«Хозяева морей» должны были стать следующим шагом в деле освоения Nitro Games ниши торгово-экономических стратегий. И успешно стали, хотя создатели могли бы уделить больше времени отлову багов и улучшению военной составляющей. Последняя, к слову, не блистала и в прошлом творении студии – «Ост-Индской компании». Видимо, финнам стоит сосредоточиться на экономике, в которой они разбираются гораздо лучше.
Подзаголовок в названии четко указывает место, где будет происходить действие – Новый Свет, а точнее – обе Америки. Именно туда нашего героя отправляют занять пост бессменного губернатора и вице-короля новых земель. Ну, почти бессменного, есть как минимум два варианта проиграть: потерять все колонии и корабли или же вызвать гнев королевских советников. Но мы ведь с вами не такие, да и опыт «Ост-Индской компании» (а то и сериала Patrician) за плечами дает о себе знать. Так что выделяем курсором первую эскадру, выданную его щедрым величеством для освоения Нового Света, и отправляемся в путь, на поиски места для поселения.
Мест здесь немного (чуть больше двадцати), но четкого совета, куда податься, у нас нет – карта при старте кампании создается случайным образом. Поэтому великолепная точка на Кубе, прежде дававшая доступ к шести товарам, теперь может оказаться одним из худших вариантов. Но пару рекомендаций обрисуем: старайтесь, чтобы первая колония потенциально могла производить побольше товаров и чтобы из них можно было что-нибудь произвести в будущем. Ведь если кофе вывозится в метрополию в «чистом» виде, то сахарный тростник перерабатывается в сахар, из которого впоследствии делается ром. А на роме уже реально неплохо заработать.
Вся четверка советников редко довольна одновременно. У меня постоянно в плохом настроении адмирал – кораблей военных ему, видишь ли, не хватает. Хотя с нашим голландским флотом давно никто не рискует мериться силами.Кругом колонии дружественных держав, денег завались, флотов выше крыши, пора начинать экспансию. Осталось решить – напасть на слабого или на сильного? Первого легче победить, но второй постоянно стремится обойти меня в рейтинге.
Конечно, налаживание производства – дело не одного месяца и даже не одного года. Первые лет десять ваши караваны будут возить в Европу в основном стебли тростника, кофе, необработанную руду и прочие товары, которые достаточно лишь «добыть». Но когда деньжат станет побольше, придется задуматься над способами вложения средств. Наилучших вариантов два – новые флотилии судов и мануфактуры. Однако флотилий поначалу надо немного, реально справиться двумя-тремя, тогда как заводы быстро начнут приносить чистую прибыль, заваливая европейцев сигарами, ромом и одеждой из Америки.
При этом почти всегда найдется, куда девать свободные деньги. Жалкие шесть-семь колоний (большим числом в начале кампании обзавестись почти нереально) пожирают ваши золотые со скоростью света. То строишь мануфактуры, то налаживаешь отношения с краснокожими, то возводишь церкви с тавернами, чтобы поселенцы не бунтовали, то улучшаешь флот – дел хватает. А средств – практически никогда нет. И как только на счете заводится миллиончик-другой, его тут же съедают очередные неотложные нужды. За это Nitro Games стоит поставить жирный плюсик: слишком часто экономические стратегии уже к середине прохождения становятся скучны из-за переизбытка денег. В «Хозяевах морей» этой проблемы счастливо избежали, обеспечив стойкое привыкание и невозможность оторваться до самого конца. Разве что в редкие моменты позволяешь себе расслабиться, наблюдая, как стремительно пополняется счет. Но тут же спохватываешься и продолжаешь «прокачивать» свою маленькую империю.
Конечно, иногда приходится отвлекаться на «посторонние» дела. Дела эти зовутся заданиями, а выдает их четверка королевских советников. Потребовать могут почти все что угодно: основать новую колонию, увеличить флот, привезти в метрополию побольше конечных продуктов производства и даже заключить мир (если вы находитесь в состоянии войны, разумеется). Жаль, что над заданиями Nitro Games поработала маловато. Квесты по строительству флота часто не засчитываются, счетчик в миссиях по доставке товаров при загрузке сейва работает некорректно, а архиепископ и вовсе может огорошить, потребовав основать (не захватить!) поселение тогда, когда все места на карте давным-давно заняты. Студия обещает исправить все в ближайшем патче, а до того придется терпеть недовольные лица советников и радоваться, что часть заданий работает нормально. А значит, поддерживать отношения с близкими монарху людьми на более-менее приемлемом уровне удастся, и пост вице-короля не перейдет в чужие руки.
Indiaman – лучший торговый корабль в игре. Эскадра таких может целую тысячу единиц товара перевезти, а если его построить с улучшением на вместимость – то и больше!
Но вот колонии развиты до предела, караваны судов приносят постоянный и стабильный доход (спасибо возможности настроить автоматическую торговлю), и заняться, кажется, становится нечем. Не грустите – начните войну и отберите у соседей их владения. Учтите только, что бои – дело дорогостоящее и не слишком прибыльное поначалу. Ведь флоты требуют содержания, потери (особенно при штурмах укрепленных портов) неизбежны, а значит, и расходы будут огромными. Зато захваченная развитая колония с хорошим набором товаров окупит все.
Печалит в войне лишь то, что сражения идут, мягко говоря, в неспешном темпе. Нет, если все бои проводить на авторасчете, дело движется быстро, но и потери пожирают флот в мгновение ока. Если же управлять всем вручную, остается шанс победить даже более сильного врага. Вот только даже четырехкратное ускорение времени в битвах не способно заставить корабли ползать быстрее черепахи. С той же самой проблемой мы сталкивались в «Ост-Индской компании» и, видимо, разработчики так ничему и не научились на прошлой ошибке. Впрочем, баталии в «Хозяевах морей» – дело второстепенное, и вы вполне можете пройти игру, ни разу не увидев приглашающего к сражению экрана. Если, конечно, не будете отправлять в море одиночных купцов. Угадайте, кто под флагом с черепом и костями с радостью позарится на беззащитное судно?
Полторы сотни лет кампании пролетают, как один день. Жизнь вице-короля всея Америки течет бурно – советники, поселенцы, соседи, пираты, индейцы и собственные планы не дают покоя ни на секунду. Месяц сменяет месяц, идут года и десятилетия, число золотых на счету увеличивается и увеличивается, и удается очнуться лишь тогда, когда кампания подходит к закономерному финалу. Надеемся, финал этот для вас будет удачным, а для ваших соперников – не слишком. Впрочем, никто не мешает попробовать свои силы еще раз. На высшей сложности, само собой.
Выбор государства
Перед стартом кампании мы выбираем одно из семи государств, под флагом которого суда будут бороздить моря и океаны. Среди вариантов – как классические Британия или Франция, так и экзотические, наподобие Дании, обычно в играх игнорируемые (к слову, датчане последнюю свою колонию в Вест-Индии потеряли лишь в 1917 году, продав американцам). Учтя прошлые ошибки, Nitro Games сделала нации разными: британцы отлично сражаются на море, голландцы прекрасно торгуют, а к губернатору Священной Римской империи выше доверие в среде поселенцев и индейцев. И хотя на свои плюсы и минусы можно не обращать внимания, но лучше знать, в чем ваш народ силен, а в чем – не очень.