Год назад многие игроки мысленно поставили крест на серии Championship Manager. Ее разработчики из Sports Interactive очутились под теплым крылом компании Sega и создали собственный Football Manager 2005 (масса положительных отзывов и почетные бирки «Editor’s Choice» - в наличии), а консервативные брендовладельцы из Eidos принялись в срочном порядке искать подходящих людей на место перебежчиков. Как результат: известная марка отдана в крепкие руки сотрудников Beautiful Game Studios, которые и завершили процесс творения Championship Manager 5. Как ни странно, эта игра - наилучшее подтверждение известной поговорки: "какие труды - такие и плоды".
Копипаста
Разработчики трудились над проектом, мягко говоря, не в поте лица. Интерфейс (поверьте, очень удобный) и визуальное исполнение позаимствованы у Football Manager 2005 – стойкое чувство дежа-вю не покинет вас ни на секунду. Двумерные кружочки символизируют футболистов. Они неспешно передвигаются по зеленому полотну и демонстрируют собственный номер – словом, получилось в лучших традициях серии Championship Manager. Фамилии же высвечиваются лишь тогда, когда спортсмены находятся в считанных метрах от мяча… Неужели ребята из BGS не научились генерировать новые идеи?
«Креатив» и CM5 – понятия несовместимые. Таблица со сметой исполнена опостылевшим методом copy\paste, а банальные вариации тренировок клонят в сон. Вы можете указать приоритеты футбольных занятий, а уж ассистенты займутся их реализацией. Только зачем, скажите на милость, нужны десятки различных аспектов, если на деле используется лишь четверть из них?
Система трансферов осталась прежней. Предлагаете клубу определенную сумму, в случае согласия главки договариваетесь с самим игроком, и процедура купли-продажи на этом завершается. Скажем прямо, и этот элемент не блещет новизной.
Скучно и грустно
Игра вторична не только «снаружи», но и «изнутри» - геймплей также не изменился ни на йоту. Сначала выставляем тактические схемы, тренируем футболистов, а после – проводим турнирные и товарищеские матчи. Казалось бы, все нормально, разумно и соответствует известным канонам. Но отсутствие свежих идей можно простить только в случае нормальной реализации «обкатанных» годами идей. Увы, господам-разработчикам это удалось лишь отчасти.
База данных довольно обширна и располагает информацией об игроках из 40 различных стран (Украина и Россия среди них). Однако характеристики доброй половины спортсменов ну никак не соответствуют реальности. К примеру, лидеры киевского «Динамо» и запорожского «Металлурга» в Championship Manager 5 заслуживают звания типичных середнячков, в то время как самые «зеленые» и, прямо скажем, бесталанные господа получают высочайшие оценки.
С тактикой дело обстоит еще хуже. Вы можете лишь указать позиции своим подопечным, выбрать направления атаки, а после – благонамеренно отправиться восвояси. Ибо делать тут больше нечего. Помните многочисленные параметры в Football Manager 2005, позволявшие контролировать каждое действие команды? Забудьте. Их попросту нет. А это для футбольного менеджера звучит практически как приговор.
Но самым главным недостатком нашего сегодняшнего гостя является полнейшая рудиментарность экономической составляющей. Приведу простейший пример. Я по привычке начал свое «восхождение на трон» с уже упомянутого «Металлурга» (Запорожье) и, помня о тяжком финансовом состоянии клуба, решил обойтись без трансферов. Несколько поправок в составе, схема 4-4-2, упор на атаку – и на этом список директив подошел к концу. Однако моя (далеко не лучшая) команда без особых проблем вскоре оказалась на вершине турнирных таблиц и даже выиграла чемпионат. Зачем тогда, спрашивается, нужна вся эта чехарда с деньгами и трансферами?
Отдельно хочется упомянуть работу судьи – он назначает пенальти практически в каждом матче, зато травмы игроков случаются крайне редко. Понятное дело, настолько ужасно сбалансированные элементы несказанно раздражают, иной раз вызывая сильнейшее желание немедленно деинсталлировать игру.
Остальные аспекты также не заслуживают одобрения. Музыки нет, а так называемый «саундтрек» лучше вовсе отключить – сэкономить процессорные мощности для работы какого-нибудь Winamp.
Король мертв. Туда ему и дорога
От Championship Manager 5 неприятно отдает абсолютной вторичностью и явным желанием создателей сорвать куш на популярной тематике. Результаты продаж и вправду оказались неплохими. За это Eidos следует благодарить относительно давний выход игр-конкурентов и громкое, уважаемое имя CM. Не стоит тратить время на посредственные и скучные поделки, вроде этой, когда есть Football Manager 2005. На ближайший год он точно остается форвардом жанра «футбольный менеджер».
Геймплей: 4.0 Графика: 6.0 Звук и музыка: 4.0 Дизайн: 7.0 Оценка автора: 4.5 Оценка: 51%