Студия Novalogic – явление примерно того же порядка, что и среднестатистическая «легенда русского рока»: люди годами делают одно и то же, отмечают коллективные юбилеи и свято верят, что во всем мире нет никого талантливее их; другое дело, что миру на это в общем-то плевать.
Novalogic уже давно разучилась делать новые игры и в последние годы зарабатывает на жизнь, продавая оптом старые. Виртуальный тир Delta Force всегда был и, по-видимому, еще тысячу лет будет для нее главным источником дохода: чугунный паровоз разогнали еще 11 лет назад, и с тех пор он с непоколебимой настойчивостью ползет вперед, ничуть не смущаясь, что вокруг монорельсы и нанотехнологии. Delta Force 2 отличалась от Delta Force исключительно циферкой
в названии; многочисленные дополнения, сиквелы и золото-платиновые переиздания (все то, чем Novalogic занималась в свободное от безделья время) год за годом медленно превращались в мумии в коллекционных коробках. Xtreme 2 – сиквел ремейка первой Delta Force; продавать такое в 2009 году за деньги и с серьезным лицом должно быть
дико неловко, поэтому кто-то из разработчиков прочитал книжку про шейдеры и нарисовал красивую воду, чтобы было не так стыдно перед конкурентами. Вода получилась настолько красивой, чистой и прозрачной, что сквозь нее видно все, в том числе неопрятные пласты ила, в который превратилась простая и гениальная Delta Force’1998 под натиском времени и человеческой лени.
По статистике, любая картинка из Xtreme 2 прячет в себе как минимум пять затаившихся наркобаронов.Парень уже минут 20 как застрял в стене, но продолжает мужественно идти вперед.
Терракотовые воины
Самая большая ошибка, которую может совершить неподготовленный зритель, – спутать Xtreme 2 с тактическим шутером формата Ghost Recon или Rainbow Six. Игра начинается на ночной
поляне посреди развесистой тропической флоры; в ветвях поют какие-то животные, напарники спамят радиоэфир, пахнет опасностью. Покусанный молью движок Black Hawk Down в первые минуты изо всех сил тужится, чтобы не свалиться замертво. Откуда-то выбегают усатые ахмадинежады с автоматами и застревают в мутной текстуре травы; управляемый игрой отряд «Дельта» не обращает на них никакого внимания: сержант засунул голову в дерево, рядовой слева без нас убежал спасать мир, а рядовой справа упал в воду и плавает
вокруг мертвого ахмадинежада, изредка в него постреливая. Через пять минут последняя сотня наркобаронов падает замертво, грузовики с оружием взлетают в воздух, игра говорит, что мы победили. Что это было?
В робкой надежде, что цирк больше не повторится, убегаем от наркобаронов в кампанию номер два и попадаем прямиком в заснеженный Таджикистан. Вертолет, парашют, винтовка в руках; в голове крутится мысль: сейчас начнется Project IGI. Как бы не так: первая же стена первого же встречного завода по упаковке химического оружия оказывается возмутительно живой – внезапно из нее высовывается автомат Калашникова и стреляет нам в голову. Пока мы в шоке хлопаем глазами, вертолет уже выплевывает в сторону завода
нового десантника; оказывается, умереть здесь нельзя даже при всем желании – у всемогущего отряда «Дельта» по определению не может быть недостатка в рекрутах. В бешенстве обходим коварную стену с тыла. Из квадратных окон квадратных бараков один за другим вываливаются сумасшедшие, но уже мертвые иваны; лишний раз заходить в побочные постройки нет смысла – суровые русские предатели не нуждаются в мебели и спят, главным образом, на стульях; к тому же в коридорах движок как-то уж
совсем бессовестно начинает показывать графику уровня Quake 2 и тормозить примерно так же, как тот тормозил в 1996-м. Перешагнув через очередного ивана и слегка пошатываясь от передозировки ностальгии (на самом деле это особенность местной камеры – при попытке посмотреть вниз герой наклоняется всем телом; игрок при этом чувствует себя цаплей), выходим в какой-то ангар и
видим… мотоцикл! Лениво отстреливаясь и наплевав на карту, говорящую, что цель в 2 метрах от нас, прыгаем в седло и выжимаем газ. Мотоцикл не едет, он ДВИЖЕТСЯ – наплевав на все законы физики, прикидываясь то утюгом, то моторной лодкой, просачиваясь сквозь стены и перепрыгивая через здания. В этот момент становится ясно: Delta Force умерла десять лет назад и все это время медленно, но необратимо разлагалась. Аминь.
Если неосторожно включить «кошачий глаз», ориентироваться придется исключительно по именным маркерам товарищей.
При дневном свете игра неуловимо напоминает Deer Hunter.
Унесите это немедленно
Xtreme 2 настолько страшна, косолапа, стара и отвратительна, что осознанно играть в нее можно только из чувства сострадания. Это все та же Delta Force образца 1998 года, виртуальный тир, где и охотник и жертва – идиоты, а побеждает тот, за кем демократия. Xtreme 2 неплохо смотрелась бы, выйди она года два назад на каком-нибудь iPhone; в XXI веке и на ПК таким играм делать решительно нечего. Она застряла в детстве и вряд ли когда-нибудь вырастет; даже
мультиплеер – и тот из другой эры. В этом плане Xtreme 2 очень напоминает фильм The Delta Force 1984 года (не имеющий к ней никакого отношения) о том, как отряд «Дельта» убивает террористов. Все то же самое: и наплевательство на элементарные критерии качества, и несоответствие своему времени, и тотальное сумасшествие создателей. Есть, впрочем, одно отличие: в фильме был Чак Норрис (Chuck Norris); вросшие в кресла сотрудники студии Novalogic до такого фокуса не додумаются
ни за что и никогда.
Выстрелил в радио и взорвался на фиг.
Упасть с мотоцикла невозможно. Умереть на нем – в общем-то, тоже.
О компании
1985. Американский программист Джон Гарсия (John Garcia) шутки ради создал компанию Novalogic.
1992. Разросшаяся Novalogic стала издателем, самостоятельно запустив на рынок собственную же игру Comanche: Maximum Overkill.
1998. Вышла Delta Force – первая и лучшая игра сериала.