Кажется, разработчики из венгерской студии Neocore решили собрать в «Крестоносцах» все штампы и клише, издавна присущие играм для PC. Непобедимые «тормоза» и ворох багов разной степени критичности? Пожалуйста! Непомерные амбиции при неважной реализации? Куда ж без этого! Про извечные проблемы малобюджетных проектов, например отвратительный
звук и дохленький мультиплеер, даже вспоминать зазорно.
При этом жанр для «первой ласточки» начинающий коллектив выбирал, кажется, вообще не думая или думая явно не тем местом. Масштабная историческая стратегия в реальном времени, да при живой Total War, – такой самоубийственный выпад не воспримет всерьез ни одно живое существо на планете. Родственники, друзья, домашние животные и аквариумные
рыбки сотрудников Neocore не в счет.
Кто твой папочка?
Как известно, в 1095 году папа римский Урбан II созвал Клермонский собор. Пламенная речь понтифика об освобождении Святой Земли и гроба Господня от ига турок-сельджуков имела неслыханный успех. Меньше чем за год со всех концов Европы в Константинополь стянулись 300 тысяч человек – как преданных вере, так и просто желающих заполучить побольше трофеев.
С первой видеовставки умиляют познания венгров в истории Средних веков, а главное, поражает умение трактовать общеизвестные факты. Путь к Иерусалиму обставлен не как попытка прибрать к рукам ценнейшие византийские земли, а как этакая освободительная миссия. Крестоносцы изображены исключительно в светлых тонах, тогда как сельджуки – все поголовно изуверы. И ведь это на полном серьезе!
Но шут с ней, с пресловутой «историчностью». Если верить бахвальным надписям на коробочке с диском, где-то в недрах игры притаились «потрясающая графика» и «инновационный геймплей». Поглядим.
Сейчас самое время сказать «Оу!», «Вау!» и «Вот это да!».
В корне безграмотное построение: в случае чего можно лишиться стрелков.
От красоты до глупости
Картинка действительно радует и ничем не уступает (а местами и вовсе превосходит!) Medieval 2. Красивое мягкое освещение придает картам домашний уют. На экране неспешно топчется тысяча высокодетализированных юнитов. Причем детализацию я упомянул не случайно. Юниты прорисованы до мелочей и обтянуты фотореалистичными текстурами. При максимальном приближении
можно разглядеть форму вышивки на рыцарских мантиях. Подвела анимация: солдатня передвигается с грацией бегемотов-фигуристов. Благо с высоты птичьего полета смешные вышагивания крестоносцев-дуболомов в глаза не бросаются.
За красоту приходится платить чудовищными системными требованиями, исчезающими текстурами и причудливыми глюками. От периодических подтормаживаний не спасут ни четыре гигабайта оперативки, ни последняя модель GeForce.
Обмундирование служивых прорисовано тщательно и аккуратно вплоть до последней заклепки.
Повлиять на исход начавшейся муравьиной драки практически невозможно.
Со звуком и музыкой сложнее. Композиции подобраны колоритные, яркие, в духе времени, вот только вместо лязга сабель и яростных матюков над полем витают робкие попискивания. Озвучки отрядов и героев, естественно, нет.
Самая интересная ситуация возникла непосредственно с геймплеем. Пессимистов смею заверить, что он здесь все-таки есть – жаль, глубиной ушел недалеко от Warhammer: Mark of Chaos. Да и обещанных инноваций немного, а те, что есть, напоминают известную сказку о храбром зайце.
Перемена
После каждой сечи игрушка вспоминает, что полноценная стратегия – это не только интеллектуальный мордобой, но и возня с финансами и дипломатией. На местном стрельбище и в казармах при наличии горстки звонких монет можно разжиться новым отрядом или полезным улучшением, а на столике священника постоянно появляются полезные артефакты. Особенно радует окошко лояльности различных Орденов. После нескольких успешно выполненных дополнительных заданий щедрые сэры с радостью бескорыстно подсобят с живой силой. Без страха и… с упрекомВыбор героя влияет на что угодно: на финальный ролик, на виды доступных войск и бонусов, но только не на игровой процесс. Кого ни выбери – сэра Годфри из Тулузы или простого наемника Роджера из Гастингса, – путь длиной в 15 тягучих миссий веселее не станет.
Герой входит в небольшой элитный отряд, участвует в битве, зарабатывает опыт и приносит ощутимую пользу. Так, правильно прокачанный товарищ и несколько его друзей способны порвать на турецкие флаги втрое превосходящего противника.
Улучшения даются между миссиями, но не за красивые глазки. Если отряд активно сражается, он получит специальные очки – их-то и требуют за плюсы к защите или нападению. К тому же можно выбрать приятные бонусы. Скажем, восстановление здоровья отряда непосредственно на поле боя. Ветеранов надо беречь. Практика показывает, что подразделение, дошедшее до последних миссий, – страшная сила.
Песчаные бури существенно сужают радиус обзора юнитов.
Крестоносцы атакуют «свиньей», как им и положено.
Немного о «свинье»
Знаменитое клиновидное построение придумали полководцы времен древней Эллады, а вовсе не фанатичные мужчины с оцинкованными ведрами на голове. Разрушительный эффект «клина» (или «свиньи») достигался не столько за счет воинов в тяжелой броне впереди и по флангам, сколько благодаря легкой пехоте в основной массе. Уязвимые, зато легкие на разгон центральные и задние ряды буквально вбивали стальное острие в ряды противника, сея панику.
После сотни голливудских, да и не только, «как бы исторических» фильмов бытует мнение, будто бы конница крестоносцев крушила неверных исключительно той самой «свиньей». Ничего подобного, разумеется, не было. Заставить лошадь напирать на другую лошадь невозможно, а посему не будет и того разрушительного эффекта. Так что конную «свинью» историки считают скорее походным, нежели боевым построением. Непосредственно сражения оставляют двойственное впечатление. Довольно удачные и проверенные десятками других RTS ходы здесь чередуются с откровенными глупостями. Спрашивается, зачем все эти хитрые формации, показатели выносливости и погодные условия, если в игре нет банальной системы морали? Сельджук никогда не испугается армии мужчин в доспехах. Несерьезно.
Забег по карте редко длится меньше 40 минут, так что отсутствие вожделенных сохранений нешуточно нервирует. Сложно удержаться от нелестных слов в адрес Neocore. Масла в огонь то и дело подливает бестолковая камера…
Едва ли повторное прохождение смогут оправдать дополнительные задания – тоже «инновационные», как водится на здешних просторах. Теоретически, при выборе необязательных целей игроку предоставляется безграничная свобода. На деле все сводится к простеньким вариациям типа «убить отряд мятежников» или «склонить его на свою сторону». В первом случае полководец получает бесценный боевой опыт, который тратится на апгрейды, во втором – никогда не лишних соратников.
В мультиплеере делать нечего. Неторопливые замесы по Сети – лишняя трата бесценного трафика.
А еще, как в отечественной «Спарте», на головы ничего не подозревающим мусульманам на некоторых картах можно обрушить камнепад. Много-много тяжеленных булыжников. Какая тут, спрашиваете, тактика? Никакой! Просто уж больно забавно прихлопнуть очередную роту несчастных арабов куском скалы.
4068 Прочтений • [Обзор игры Крестоносцы: Во имя короны] [11.04.2012] [Комментариев: 0]