Я не совру, если скажу, что Deus Ex был и остается единственным игровым киберпанк-сериалом, который отрабатывает «программу максимум» в своей жанровой нише. Мрачное недалекое будущее, погрязшие в нищете и коррупции города, раскол в обществе, конспирологические заговоры, имплантаты и, наконец, нормальные люди в ненормальных обстоятельствах – все как по Филипу Дику (для полного «счастья» не хватает только андроидов, которым снятся электро-овцы).
Поэтому Human Revolution можно считать одновременно и приквелом, и ремейком оригинальной Deus Ex образца 2000 года. Разработчики из Eidos Montreal не придумали ничего по-настоящему нового, но блестяще реализовали гениальную концепцию Уоррена Спектора и Харви Смита. Не даром же все новое – это хорошо забытое старое?
С точки зрения игрового процесса, на мой взгляд, Human Revolution шагнула вперед от предшественников ровно настолько, насколько требовали того реалии современности. С одной стороны перед нами все та же Deus Ex: с ее безукоризненным дизайном уровней, сложной планировкой обходных путей, и множеством стилей прохождения. С другой – внедрение системы укрытий и тщательная проработка экшн-составляющей сделали боевую часть не просто «как бы альтернативой стелсу», а вполне полноценным элементом геймплея. Учитывая относительную топорность здешнего AI, ничто не мешает жонглировать стилями игры буквально на лету: в одной части локации истребить все живое (и неживое тоже), а в другой справиться с поставленной задачей более элегантными методами.
Вообще, нашего трибунала явно недостаточно для дотошного описания всех прелестей игрового процесса Human Revolution, так что ограничусь кратеньким тезисом: на вопрос «как играть?» здесь отвечает сам геймер – всегда и везде, в абсолютно любой ситуации. Возможно, именно этого и не хватало недавней Crysis 2. Хотя, предпосылки к этому, безусловно, были.
Особой похвалы, как мне кажется, заслуживают художественная сторона и движок Human Revolution. Последний, хоть и уходит корнями в историю на добрых пять лет, как оказалось, все еще способен выдавать невероятно богатую на детали картинку. Во всяком случае, его мощностей хватает на то, чтобы мир игры завораживал, а большего, на мой взгляд, и не требуется.
Между тем, арт-дизайн здесь настолько крутой, настолько необычный, и в то же время настолько приятный, что диву даешься. Страшно подумать, сколько человеко-часов было потрачено на проработку всех этих комнат, закутков, магазинчиков и других элементов окружения. А за божественный плащ главного героя я готов простить и угловатость отдельных моделей, и излишне темную картинку в версии для Xbox 360 (графика, между тем, выглядит практически одинаково на всех трех платформах).
Нетерпеливые читатели, наверное, уже взглянули в графу «оценка» и были неприятно удивлены – я срезал целый балл столь эпохальному проекту. За что, спросите вы? Все просто: Human Revolution не идеальна. При желании, игру можно упрекнуть и в неоригинальной реализации схваток с боссами, и в излишне однообразном оформлении уровней, а также приплюсовать уже упомянутые огрехи AI. Но все это мелочи, которые на общую картину влияют лишь в том случае, если вы знакомы с первыми выпусками сериала – на подсознательном уровне чувствуешь, что можно было сделать и лучше.
Напоследок – о наболевшем. Скоро выходят качественные, но в то же время совершенно безыдейные игры. Речь о завершающей главе Sci-fi-трилогии Resistance, Gears of War 3, очередной порции злоключений Натана Дрейка, онлайн-иконе Battlefield 3 и, разумеется, Modern Warfare 3. Потрясающие игры, но ничего нового в них нет, они никак не раздвигают уже сложившиеся рамки. В противовес этому внушительному списку Human Revolution – самая настоящая веха, как для жанра приключенческих экшенов с элементами RPG, так и для всей индустрии. И пусть она с завидной дотошностью повторяет путь оригинальной Deus Ex – все равно ничего лучше в этом году уже не выйдет. «Игра года», дамы и господа, к вашим услугам – здесь и сейчас. Личная оценка:9,0
Лучше, чем Deus Ex: Invisible War. Гениально, как Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots.
За что точно стоит похвалить разработчиков (помимо отменного качества самой игры) – так это за идентичность версий для разных платформ. Не важно, играете ли вы на PS3 или PC – Human Revolution везде выглядит одинаково красиво.В нашей стране распространяется полностью локализованная версия игры, причем как для PC, так и для консолей. Качество перевода – на достойном уровне: недочеты, в том числе и смысловые, встречаются, но голоса подобраны вполне сносно, а ошибки в текстах попадаются редко.
Второй присяжный Вадим Бобров, совершенно равнодушный к японщине и киберпанку Любимые игры: серия «Ведьмак», серия S.T.A.L.K.E.R., Splinter Cell: Chaos Theory, серия Mass Effect, Fallout 3 и Fallout: New Vegas
Рекламируя Deus Ex: Human Revolution, разработчики особо упирали на множественность путей прохождения каждой миссии. Надо сказать, не обманули – в большинстве эпизодов есть даже не два, а три-четыре пути: лобовой, снайперский, скрытный с нейтрализацией охраны и «чистый» стелс для призраков-эстетов. Это безусловный плюс игры.
У этого достоинства есть, однако, оборотная сторона. Дело в том, что каждый отдельно взятый жанровый аспект игры выглядит довольно посредственно. Когда Human Revolution предстает в роли шутера, то сильно проигрывает в плане общего веселья как более-менее «чистокровным» представителям жанра вроде Crysis 2, так и собратьям из мира action-RPG – Mass Effect 2 и Fallout 3/New Vegas. Все это довольно разные игры, с разным геймплеем, но их объединяет общая черта: ввязываться в перестрелки там интереснее и приятнее, чем в Human Revolution. Трудно сказать, в чем тут дело. То ли оружие слишком своенравное (недостатки его лечатся апгрейдами, но дурной характер только могила исправит), то ли враги чересчур крепкие и злобные, то ли главный герой слишком неторопливый. О, этот главный герой! Как величаво он бросает гранату, как глубоко и полно реализует принцип «кто понял жизнь, то не спешит» при смене «ствола»! С какой плавностью совершает великое таинство перезарядки! А в это время противник шустро сбегается со всего уровня и радостно ведет непрерывный и подозрительно меткий огонь. В общем, на уровне сложности «Настоящий Deus Ex» война получается не очень интересной из-за контраста между крутизной и количеством врагов и кривизной интерфейса и оружия, которые не позволяют реализовывать интересные тактические комбинации без боли и ежесекундных упоминаний такой-то матери.
Но стоит только избрать вместо пути Рэмбо путь ниндзя, и ситуация резко меняется на прямо противоположную. Больше не ощущаешь себя инвалидом среди членов олимпийской сборной – ведь пока не зазвучала сирена тревоги, уже враги ведут себя как слабовидящие и слабослышащие. Что тоже не очень радует. Разумеется, любая игра со стелс-геймплеем полна условностей, однако в той же Splinter Cell: Chaos Theory, которую можно смело назвать эталоном жанра, практически никогда не возникало ощущение, что с тобой играют в поддавки. Здесь же оно преследует постоянно. Маршруты и углы зрения охранников подобраны так, чтобы ни в коем случае не увидеть героя, перемещающегося по очевидной «правильной» траектории или отдыхающего на специально отведенной для отдыха позиции. Бывает, что страж может равнодушно скользнуть взглядом по фигуре бородатого мужика в черном боевом костюме, припавшей к стеночке в метре от него – при этом все ярко освещено и никаких игр с темнотой нет и в помине! Архитектура уровней достаточно прямолинейна, третье измерение используется мало, и даже изобилие вентиляционных лазов не в состоянии это компенсировать. Зато здесь есть взлом роботов и турелей, который иногда позволяет усеивать свой путь трупами вообще без единого выстрела, что круто.
Как бы то ни было, «стелс» в Deus Ex: Human Revolution нельзя назвать плохим. Он слегка однообразен и несколько примитивен, но среди бесконечных залов и коридоров, заставленных ящиками, разработчикам удалось припрятать ряд интересных эпизодов, полностью насладиться которыми мешает лишь ощущение нелепости происходящего.
Нечто подобное можно сказать и о сюжете игры. Он радикально отличается от типичной голливудской продукции или какой-нибудь Call of Duty. Если в классическом развлекательном фильме каждое отдельное действие обычно выглядит логичным, и лишь осмыслив все вместе, понимаешь, какой кристально чистый бред тебе показывают, то здесь все наоборот. Сюжет в целом вполне правдоподобен: авторы наплевали на биологию, политическую науку и здравый смысл довольно сдержанно и по делу – однако в причины и последствия конкретных событий лучше не вникать.
Печально, что Eidos Montreal не пошла по стопам Bioware, превратившей Normandy SR-2 в «межзвездный корабль любви», и не прикрутила к сюжету хотя бы одну полноценную романтическую линию. Адама Дженсена это тоже мучает: он минимум дважды чуть не погиб лишь потому, что его одна женщина погладила, а другая сделала вид, что женщина и гладит.
Можно было бы списать такой аскетизм на то, что игра, дескать, выше этого, у нее богатый внутренний мир, и ни петтинг в кадре, ни соблазнительная графика ей ни к чему. Но нет. Human Revolution – это не суперзвезда, не игра мечты и не сенсация. В ней нет ничего неотразимого – того, что заставило бы забыть о недостатках, а их здесь достаточно. В новый Deus Ex, безусловно, стоит поиграть, но не следует ждать слишком многого. Личная оценка:8,0
Вызывает жгучее желание перепройти еще раз No One Lives Forever 1+2 и всю серию Splinter Cell (не считая унылой Conviction), а потом еще и Assassin's Creed II.
Слепые – не слепые, но если так высовываться, то заметят.Хакнутый робот – друг человека.
Председатель трибунала Игорь Samurai Snake Ерышев, сотрудник UNATCO Любимые игры: Deus Ex, Vampire: The Masquerade – Bloodlines Deus Ex – лучшая игра на PC. Такая прорывная с точки зрения геймплея, такая мощная и умная в сюжетном плане, такая красивая во всем остальном. Оригинальная киберпанк-притча даже через 10 лет после своего выхода производит сильное, ни с чем не сравнимое впечатление.
И насколько хороша первая часть, настолько же слаб ее сиквел – нестабильный, глючный, нудный и серый Invisible War, в который неинтересно играть даже преданному фанату Джей-Си Дентона.
А раз сами авторы из Ion Storm не смогли достичь высоченной планки, заданной оригинальной игрой, то, очевидно, посторонние люди и подавно не смогут уловить магию Deus Ex. Верно?
Нет, в корне неверно. Human Revolution это подлинный наследник главной киберпанк-игры 2000-х. Сложно подобрать слова, чтобы описать чем же так прекрасна новинка, однако на языке крутится одна подходящая фраза – «все правильно сделали». В ней нет ничего откровенно лишнего. Все умения одинаково полезны, каждый сюжетный поворот оправдан и не вызывает сомнений, а стелс умело подражает лучшим представителям жанра – сериалам Metal Gear и Splinter Cell (даже интерфейс можно настроить в их стиле!). Любой уровень можно пройти совершенно по-разному. У сайд-квестов всегда несколько различных вариантов решений, каждое из которых несет за собой определенные последствия, а количество диалогов и их наполнение ничем не уступает первой серии.
Впрочем, не все в Human Revolution сделано идеально. Огромные локации с десятками тайников подразумевают море заданий, но это обманчивое впечатление: побочных миссий в игре маловато по меркам таких огромных городов-хабов. Даже интересных необязательных сценок в них днем с огнем не сыскать (не в пример оригиналу, где этого добра было навалом чуть ли на каждом уровне).
Еще обидно, что в HR не оказалось по-настоящему атмосферных локаций на уровне поместья ДюКлэров или штаба UNATCO (здание Sarif Industries не дотягивает).
Однако, несмотря на технические недоделки (особо острые в PC-версии) и пару странных геймплейных решений, от Deus Ex: Human Revolution невозможно оторваться. Как и Адам Дженсен, я не мог остановиться и продолжал что-то искать. Искать разгадки, искать квесты, искать скрытые пути, искать намеки и аллюзии на события предыдущих серий.
На 4 дня я забросил остальные игры и полностью погрузился в безрадостный мир имплантантов, технических прорывов и заговоров больших корпораций. И это было чудесно. Настолько чудесно, что еле поборол желание перепройти Human Revolution еще раз и сделать кое-что по-другому.
Да, оригинал был побогаче и свободнее, но какая разница, что десять лет назад нам разрешали взламывать банкоматы, а сейчас нет? Главное, что наконец-то вышла игра, достойная звания Deus Ex.
Оригинал ей не переплюнуть, само собой (тот опередил свое время на много лет, может даже десятилетий). Но мне лично не жалко положить обе игры на одну полку и провозгласить их великими. Deus Ex за вклад в развитие жанра и идеи. Deus Ex: Human Revolution за попытку увести индустрию куда надо, подальше от тупых попкорновых боевиков. Личная оценка:9,5
Так же классно, как и первый Deus Ex.
Если немного похимичить с апгрейдами, можно включить на радаре поле зрение врагов, а во время тревоги – таймер, отсчитывающий время до ее окончания. Ну чем не MGS?Вот так Адам обнимает своих лучших друзей. Учтите, если один противник сидит, а другой стоит рядом, одновременно их не убрать, даже если прокачан соответствующий навык. Баланс или баг?
Технически игра устарела на пару лет. Однако грамотный дизайн и непревзойденный стиль заставляют забыть о недостатках картинки.NPC в городе не самые живые, но вот необходимую атмосферу они создают. Кто-то ждет еды в фаст-фуде, кто-то болтает по телефону, а некоторые вообще спят на дороге. Анти-утопия, как-никак.
ВЕРДИКТ
Все присяжные высказали свое мнение, осталось вынести окончательный приговор. Но для начала, конечно, стоит сделать выводы и пару оговорок. Deus Ex: Human Revolution далека от идеала. Однако она все равно лучше большинства игр, вышедших в последние годы. Да, возможно, экшн там не такой простой, как в Crysis 2, а прятки не такие мудреные, как в Splinter Cell: Chaos Theory. Но в том-то и дело – Human Revolution не чистокровный шутер и не полноценный стелс. Это сюжетно-ориентированная RPG с элементами этих жанров, и сравнивать ее надо с подобными проектами, например оригинальным Deus Ex (тоже не самым лучшим тиром и далеко не гениальным стелсом) или великолепной Vampire: The Masquerade – Bloodlines, но никак не с чистокровными боевиками или псевдо-RPG а-ля Mass Effect. The Witcher 2 тоже далеко до какого-нибудь God of War по уровню экшна, но это же не делает его плохой ролевкой?
И в качестве story-driven RPG, в свободное время маскирующаяся под stealth-action и FPS, Human Revolution достойна высших оценок. Потому в итоге она представляет нечто большее, чем просто арифметическая сумма ее составляющих. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:9.0 (плюс минимум полбалла для поклонников Deus Ex)