Приписка Sid Meier’s в названии уже давно стала гарантом качества игры. Не вышло еще ни одного проекта, который бы очернил славу Сида Мейера. И первое дополнение к Civilization IV непременно займет умы поклонников серии на многие вечера. Но настолько ли хороша игра, чтобы рядовой покупатель именно с нее решил начать знакомство с «Цивилизацией»?
Большая шестерка
Ошибочно считать, что add-on – это всего лишь сухая приправа из новых карт, строений и юнитов к основному блюду. Фанаты постоянно придумывают и рисуют для любимой игры занятные сценарии и задания, а иногда переделывают ее до неузнаваемости. Однако при этом не просят по $30 у других поклонников, как это делают издатели. И ребята из Firaxis, к счастью, не отделались пачкой дополнительных миссий и ресурсов, а попытались изменить некоторые правила и возможности Civilization IV.
Присоединить к своей империи небольшой отрезанный от родины чужой городок почти невозможно.Все чудеса света, построенные в городе, честно отображаются на карте.
Когда дело доходит до выбора стороны, приятно удивляет разросшийся список доступных цивилизаций. К дележке мира присоединились викинги, кельты, корейцы, карфагеняне, турки и зулусы. Солидная подборка, если учесть, что от продолжения иных стратегий не дождешься и одной новой расы. Но, к сожалению, после внимательного изучения выясняется, что различий у держав совсем немного. Всего один особый юнит (как правило, появляющийся в ранних эпохах), пара лидеров и начальные открытия в науке. Религиозных предпочтений у наций тоже нет, поэтому не удивляйтесь, если вдруг Германия примет буддизм и призовет вас последовать ее примеру.
Впрочем Warlords может потешить не только новыми участниками в гонке цивилизаций. Прежде всего стоит обратить внимание на изумительные сценарии. Их столько же, сколько и новых сторон в игре – полдюжины. Но каждая из этих небольших кампаний по-своему преображает игру, подстраивает ее под исторические события. Чтобы сделать сюжет в таких миссиях более-менее правдоподобным, авторы исключили лишние страны, ограничили число ходов и даже обкорнали древо технологий! Вряд ли такие смелые решения понравятся прожженным поклонникам Civilization, которые привыкли медленно, но верно вести покорение планеты за кружкой горячего чая. Но и разработчиков понять тоже можно. Иначе бы получилось, что древние афиняне въехали б на танках в Спарту и завоевали таким образом всю Грецию. В сценарии же о викингах вы занимаетесь только тем, что разоряете города, устраиваете разбой на море и наводите ужас на всю округу. При этом даже о базовом развитии родных поселков и о науке речи не заходит. А это совсем не вписывается в правила старой доброй Civilization, которая славится своим въедливым взглядом на все периоды жизни народов.
«Ни шагу назад»
Один из новых лидеров в дополнении – товарищ Сталин. «Цивилизация» его не видела уже 15 лет. Во второй и третьей части русских представляли цари из династии Романовых, а о грозном товарище Джугашвили постарались больше не вспоминать. Того и гляди, сделают Адольфа Гитлера лидером немецкого народа в следующих частях.
Генералы искусственных цивилизаций
И все-таки, почему дополнение называется именно так? Все дело из-за нового юнита – генерала, который называется в игре именно Warlord. Если помните, в Civilization IV в городах рождались великие люди, которые значительно продвигали вперед науку, развивали культуру и делали научные открытия. Генерал, по сути – та же «выдающаяся личность», только пользу приносит исключительно армии. Он ведет в бой ваши полки, повышает боеспособность солдат, увеличивает число заработанного опыта или же оседает в городе и открывает военную академию. Самое интересно, что появляется в городах такой вояка не часто, и вы рискуете пройти игру, не встретив его ни разу.
Но многое дополнению досталось в наследство из предыдущих частей. Например, знаменитое проклятье, давно преследующее серию. В Civilization IV: Warlords по-прежнему не имеет значения, в какую эпоху натренировали ваших солдат. Противник в набедренной повязке не моргнет и глазом, когда воткнет копье в ваш драгоценный танк и разнесет его в клочья. Не стоит ждать легкой победы, когда выдвигаете вооруженную винтовками кавалерию против рыцарей из прошлого столетия с музейными мечами. Неважно чем вооружены ваши бойцы, значение имеет лишь их полоска здоровья и сила удара. Так что если уж вы затеете войну, трижды подумайте и рассчитайте силы.
«Манхэттенский проект» – чудо света наряду с пирамидами, Статуей Свободы и Висячими садами.Как ни странно, но взрыв атомной бомбы уничтожает только город, но никак не армию противника. Warlords вряд ли пробудит страсть к истории у случайных игроков – четвертая часть с add-on’ом сверху, как не крути, не слишком уж изменилась. Но поклонники «Цивилизации» найдут ее отличным поводом завоевать мир еще разок.
На побегушках у врага
Война в Civilization IV – дело очень хлопотное и сложное. Раньше приходилось давить врага со всех сторон, отбивать каждый его город и спешно расширять границы, чтобы опередить другие страны. В Warlords противник может сдаться, если проигрыш очевиден. Тогда он становится вассалом, которого можно, например, натравить на более сильного врага, а потом и самому ввязаться в драку.