Отгремели жаркие бои на тибериумных полях... Армии мутантов сложили буйные головы в зарослях ядовитых кристаллов... Последний раз сошлись на поле боя NOD и GDI и затихли... Прошла, улетучилась, как туман, красная угроза. Эхом замер за горизонтом последний стон израненной взрывами Земли... Мир и покой установились во вселенной Command & Conquer... Но не суждено было сладостному блаженству длиться вечно. Под скрип гусениц и топот тысяч кованых сапог на двор, как подгулявший ковбой, ввалился 2003 год, а с ним и новая, угрожающая всему мировому порядку, опасность - терроризм. И вот уже алчущая смерти и разрушений Global Liberating Army распахивает усыпанную ядовитыми зубами пасть, грозя проглотить, будто зазевавшегося кролика, весь мир. В предчувствии великой битвы зашевелился, расправил плечи могучий восточный богатырь - коммунистический "краснозвездный" Китай, а на западе встряхнулась ото сна древняя воительница Америка (a.k.a. США), отродясь не пропускавшая ни одной мало-мальски крупной драки... Потянулись, размяли затекшие мышцы три могучих гиганта, да и сошлись на трехмерных холмистых равнинах в страшной кровавой схватке, и от топота их пуще прежнего зарыдала Земля-мать...
Да, вы не ошиблись, Command & Conquer вернулся. Вернулся полностью трехмерным и необыкновенно красивым. Графика Command & Conquer: Generals поражает с первых же мгновений игры, уже в главном меню, выполненном на фоне непрекращающегося сражения на городской рыночной площади. Программисты и дизайнеры EA Pacific постарались на славу, сделав из своего творения настоящий графический шедевр. Все объекты в игре, включая здания, имеют динамичные, анимированные, четкие тени. Анимация юнитов превосходит всякие ожидания: тяжелые орудия танков слегка откатываются назад после выстрела, пехотинцы от разрыва снаряда разлетаются по округе, будто тряпичные куклы, а здания разрушаются в несколько живописных стадий, во время которых обваливаются стены, проседает крыша и т.д. Однако отдельный земной поклон разработчикам следует отвесить за взрывы. Ничего более красивого мы в стратегических играх, пожалуй, еще не видели. Юниты взрываются смачно, со вкусом, обильно поливая землю дождем осколков, а подбитая авиация порадует вас зрелищными аварийными посадками, к сожалению, всегда неудачными.
Жаркие бури сражений разительно меняют облик окружающего мира. Когда-то ласкавшая глаз сочной свежей травкой лужайка за какие-то мгновения покрывается черными пятнами копоти, а стройная городская улица обрастает уродливыми остовами разрушенных зданий. Кстати, уличные бои являются яркой отличительной особенностью Command & Conquer: Generals. Если вы желаете получить примерное представление о ситуации в Сталинграде летом 1942 года, смело обращайте свой взор на Command & Conquer: Generals, там все и увидите. Поскольку действие игры разворачивается в недалеком будущем, большинство карт густо покрыто городами. Возможность пехоты укрепляться в зданиях, превращая их в неприступные доты, делает их наиболее интересным местом действия. Представьте ползущие по улицам колонны тяжелой техники, на которую внезапно обрушиваются ракетные снаряды пехоты, засевшей в ближайшей пятиэтажке. Танки мучительно медленно разворачивают орудия и делают смертоносный залп, превращая домик в груду щебня. Из-под обваливающихся стен спешно выскакивает группа пехотинцев и с максимально возможной скоростью бросается в подъезд ближайшего еще целого дома, ежесекундно рискуя попасть под гусеницы танков. О таком надо писать стихи, не иначе...
Однако, смахнув скупые слезы умиления, перейдем к более прагматичному анализу. Все предшествующие части Command & Conquer если и не могли порадовать глаз трехмерной картинкой, то увлечь динамичным игровым процессом им было вполне по силам. Command & Conquer: Generals, к счастью, не стал исключением. Битвы протекают шумно, быстро, ярко и чертовски захватывающе. Этому во многом способствует грамотный баланс юнитов. В игре нет ничего лишнего. До самой последней миссии вы будете использовать как тяжелую артиллерию, так и слабые пулеметные юниты, ибо в добрых традициях Command & Conquer танки малоэффективны против пехоты. Скажете, не реалистично? Пусть так, зато играть интересно, а это главное. Сама пехота, кстати, тоже не теряет значения на протяжении многих миссий. Кто же, как не бравые солдатики, будет держать оборону в бункерах вокруг базы, кто устроит засаду в ближайшем городке, кто будет захватывать здания, в конце концов? Кроме пехоты и наземной техники каждая из сторон, за исключением GLA, располагает авиацией (у террористов, видать, все таки не хватило средств на приобретение юнитов ВВС). Самолеты не только смогут вовремя устроить точечный удар по заводу противника, но и порадуют воздушными боями, достойными лучших авиашоу мира.
В добрых традициях жанра, Command & Conquer: Generals может похвастаться такими юнитами, о которых долго еще будут рассказывать с одинаковой горячностью школьники на переменах и солидные дядьки в строгих офисах. К таковым, например, относится тяжелый двухорудийный танк Overlord у китайцев, на который можно надстраивать гатлинг-пушку или бункер, вмещающий до пяти солдат. Из этой же оперы - танки США, способные пускать впереди себя разведробота, а в качестве эскорта выставлять небольшой летающий агрегат с пулеметом.
Впрочем, силы враждующих сторон не ограничиваются собственно юнитами. У каждого из противников найдется какой-нибудь аппетитный сюрприз для оппонента: тяжелый бомбардировщик с кластерными бомбами, шахта с тактическим ядерным зарядом, артиллерия дальнего радиуса действия и т.д. Набор тактического вооружения и особых технологий игрок перед каждой миссией определяет сам, распределяя накопленные в предыдущих сражениях очки, по одному на каждую спецтехнологию, среди которых -возможность ремонта сразу нескольких юнитов, возможность кражи вражеских денег и т.д. Все эти прелести не требуют ресурсов, а лишь занимают время на перезарядку.
Ресурсов же в игре всего два: электричество и деньги. Вот они, суровые реалии современной войны. Кто сказал, что доблестные воины производятся из золота, нефти, ядовитых кристаллов тибериума и прочего суррогата? Нет, каждый юнит - это мешок затраченных на него денег. Базовый капитал предоставляется в начале миссии в виде бочек, ящиков и коробок с неизвестным содержимым, а впоследствии может быть отвоеван у противника или получен на захваченных гражданских заводах.
Управлять происходящими на экране событиями совсем несложно, пальцы узлом не сворачиваются, как в иных играх. Во время боя можно непринужденно покрутить камеру, приблизить или удалить картинку. Система строительства в Command & Conquer: Generals несколько изменилась по сравнению с предыдущими играми серии, и теперь здания возводятся и ремонтируются соответствующими юнитами, однако игра ничего из-за этого не потеряла.
Приказы войскам отдаются левой кнопкой мыши, и послушные вояки тут же отправляются их выполнять, не стремясь забрести куда-нибудь "налево", перекурить за углом ближайшей избушки или завязнуть на берегу озерца, мучительно размышляя, как его лучше обойти. К тому же все могучие воины отличаются вежливостью и почтительностью, всегда уступают место друг другу и не создают давки. Ну, может, иногда и путаются в узких городских лабиринтах, но это лишь добавляет реализма игре. Во время смертельных битв вояки копят драгоценный опыт, растут в званиях и получают за это какие-нибудь способности. Например, умение ремонтироваться прямо на поле боя. С другой стороны, отличными знаниями в области военной тактики грозные воины похвастаться не могут. Оно и верно: "Сила есть - ума не надо" - фирменная поговорка виртуальных (только ли виртуальных?) военных. AI ведет себя не хуже, но и не лучше своих коллег из других игр, даже на высоких уровнях сложности докучая частыми, но маломощными атаками групп несчастных смертников, грудью прущих на неприступные доты. Под канонаду взрывов и торжественный марш вражеские войска разбиваются о вашу оборону...
Да, что-то снова в лирику кинуло. Старею... Тем не менее, звуки и музыка действительно достойны высокопарных фраз. У каждой из сторон есть свои музыкальные темы, а шум битвы живо напоминает кадры какой-нибудь вьетнамской кинохроники. К тому же брифинг при игре за Китай и GLA проводится голосами, говорящим на английском с соответствующими акцентами.
Задачи предстоящей операции объясняются во время загрузки миссии и в большинстве случаев сводятся к тотальному уничтожению, совмещенному с выполнением более интересных промежуточных задач. Немного расстроила сюжетная бедность игрушки. Если раньше нас ждали многочисленные FMV со знаменитыми актерами и сюжетными хитросплетениями, то теперь игрок может рассчитывать лишь на пресловутый брифинг, да ролики на движке. Последним, кстати, нужно отдать должное и отметить качество их режиссуры. В этом плане Command & Conquer: Generals может смело поспорить за лидерство с великим и ужасным Warcraft III: The Reign of Chaos. Всего в игре реализовано три однопользовательские кампании, по одной за каждую сторону, а также skirmish и классический сетевой режим.
Пощупав Command & Conquer: Generals руками, попробовав ее на язык и даже немного покусав зубами, мы можем с уверенностью утверждать, что EA Pacific общественность не обманула. Command & Conquer: Generals вобрал в себя все лучшие качества предыдущих игр серии, добавил немного от себя и предстал перед нами во всем великолепии трехмерной графики и зрелищных спецэффектов. Даже если стратегии - не ваш конёк, Command & Conquer: Generals имеет все шансы пробудить интерес к ним.