вы неизбежно лишитесь множества интересных диалогов или даже возможностей прохождения определенных квестов.
Спецэффекты выглядят неплохо даже по современным меркам.Такую картину, при должной сноровке, вам предстоит увидеть всего несколько раз за игру.
НА ПУТИ К УПРОЩЕНИЮ
Вообще, Dragon Age 2 стала заметно легче в прохождении – хардкорность боев первой части ушла, на уровне сложности Normal схватки не представляют особой трудности, и только боссы способны потрепать нервы. Некоторым упрощениям подвергся и интерфейс – здесь теперь отдельные меню для каждого пункта (инвентарь, журнал, навыки и т.п.), а соратникам больше нельзя подбирать обмундирование (у Варрика даже оружие фиксированное и прокачивается вместе с персонажем). Сделано это, скорее, для сохранения аутентичной внешности ваших спутников – на них по-прежнему можно надевать всевозможные амулеты и давать оружие помощнее, а редкие эксклюзивные апгрейды для их брони можно купить у некоторых купцов Киркволла.
Другое заметное упрощение – крафтинг, который теперь сводится к «открыванию месторождений» и покупке, собственно, зелий и ядов или рун за деньги. Проще говоря, если вы один раз нашли эльфийский корень (elfroot), то он навсегда останется в списке ингредиентов – вот только получившиеся зелья придется покупать. С другой стороны, лечебные зелья (а также аптечки, лириум и многое другое) покупать вовсе не обязательно – эти предметы щедро вываливаются из врагов, и недостатка в них на нормальной сложности вы испытывать не будете.
В ЧЕТЫРЕХ СТЕНАХ
Действие Dragon Age 2 от начала и до конца проходит в городе Киркволле и его немногочисленных окрестностях – и это, конечно, вызывает определенные вопросы: да, город слегка меняется с течением времени, но блуждать в одних и тех же кварталах довольно быстро надоедает. Немногочисленные экскурсии в подземелья и окрестности города только усиливают ощущение дежавю: локации бесстыдным образом повторяются по нескольку раз кряду в совершенно разных квестах. Ночной Киркволл (отдельная карта с теми же самыми локациями, но в другое время суток) отличается от дневного только группками бандитов, нападающими на игрока и его партию, – такое явление, как Random Encounter, ушло в прошлое, ведь герой больше не путешествует по большому миру. Тем обиднее, что сам Киркволл выглядит довольно красиво: во многом благодаря улучшенной графике и новому художественному стилю игры.
Перерисовке подверглось почти все, и многие привычные вещи стали выглядеть по-другому – раса Кунари обзавелась брутальными рогами, Порождения тьмы теперь куда больше похожи на демонических гопников, чем на классических орков, а ведьма Флемет… что ж, пусть это будет сюрпризом. В палитре теперь преобладают коричневый и красный цвета: стены и флаги Киркволла соответственно. Нас, если честно, полностью устраивал внешний вид первой Dragon Age, но нельзя сказать, что сиквел выглядит хуже – скорее, напротив, более самобытно.
Стратегическая камера исчезла вовсе – сделать из игры изометрическую RPG больше не получится, хотя немного поднять виртуального оператора все-таки можно.Торговцы окончательно превратились из NPC в манекенов: «общаться» можно только с прилавками.
ПОД СЛОЕМ КОСМЕТИКИ
Что же касается технологий, то движок в игре остался тот же, но общее качество моделей и текстур подверглось серьезному улучшению. ПК-версия значительно продвинулась в этом плане по сравнению с консольными – здесь есть и совершенно неожиданная поддержка DirectX 11, и красивые тени от солнца, и несколько других интересных технологий (подробности – в соответствующей врезке). Правда, все эти графические достоинства – не более чем успешные попытки загримировать устаревший движок. Если начать внимательно оглядываться по сторонам, то сразу становятся заметными угловатые второстепенные персонажи, посредственная лицевая анимация, тесные локации с постоянными подзагрузками (в том числе и во время диалогов) и полное отсутствие каких-либо «честных» теней от предметов. В графической гонке Dragon Age 2 вряд ли обгонит надвигающиеся «Ведьмак 2» и The Elder Scrolls V: Skyrim.
Не слишком все хорошо и с симуляцией мира – точнее, с традиционным еще со времен оригинала ее полным отсутствием. NPC по-прежнему стоят в одних и тех же точках, и ждут нашего внимания. Ни о каком распорядке дня нет и речи – лишь редкие прохожие курсируют по городу по строго определенным маршрутам. Торговцы теперь и вовсе в большинстве своем превратились в анимированных манекенов – «общаться» предстоит с их прилавками, которые немедленно показывают ассортимент вендора. Все это, вкупе с мгновенно исчезающими в ходе битвы телами врагов, застревающими в складках уровней сопартийцами и полным отсутствием какой-либо физики выглядит в 2011 году по меньшей мере странно: но BioWare, похоже, остается единственной студией, которой нет никаких сил ставить все это в вину. Может быть, в Dragon Age 3 (которая, судя по концовке, совершенно неизбежна) канадцы все-таки решатся приспособить для своих нужд хотя бы Unreal Engine 3.
ТЕАТР ОДНОГО АКТЕРА
Ведь Dragon Age 2 компенсирует эти недостатки с лихвой: пусть это уже и не такое масштабное приключение, а единственная сюжетная интрига не раскрывается даже после финальных титров, от игры по-прежнему решительно невозможно оторваться. Играть стало проще, удобнее и приятнее – а значит, ничто теперь не отвлекает от квестов, сделанных на традиционно высоком для BioWare уровне. При правильном употреблении, Dragon Age 2 способна доставить долгие десятки часов виртуальных приключений. А потом можно будет начать все сначала, сделать нового персонажа, брать с собой в партию других персонажей, поступать по-другому – и обнаружить перед собой совершенно новую игру.
ДЕРЕВЬЯ СКИЛЛОВ
Никаких принципиальных отличий в системе прокачки Dragon Age 2 нет – разве что для получения специализаций (берсерк, храмовник и т.п.) теперь не нужно искать ментора или выполнять квест – все они присутствуют по умолчанию в качестве веток развития. Да и вообще все ветки теперь доступны сразу, на этом же экране можно посмотреть абсолютно все варианты новых способностей, чтобы точно рассчитать, в какую сторону лучше развивать персонажа. Самая приятная особенность новой прокачки: теперь не нужно постоянно открывать новые приемы, можно заняться улучшением уже полюбившихся старых.
986 Прочтений • [Обзор игры Dragon Age 2] [11.04.2012] [Комментариев: 0]