Американские солдаты быстро проскочили через простреливаемый «дягтерем» проулок и укрылись за грудой битого кирпича. «Проклятые янки!» – тяжело дыша, пробормотал сержант Иванов и вставил новый диск в пулемет.
Нет, вы не ослышались, и сержант Иванов не служил в РОА, не оборонял Западный вал в составе «остенбатальонов», и речь идет вовсе не о давно набившей оскомину операции «Оверлорд». Сержант Иванов, комсомолец и отличник боевой и политической подготовки, защищает Родину. В Западном Берлине, а на дворе 1948 год!
Занятно, что так или почти так представляет себе историю Второй мировой среднестатистический американский обыватель, с удовольствием участвующий во всевозможных опросах и утверждающий, что в той войне Советский Союз воевал вместе с Гитлером против США и компании. Так стоит ли удивляться тому, что разработчики с чистой душой рассказывают о том, как бывшие союзники схватились не на жизнь, а на смерть.
Вопиющий пример здешней «тактики». Впереди идет танк, который воюет с врагом, обстреливает доты. Сзади – ремонтный броневичок его «лечит». Классическая схема пати, не правда ли? Жаль только, что у танка нет специального скила – агрить на себя мобов-противников, чтобы они не убили хилера-броневичка.Многие юниты в игре способны модифицироваться по ходу пьесы. Например, на легкий танк можно поставить огнемет против пехоты или ракетную установку против вражеских танков. Модификации потом можно и отменить.
Стратеги тоже люди
Итак, играем мы, разумеется, за простых американских парней, привычно несущих в автоматных стволах демократию всему остальному миру. Кампания, конечно же, только для них – за советские войска можно поиграть лишь в мультиплеере.
Здесь все по стандартам, известным еще со времен Panzer General. В ходе боев зарабатываем очки, за эти самые очки приобретаем новые юниты и стараемся беречь ветеранов. Сами миссии – сплошная беготня по контрольным точкам-объектам, разбросанным по всей карте (впрочем, в том, что касается тактических возможностей, достаточно разнообразная беготня).
За здешних героев не слишком переживаешь, да и боевую обстановку особо напряженной назвать сложно. Ничего подобного той атмосфере, которую сумели создать авторы Warfare, нет и в помине. Забавно, что русские разработчики (самые замечательные в мире, если не считать близзардовских), гораздо лучше показывают душу простого техасца или канзасца, чем непростые немецко-венгерские
парни. А уж о накале страстей а-ля Dawn of War II нечего и мечтать. Все простенько, буднично, а брифинги можно смело пропускать – ничего волнующего или интересного там не расскажут.
Жаль, конечно. Ну да, мы стратеги, сухари и зануды, нам подавай точные ТТХ и миллион типов техники. Почему-то так до сих пор иногда думают. А зря! И в стратегиях хороший сюжет и качественные диалоги очень ценятся.
Технику здесь «лечат» не так, как пехоту, не прибегая к помощи хитрой машинки. Для ремонта танка надо построить специальный ангарчик, где машину и можно починить. Согласитесь, это гораздо красивее и естественнее выглядит. Хотя немного покореженный в бою танк лучше было бы латать своими силами – скажем, ту же гусеницу восстановить.
Впрочем, и для лечения бойцов медики могут развернуть полевой госпиталь, вокруг которого солдаты лечатся гораздо быстрее и эффективнее.
Из всего этого лечения и восстановления следует простое правило – и ремонтных команд, и медиков надо брать по два юнита, чтобы лекари лечили лекарей. Мы же все помним – пати живет, пока жив хилер!
И еще одно страшное оружие из «Противостояния», увы, перекочевало в Codename Panzers: Cold War. Я имею в виду вышки, давно и неотступно нас преследующие. Предназначенные для охраны безоружных людей, эти сооружения почему-то упорно относят к средствам фортификации времен Второй мировой войны, хотя каждому разумному человеку понятно,
что в условиях стрелкового боя торчать на вышке – это просто самоубийство. А вот нет! Лепят и лепят…
По танку вдарила болванка
Как ни крути, перед нами всего лишь крепкий середнячок. Правда, сараев нет, что автора этих строк несказанно радует. Выдают нам войска, согласно нынешней моде, уже сгруппированными в отделения. Отделения эти имеют специализацию – стрелки, пулеметчики, гранатометчики. Все рода войск достаточно хорошо сбалансированы – проверенный временем принцип «камень-ножницы-бумага» отлично работает и делает рисунок боя весьма интересным. Можно, конечно, на самом низком уровне сложности
переть напролом, неся огромные потери, но это скучно. А вот если воевать всерьез, придется попотеть, заходя с тыла к пулеметной точке врага или выкуривая из дома гранатометчиков неприятеля.
Понятия флангов и тыла, как таковых, в игре нет. Зато их с успехом заменяют сориентированные в пространстве укрытия: спрятавшееся за кучей битого кирпича отделение хорошо защищено спереди, но ничем не прикрыто слева, справа и сзади.
В обычной игре родов войск также участвуют танки (и прочая бронетехника), которые утюжат гусеницами обычную пехоту, но легко горят, наткнувшись на засаду гранатометчиков. Танки сделаны неплохо – им фактически нельзя причинить ущерб, сколько ни пали из стрелкового оружия, тут все в порядке. А вот вопрос о том, каков обзор у танкиста, сидящего в машине, как всегда остался за кадром – зона видимости у водителя грозной машины такая же, как у пехотинцев, что несколько расстраивает.
И, кстати, никакого микроменеджмента! Вся игра родами войск основана на базовых особенностях этих войск, а ловким быстрым пальчикам, будь они неладны, тут делать нечего.
Панель закупки новых юнитов. Перед нами, собственно, хилеры с красными крестами на касках.Большинство сооружений в игре очень красиво разрушаются, причем даже при движении тяжелой техники. Вот этот трубопровод, например, рассыпается на куски.
И, конечно… файербооол!
Если бы не одно «но», была бы у нас, может, и не шедевральная, но, по крайней мере, добротная, надежная, хоть и средняя игра. Из серии «с удовольствием разок прошел и со спокойной совестью забыл». Увы, тяжелое наследие «Противостояния» не позволяет этого сделать. Во-первых, в игре есть хилеры. Прямо как положено – пати действует, пока жив хилер. Я не шучу! Специальные пехотные отделения умеют лечить своих товарищей. И это даже проиллюстрировано красивыми крестиками,
летящими от лекарей к пациентам! Конечно же, этот идиотизм портит все впечатление от рисунка боя, заставляя его крутиться вокруг медиков! Непонятно… Ну хотите заставить игрока беречь свои войска – пусть выводит раненые отделения из битвы и получает за это новые, полные сил и энергии. Будет перегруппировка, столь важная в современном бою. Появится возможность принимать решение – когда стоит отвести потрепанные части, а когда лучше поднажать и рискнуть. Или (ох, боюсь показаться занудой!)
сделайте эти отделения просто неубиваемыми! Прижали их огнем? Пусть отползают, теряя позиции, и потом приходят в себя. Но не превращайте Вторую мировую в Lineage II, поберегите наши нервы!
Почти
Перед нами – почти хорошая игра, в ней почти хороший сюжет, который не получилось сделать по-настоящему захватывающим, имеется в наличии и почти хорошая тактика, несколько подпорченная магами-хилерами. И как всегда – по-настоящему хорошая энциклопедия военной техники в качестве приложения.