Краткий ликбез
Возможно, в силу каких-то печальных обстоятельств вы еще не успели познакомиться с великолепной серией игр, о которой идет речь в этой статье. Что ж, в таком случае вот вам небольшая историческая справка. Civilization – это глобальная стратегия, основной целью которой является ведение своей нации к светлому будущему. Начав играть за несколько тысяч лет до нашей эры, вам предстоит последовательно изобрести колесо, ирригацию, гончарное искусство… да много чего еще – вплоть до космических кораблей и ядерных ракет. Параллельно с этим вам придется заниматься агрессивной экспансией, дипломатическими переговорами, торговлей, войнами и экономикой. Выглядит громоздко? Не сомневайтесь, так оно и есть. Однако возможность перекроить мировую историю настолько заманчива, что игра способна отнять не один день и даже не одну неделю вашей жизни. То, что вы прочитаете чуть ниже по тексту – не досужий бред, а лишь пример удачно завершенной игровой партии в Civilization IV.
С древних времен русская цивилизация славилась своими религиозными традициями. Ловить рыбу они научились значительно позже изобретения медитации. В Южной Африке, на территории первобытного русского государства, были изобретены такие религии, как буддизм, индуизм и иудаизм, которые, однако, не получили популярности ни в государстве, ни в мире. Приблизительно в пятисотом году нашей эры Российская Империя вступила в эпоху Ренессанса. В этот период в городе Урюпинске были возведены такие памятники искусства, как Сикстинская Капелла и Кремль. Уроженец Российской Империи, Леонардо да Винчи, первым совершил кругосветное путешествие и основал первую колонию – город Американск, который, однако, через пятьдесят лет был захвачен племенем диких варваров. Долгие годы Америка была недосягаема для мировых цивилизаций, пока в 1810 году сразу три (Российская, Египетская и Германская) Империи не начали территориальную борьбу за этот континент, безжалостно тесня первобытные племена при помощи тяжелой бронетехники.
Вообще, XIX век стал судьбоносным для общества: именно в это время были изобретены радио и телевидение, совершен ряд открытий в области атомной физики и биологии. Ближе к концу столетия появились первые компьютеры, а в тридцатых годах XX века человечество начало освоение космоса.
Все могут короли
Именно на событиях и основан геймплей игры, который, к слову, практически не изменился со времен выхода оригинальной Civilization в 1991 году. И это отнюдь не является недостатком: отработанная концепция всегда находит свою аудиторию. Тем не менее, существует ряд заметных нововведений, о которых непременно стоит рассказать.
Тенденция упрощать все и вся добралась и до Civilization. Впрочем, это и к лучшему: отныне не нужно посвящать себя копанию в сотне различных окон статистики и высчитывать параметры при помощи калькулятора. Теперь вы управляете лишь генеральной "программой партии", а всю мелкую работу за вас сделает благодарный плебс – если вы, конечно, того захотите. Например, у рабочих существуют несколько программ поведения, активизировав которые, вы сможете забыть о том, что вам нужно строить фермы или рубить дрова. А, допустим, разведчик пробежит через весь континент по нажатию всего лишь одной кнопки. То же самое и во всей игре – не нужно закапываться в интерфейсе, чтобы ваше государство успешно развивалось. Одним словом, все стало удобнее и проще.
Что еще? По-настоящему сильная нация порождает великих людей. Для определения периодичности их рождения в игре есть специальный параметр. Когда он достигает определенной величины, появляется какой-нибудь Михаил Ломоносов или Моисей. Эти ребята могут помочь в исследовании важных технологий, или ускорить развитие науки, или сотворить величайший шедевр, повышающий культурный уровень нации, или, наконец, просто осесть в каком-нибудь населенном пункте, обогатив его своим присутствием. Собравшись же небольшой группой, великие люди могут организовать для вашей цивилизации Золотой Век, в течение которого вы будете получать повышенную дозу полезных ресурсов. Одним словом, сплошная выгода.
Далее по списку у нас идут военные действия. В новой части игры все боевые единицы зарабатывают опыт, растут в уровнях и получают бонусы к характеристикам – например, вы можете повысить юниту защиту в городе. Или увеличить наносимый урон. В общем, есть из чего выбрать. Впрочем, ролевая составляющая не играет в сражениях определяющую роль – балом здесь по-прежнему правят количество и тип войск.
Ну и самое, пожалуй, заметное нововведение в геймплее – религия. Это нехитрое, казалось бы, новшество сильно влияет на игровой процесс. С одной стороны, религия – это залог государственной стабильности. В городах, где распространена государственная религия, меньше недовольных, а строительство монастырей и храмов только делает народ счастливее. С другой стороны – это элемент политического давления: государства с религией, отличной от вашей, будут относиться к вам заведомо хуже, но их можно и принудить принять вашу веру. В общем, религия в Civilization IV значит очень и очень немало.
Лицо цивилизации
Но, разумеется, мы никак не можем оставить без внимания нововведение, которое в первую очередь и бросается в глаза: игра обогатилась еще одним измерением. Проще говоря, она полностью трехмерна. Движок пусть и не блещет запредельными характеристиками, но способен просто порадовать глаз. Анимацию можно оценить только в динамике, но поверьте на слово: красиво. Просто приятно посмотреть на крутящиеся лопасти ветряной мельницы или неспешно бродящих по равнине слоников. Обозревать, кстати, можно хоть с высоты птичьего полета – возможности по масштабированию весьма высоки. К сожалению, с комфортом наслаждаться видом окрестностей вряд ли удастся: игра тормозит, и довольно-таки заметно. Уже сейчас разработчики выпустили патч на 45 мегабайт, но помогает он слабо.
О музыке, если позволите, ничего не будем говорить. Это просто надо услышать. Хотя, опять же, ничего сверхъестественного в ней нет. Просто – классика.
***
Больше сказать, по большому счету, нечего. В конце концов, мы имеем дело с одной из величайших игр в истории индустрии. И не потому, что она в свое время совершила жанровую революцию. И даже не потому, что она продается многомиллионным тиражом. Просто потому, что она подарила нам много приятных часов. Встречайте, друзья, это – Civilization IV.
Геймплей: 9 Графика: 9 Звук и музыка: 10 Дизайн: 10 Оценка автора: 9 Итог: 94%