Гораздо большей тайной, чем личность Темного Мессии, является ответ на вопрос: куда из названия игры подевался предлог «of»? На логотипе, равно как и на сайте Ubisoft, от него и следа ни осталось, хотя многие источники по-прежнему используют старую версию, справедливо полагая, что право называть игру «Темный мессия сила и магия» имеет разве что Хидео Кодзима.
Впрочем, такой титул нового месилова от первого лица очень хорошо отражает существующее положение дел – знакомые слова прилеплены к игре, не имеющей ничего общего с ролевым сериалом от ныне покойной 3DO и лишь отдаленное сходство с Crusaders of Might and Magic. Другой жанр, другой мир, другая система получения навыков, другие методы борьбы с противниками – фанаты вряд ли почувствуют себя «как дома». Ubisoft в очередной раз предлагает нам симулятор дрессированной гориллы, и неважно, как ее зовут: Кинг-Конг, Рэйман, Сэм Фишер или Сареф.
Красные сполохи по краям экрана означают прилив адреналина. Сейчас этому стражу не поздоровится.Прежде чем окончательно отбросить копыта, израненные враги начинают хромать и натужно кашлять.
«Обезьяна, не бросая бритвы, то и дело останавливалась, корчила рожи своему преследователю и, подпустив совсем близко, снова от него убегала» (Эдгар По).
Гениальный По будто описал одну из сцен Dark Messiah, где герою приходится бежать по крышам, перемахивая через пропасти, пробегая по узким дощечкам и забираясь в тесные окошки в погоне за вурдалаком. Облаченный в доспехи и увешанный оружием ученик чародея Сареф, конечно, не так ловок, как полуголый, похожий на паука трупоед, но это не повод то и дело застревать в окнах. Беда в том, что никогда не знаешь наверняка, что помешает пролезть в очередной узкий проход – собственная неловкость или заботливо поставленная авторами незримая преграда. В той же сцене с вурдалаком, например, есть эпизод, когда убегающий монстр ловко карабкается по стоящему у стены дереву.
Подразумевается, что герой не сможет последовать за вурдалаком и обязан идти в обход. Но загвоздка в том, что благодаря «честному» движку, Сареф способен залезть на дерево и даже на стену. Поэтому создатели уровня, не мудрствуя лукаво, возвели в этом месте невидимый потолок, о который несчастный ученик чародея раз за разом бьется головой, пока не сообразит, что попал в тупик.
Пинок пауку – что слону дробина, поэтому сражаться с ними не в пример труднее, чем с человекообразными противниками. К тому же их укусы ядовиты!Увидеть, что надето на герое, можно, просто посмотрев вниз. Кстати, штуковина, висящая на поясе у Сарефа, напоминает кабель от шлема фоллаутовского Power Armor.
В Dark Messiah дела обстоят, как Tomb Raider: Legend, «только наоборот». Если в последней игре про Лару Крофт бои казались «бесплатным приложением» к пространственным головоломкам, то в истории Сарефа как раз вторично все, кроме сражений. Именно в битвах, к примеру, проявляется изменчивость развития персонажа. Хитрый Сареф-колдун может засесть на крыше и отстреливаться огненными шарами, или заставить орков сражаться между собой; могучий воин Сареф может подобрать орочий тесак и собственноручно преподать краснокожим урок фехтования. А кнопка «дать пинка» позволяет, не марая клинка, скинуть врага с высокого обрыва, как в какой-нибудь Worms. Войдя в раж, чувствуешь себя той самой обезьяной с лезвием – ловкой, сильной, действующей на уровне инстинктов. Игра словно понимает это – после нескольких убийств на героя накатывает «адреналиновая волна», увеличивающая убойную силу как оружия, так и заклинаний. Однако ощущение собственной крутизны сходит на нет, стоит битве закончиться. Сареф, мастер клинка, посоха и лука, неспособен поднять руки над головой, чтобы подтянуться на карнизе, он не умеет раскачиваться на цепях – только залезать и спрыгивать. Заполучив лук с веревочными стрелами, наш воин-вор-волхв, по идее, должен получить большую свободу передвижения, но на самом деле постоянно застревает между стеной и веревкой. Иногда – намертво. Гарпун Лары Крофт работал гораздо эффективнее.
Вообще-то гоблины больше подвержены влиянию электричества, чем огня. Но попадание в костер неприятно и для них.
«Простите, миссис Анреди, но в данный момент мой голос – единственный, которому позволено звучать в голове Эрика» (Голос в голове Эрика Анреди).
Забавно видеть, как Dark Messiah пытается подражать популярным играм, действие которых происходит в наши дни или в недалеком будущем, – в частности, серии Splinter Cell. Ну и пусть в мире Эшен не существует радио – давайте посадим невидимого подсказчика прямо в голову персонажа! Черные стражи зовут на помощь негромко, точно по рации, и любят поболтать на посту, как и «сплинтерские» охранники. А «оптический прицел» на луке? Я уж молчу, что первое умение, доступное Сарефу, Dark Vision, похоже на один из трех режимов зеленоглазой шапочки Сэма Фишера. При желании вы воспитаете героя настоящим шпионом, умеющим скрываться в тенях и нападать с кинжалом сзади. Только вот гасить меткими выстрелами лампочки ну никак не получится. Многие ландшафты освещаются кострами, и ваша цель – не затушить их, а постараться заманить туда врагов.
Мультиплеер
Две команды, работавшие над игрой, поделились следующим образом: Arkane Studios делала сюжетную кампанию, Kuju Entertainment работала над многопользовательской игрой. Мультиплееер предлагает нам пять классов персонажей, четыре из которых – лучник, воин, маг и ассасин – являются, грубо говоря, «крайними путями» развития Сарефа. Пятая в списке – жрица, ее специализация – лечение (для своих) и проклятия (для врагов). У каждого класса – уникальное дерево навыков. Очки для их улучшения вы получаете, убивая врагов или захватывая флаги в соответствующем режиме. Кроме обычных способов навалять друг другу магических и физических тумаков, здесь есть «крестовый поход», действие которого развивается на пяти картах, расположенных цепочкой. Начинается сражение со среднего звена, где обе команды (люди и нежить) находятся в равных условиях; на концах цепочки находятся крепости, где нападающим приходится гораздо труднее, чем защитникам. При переходе между уровнями навыки сохраняются, так что в штурме твердыни будут участвовать уже форменные звери.
«Я переспросил: Ну при чем здесь керосин?» («Манго-манго»).
Действие игр Heroes of Might and Magic V и Dark Messiah происходит в одном и том же мире Ashan с промежутком в 18 лет. Только в «Героях» Ashan в русской версии называется Асханом, а в «Мессии» – Эшеном.
Если же костра поблизости нет, его надо разжечь. Подсказки в загрузочных экранах советуют для этого разбивать емкости с маслом и поджигать образовавшиеся лужи горящими стрелами или огненными заклинаниями. Разумеется, в изобилии присутствуют бочки, которыми надо забрасывать врагов, – я же говорил, симулятор гориллы! Можно также перерезать веревки и подрубать опоры, удерживающие тяжелые грузы. Авторы старались, чтобы расположение этих «заготовок» было естественным, но стоящие на высокой балке кувшины, незакрепленные ящики на корабле и натыканные везде, где придется, решетки с шипами мозолят глаз так же, как стеклянные колбы на посадочной площадке в Neuro. Впрочем, в Dark Messiah, в отличие от саги о псиониках, весь этот реквизит можно и нужно использовать во вред противнику. Хотя мне больше всего по душе пришлась подлянка под кодовым названием «слабый пол». Только представьте: Сареф идет по чердаку, когда его снизу замечают три стражника. Взбежав по лестнице, они с угрожающими воплями несутся к герою... но тут подгнившие доски ломаются, и вояки летят вверх тормашками. Герой, заметим, за это время и пальцем не пошевелил.
О Splinter Cell напоминают именно такие сцены.Орк с белым свечением над головой заколдован, и сражается на нашей стороне.
«Детей до шестнадцати лет в кино не пускали, а тем, которые были старше, смотреть фильм не хотелось» (Эмиль Кроткий).
Несмотря на подобные комедийные происшествия, игра пытается сохранять серьезный тон. Здесь льется кровь из перерубленных шей, заживо сгорают монстры и люди, а герою то и дело мерещатся мрачные предзнаменования. Даже выбор подручного оружия предопределен, чтобы не допустить лишних смешков, – в разных местах Сареф может подобрать молот кузнеца, кирку рудокопа, метелку и лопату. Однако полноценным оружием являются лишь молот и кирка – метла и лопата были, вероятно, признаны «слишком смешными», поэтому герой может лишь негодующе отбросить их (и, при некоторой удаче, попасть в какого-нибудь гоблина). Увы, Dark Messiah обладает лишь видимостью взрослой игры: за кровью, насилием и порнографией не кроется даже самой завалящей интриги, да и просто большого смысла. Наш герой – не кто иной, как десантник из Doom, а поскольку сюжет Dark Messiah крепко завязан на Сарефа, история тоже превращается в ноль, не крутится, как колесо без оси. Чтобы скрасить безыдейность сценария, авторы то и дело натравливают на нас огромных чудищ, будят героя посреди ночи, бросают в ямы с пауками и устраивают сцены в духе «Основного инстинкта». Но, увы, Сареф, способный завалить орка десятком способов, проявляет даже меньше человеческих чувств, чем Кинг-Конг. Равнодушие героя передается и игроку. Становится безразлично, умрет Сареф или останется в живых, станет ли он на сторону условного добра или поможет скорейшему наступлению конца света. Мир, который мы видим в игре, не стоит того, чтобы его спасать. Это заводной вертеп, в котором отлично видны все шестеренки, и мы знаем – когда пружина полностью раскрутится, его без труда можно будет завести снова, чтобы на этот раз прокачать героя по-другому. В Dark Messiah важен лишь следующий поединок, возможность использовать новое оружие и новое умение на новом враге. В игре есть грубая сила и мощная магия, но слово «мессия» в названии неуместно.
2223 Прочтений • [Обзор игры Dark Messiah of Might and Magic] [11.04.2012] [Комментариев: 0]