Еще в 2007 году Crytek и EA выпустили на PC шутер Crysis, и до сих пор эту игру используют для тестирования компьютерных видеокарт. Станет ли продолжение чем-то большим?
Говоря о Crysis, невозможно обойти стороной тему графических движков. Разработанная силами Crytek технология Cryengine 2 ставила в тупик самые мощные домашние компьютеры, которые только можно было купить. Она действительно обеспечивала самую реалистичную графику на рынке, но системные требования игры слишком уж опередили время. По той же причине Cryengine 2 не была портирована на консоли, хотя первая версия технологии (использованная в Farcry) до приставок добралась. Сейчас, когда прошло уже почти четыре года, Crysis обзавелся полноценным сиквелом (Crysis: Warhead не считается – это все же обычное дополнение, пусть и изданное на отдельном диске), да еще и мультиплатформенным. Нам особенно было интересно, как Crysis 2 выглядит и играется на консолях – где железо, не потянувшее Crysis четыре года назад, ничуть не изменилось – и, конечно, насколько сильно продолжение отличается от оригинала.
Уже в первые минуты становится ясно: никаких компромиссов в картинке и звуке. Сюжетные ролики и собственно игра выглядят одинаково здорово. Представив геймерам нового героя (морпеха с позывным Алькатрас), Crysis 2 тут же бросает его в гущу событий, где с блеском используются те самые графические технологии, в которых сильны программисты Crytek. История начинается на борту субмарины, идущей к Манхэттену, – на город напали инопланетяне, и требуются подкрепления. Подводная лодка атакована – и Алькатрасу с товарищами приходится спешно эвакуироваться. Выбравшись на берег, герой осознает всю катастрофичность ситуации, и по итогам определенных событий (не хочу их пересказывать, чтобы не испортить случайно впечатления тем, кто только собирается проходить Crysis 2) получает новый, улучшенный нанокостюм. Здесь, кстати, геймер получает первый ачивмент под названием «а потянет ли он Crysis?» – Цеват Йерли умеет смеяться над собой.
Восемнадцати уровней Crysis 2 хватит даже самому требовательному геймеру.Разумеется, на топовых PC игра выглядит лучше, чем на консолях. Впрочем, не настолько, чтобы из-за этого рыдать и биться головой о стену.
Инопланетные мобильные доспехи («роботы» в терминологии вульгарных игрожурналов) непременно попортят вам кровь.По игре можно передвигаться на автомобилях и другой технике, но реально это необходимо только в одном месте.
Новые и новые уровни лишь доказывают: Crysis 2 – качественная, дорогая игра, которая выглядит одинаково хорошо и в закрытых, и открытых пространствах. Бродите ли вы по улицам Манхеттена, заглядываете ли внутрь зданий, прыгаете ли по крышам – везде графический движок справляется с работой. Текстуры – четкие и красочные, либо размытые и мрачные – в зависимости от того, что требует игровая ситуация. Оружие, враги, союзники, интерьер зданий – нельзя сказать, что качеством проработки моделей чего-либо пришлось пожертвовать. Картинка выглядит еще лучше благодаря активному использованию пост-процессинга, вроде динамического освещения и смазанности быстрых движений. Так как действие игры проходит в реальном времени, геймер лично видит, как меняется время суток, – от заката до рассвета и далее. Многие игры предусматривают заранее заготовленный набор текстур – под «день» или под «ночь», но Crysis 2 просчитывает картинку в реальном времени, что добавляет происходящему правдоподобности.
Справедливости ради стоит заметить, что недостатки у графики все же есть. Игра не может держать в памяти весь уровень, поэтому очень часто мусорный бак выскакивает на экран прямо перед героем. Делаешь шаг назад – и он исчезает. Вперед – снова появляется. С большими объектами, вроде небоскребов, такого не случается никогда, а вот по мелочи – раздражает. Впрочем, такова цена за качественную картинку на железе пятилетней давности.
Видеоряд дополняется музыкальным сопровождением, которое записал с Будапештским симфоническим оркестром композитор Ганс Циммер, лауреат премии «Оскар». Впрочем, на первый план его работа выходит только в ключевых сюжетных роликах, в остальном – прячется на фоне и создает необходимое настроение. Внутриигровые звуки выполнены качественно, хоть и без особой изюминки. Инопланетные космические корабли взрываются так, как мы и представляли себе всегда, – громко.
Впрочем, все вышеописанное было бы бесполезно, не будь чудесные графика и музыка подкреплены хорошей игрой. В конце концов, в этом была главная проблема первой части Crysis. К счастью, студия Crytek верно восприняла всю критику и сумела снять с Crysis ярлык «графического бенчмарка». Главный герой игры, как мы и писали в прошлом номере, – нанокостюм версии 2.0. Он построен на базе инопланетных технологий и дарит владельцу три уникальные возможности. Armor mode – для нейтрализации вражеских атак, Speed mode – чтобы быстрее бегать и выше прыгать и Cloaking mode – для любителей нападать исподтишка.
Впечатления от 3D
Издатель выделил нам полный комплект из консоли, игры и телевизора с поддержкой 3D, чтобы мы могли лично оценить новую технологию. Что ж, Crysis 2 – одна из немногих топовых игр, которые можно целиком пройти в 3D, причем даже без использования очков с активным затвором. Пассивные очки показывают одновременно две картинки, которые мы воспринимаем как объемное изображение, но в целом эффект 3D куда скромнее, чем в других стеореоскопических играх. То есть, «вылетающих из экрана» объектов гораздо меньше, чем в той же Killzone 3. Благодаря этому, в 3D действительно можно играть довольно долго, а ухудшение графики в этом режиме незначительно.
Два десятка видов оружия – более чем достаточно даже для ярых фанатов FPS.В темноте лучше всего включить режим ночного видения.
Их использование расходует энергию, поэтому геймер вынужден экономить и верно выбирать моменты для выкладывания козырей. Нанокостюм отлично вписывается в механику шутеров от первого лица – эдакая вишенка на торте традиционных решений и стратегий. Четвертая способность костюма – тактический режим, помогающий геймеру ориентироваться на поле боя. По сути, это продвинутая интерактивная карта местности, на которой отображаются противники.
Нанокостюм можно апгрейдить, добавляя постоянные пассивные способности, вроде ускоренного восстановления энергии или улучшенного режима маскировки. Для этого нужно собирать так называемые «нанокатализаторы» (Ох, как же всё это похоже на фильм «Черная молния»! – прим. ред.), которые вываливаются из трупов свежеубитых инопланетян (в каком-то смысле вы высасываете из них ДНК!). Всего существует 12 возможных апгрейдов, четыре из которых можно «экипировать» на нанокостюм. Их можно менять в зависимости от ситуации, учтите только, что в момент переоборудования игра не ставится на паузу, и враги вполне могут вас убить. Это сделано для сохранения динамики боя – иначе геймер бы по каждому поводу включал паузу и начинал думать, что же делать с новым вызовом. Однако, в остальном управление – быстрое, отзывчивое и дружелюбное. Любой, кто хоть раз играл в FPS, освоится в Crysis 2, как только возьмет в руки контроллер. Пожалуй, учиться придется разве что использованию способностей костюма. Как только вы разберетесь в этом – все богатство игровой механики окажется в вашем распоряжении.
Можно действовать аккуратно под прикрытием невидимости, либо палить налево и направо, действовать в лоб, либо исследовать уровни в поисках обходного пути, и в любом случае возможности нанокостюма станут хорошим подспорьем. Впрочем, даже базовая механика FPS богата на детали – например, к стандартным пушкам можно прикручивать прицел получше или более емкий магазин. И тут уже надо учитывать еще один фактор: ограничение на вес экипировки бойца. Если вы таскаете с собой сразу два образца тяжелого вооружения, будьте готовы к тому, что не сможете подбирать новые классные штуки, вроде ящика со взрывчаткой или гранатомета. Так или иначе, чем-то придется жертвовать. Правда, есть и еще одно решение – улучшить нанокостюм и увеличить лимит на вес. Такие практически «ролевые» тонкости позволяют лучше вжиться в шкуру Алькатраса, и разрушенный Нью-Йорк начинает по ощущениям чем-то походить на руины Вашингтона в известной постапокалиптической игре.
Погружение в детально проработанный, живой мир только усиливается благодаря… относительно низкой доле сюжетных роликов в общей продолжительности кампании. Вы все прекрасно знаете, как это бывает в современных FPS: непосредственно стрельба по врагам используется как нудная перебивка между зрелищными скриптовыми сценами. В этом смысле Crysis 2 близок к золотой середине между не слишком мотивирующими на подвиги бессюжетными шутерами и столь же ущербными интерактивными аттракционами. Вряд ли кто-то будет жаловаться, что в Crysis 2 роликов слишком много или слишком мало. Они всегда к месту.
Продолжая тему: в большинстве хитовых шутеров современности геймеру предлагается один верный способ прохождения. Если записать, как два разных геймера ведут себя на одном и том же уровне Call of Duty, окажется, что от начала до конца они пробегают примерно одинаково, расстреливая тех же врагов с тех же позиций. Другое дело – Crysis 2. Уровни в игре построены так, что позволяют достичь одной и той же точки разными путями, а спецспособности нанокостюма гарантируют и разнообразие методов. К Crysis 2 интересно возвращаться снова и пробовать другие подходы. В том числе и благодаря высокому уровню сложности – он гарантирует, что вам не станет скучно, и откровенно ошибочные, дурацкие методы не пройдут.
Пусть в игре и есть уровень с легкомысленным названием «Прогулка по парку», пройти его на сложности выше Normal – задачка еще та. В игре есть места, где у вас банально заканчиваются патроны, и вы умираете, будучи не в силах что-то сделать. Инопланетяне жестоки, не прощают ошибок и будут убивать вас раз за разом. Будьте морально готовы к тому, что легкой прогулки не выйдет. Но, как и в любой великой игре, Crysis 2 убивает вас не потому, что геймдизайнеры что-то сделали не так, а в наказание за невнимательность или неверные решения. Освоите игру целиком и полностью – пройдете до конца. Здесь все честно.
Одно из главных достоинств игры (и оно роднит ее с таким лидером жанра, как Half-Life 2) – ритм повествования, при котором сюжетные сцены и исследование мира расчетливо чередуются с яростными перестрелками. Сходство с Half-Life 2 подчеркивает и подача сюжета, в которой задействованы как классические скриптовые ролики (отложил в сторону джойпад – и смотришь), так и радиопереговоры с различными персонажами игры. Последние отображаются в левом верхнем углу экрана, с портретом собеседника и транскрипцией реплик.
Я намеренно ничего не говорю о деталях истории, потому что уверен: вам будет интересно узнать обо всем самостоятельно. В конце концов, не зря именитый писатель-фантаст Ричард Морган в команде с другими приглашенными звездами шлифовал для вас историю как этой игры, так и мира Crysis вообще. К слову, вторая часть не забывает и о событиях оригинала, – это настоящий сиквел, а не просто игра на ту же тему. События Crysis 1 пересказываются в многочисленных флешбеках – что понравится как новичкам в мире Crysis, так и фанатам со стажем. Если вам невтерпеж узнать, о чем вообще речь, перечислю лишь, пожалуй, самые базовые вещи. Игра повествует о вторжении инопланетян расы Ceph в Нью-Йорк, где они заражают людей вирусом и хрестоматийно добывают из их тел биомассу для своих темных инопланетных дел. Неожиданных поворотов сюжета будет немало. И, как положено, чудовищная истина откроется геймерам лишь в финале игры, и станет ясно: нанокостюм – главный герой Crysis 2 не только потому, что это самая яркая часть игровой механики.
Проходя игру, я постоянно отмечал, насколько правильно в ней все сделано. Понятно, что высокое качество картинки при разумных системных требованиях (на PC) и адаптация к консольному железу – то, без чего за разработку Crysis 2 и вовсе не стоило браться. Но вот курс на историю в духе Half-Life верен потому, что этот шутер одинаково близок и консольным, и PC-геймерам. С шедевром Valve вторую Crysis роднят даже элементы хоррора (умирающие люди выглядят впечатляюще) и молчаливый главный герой (Алькатрас, не нанокостюм), большую часть игры просто пытающийся выжить. Одновременно богатый открытый мир дает геймеру возможности, которые он так редко имеет в других современных FPS, особенно консольных. Здесь слова о «тактике боя» – далеко не пустой звук. Впрочем, свобода действий приводит за собой и одну из самых главных проблем игры – она не доставляет до геймера фан на блюдечке с голубой каемочкой, как это делают Call of Duty и Killzone. Вам нужно самим пройти из точки А в точку Б, заработав право посмотреть красивый ролик, а не получив его просто потому, что вы купили игру и вставили диск в консоль. Есть люди, которым нравится, когда их водят за ручку, – и с Crysis 2 им не по пути. Даже если они смогут пройти игру до конца, множество мелких деталей, из которых складывается яркий, разнообразный мир Crysis, они просто не заметят.
Но мы с вами – все же увлеченные геймеры, и даже если слова «открытый мир» вызывают у вас изжогу, Crysis 2 – игра, достойная нашего уважения. Она бросает нам вызов, богата на детали и ладно скроена – без очевидных недоработок или бездумных заимствований. Желающие пройти все на 100% смогут, помимо выбивания ачивментов, искать и собирать нью-йоркские сувениры – и им будет интересно изучать все закоулки игры. Наконец, стоит признать, что Цеват Йерли не превратил Crysis 2 в еще один консольный шутер и сохранил самобытность идей игры – поэтому нельзя сказать, что PC-геймеры были «преданы» студией Crytek. Просто Crysis – теперь настоящий современный шутер, а не «графический бенчмарк», и сделан он по-человечески, по всем правилам игрового искусства.
В гостях у Crytek
Текст писался по мотивам полного прохождения однопользовательской кампании (версия для PlayStation 3; также я смотрел вариант для PC – больших отличий нет). Поэтому здесь не будет ни слова о мультиплеере – возможно, для этого понадобится отдельная рецензия уже после запуска серверов. Играл я, разумеется, не в утекшую в торренты бета-версию, а в финальный вариант, любезно предоставленный франкфуртской студией Crytek. К сожалению, мне не удалось взять интервью у Цевата Йерли (в назначенный день он извинился и спешно покинул офис, поскольку у жены начались роды), но неделей позже, на GDC 2011 в Сан-Франциско, мне все же удалось с ним поговорить – ищите материал в следующем номере «СИ».
2911 Прочтений • [Обзор игры Crysis 2] [11.04.2012] [Комментариев: 0]