Оторваться невозможно, всего пара вечеров, и все остается позади, воспоминания расплывчаты и состоят из бесформенных вспышек ярких красок, из солнечного света и свиста пуль, проносящихся где-то совсем рядом.
Это игра-приключение. Множество действующих лиц, постоянная смена места действия, самой манеры игры, настроения, наконец. Ураганный шутер и медитация в stealth-элементах, физические загадки (вместо пластиковых бочек сегодня на повестке дня деревянные ящики), разговоры и монологи, праведный гнев, золотая лихорадка... Нам предстоит попеременно играть роль двух главных героев, которые мало того, что совершенно не похожи друг на друга, так еще и являются смертельными врагами. Если бы компьютерные игры придумали на полвека раньше, то жанр вестернов болел бы хроническим перенаселением.
Эйфория – а еще ведь ничего толком не произошло.В истории человечества не один город был полностью уничтожен в процессе очищения от греха.
Останавливая мгновения
Билли – юный бродяга, в прошлом вынужденный покинуть родной дом, скитавшийся в бедности и решивший возвратиться в родные пенаты, обвиненный в преступлении, которого не совершал, и ставший таким образом живой мишенью.
Билли очень ловок – он отлично плавает, даже в горных реках с сильным течением, когда несет с такой скоростью, что первый же удар о камни превращает человека в медузу. Билли способен схватить кнутом выступающую ветку и взобраться по кнуту наверх, раскачаться, запрыгнуть куда-нибудь, а потом одним движением снять кнут. Билли неплохо управляется с лошадью, совершенно бесшумно пробирается сквозь кусты весьма малоприятного вида и способен замереть в тени, становясь почти невидимым, так что враг пройдет в десяти сантиметрах и даже не заметит его присутствия.
Очень много льющейся крови и открытых ран, и все это смакуется в замедленном времени, при этом игра почему-то вовсе не кажется жестокой.При всех своих достоинствах, Call of Juarez постоянно напоминает какие-то другие игры, фильмы – что угодно.
Второй персонаж, обличье которого нам предстоит принять, пастор Рэй – настоящая машина убийств, он проходит всеразрушающим ураганом, оставляя за собой горы трупов и обильно политую кровью почву. От вражеских пуль его спасает не только сила веры, но и надетая под плащ кираса (каждое попадание в которую игра заботливо отмечает в правом нижнем углу). А главный секрет огневой мощи – так называемый Concentration mode, «режим сосредоточенности», вариация на тему классического bullet-time. Время резко замедляется, зрение фокусируется на противниках, размазывая остальные несущественные детали, и по экрану движутся два прицела, слева и справа, навстречу друг другу (это Рэй достает револьверы и вытягивает их перед собой), и в таком режиме можно вести огонь из двух стволов независимо. Редкий противник успевает сделать ответный выстрел, не говоря о том, чтоб попасть куда-нибудь. Огонь вырывается из стволов, пули яркими метеорами пронзают воздух, брызги крови, сбитая шляпа взлетает вверх, противник исполняет танец смерти – зрелище сколь жуткое, столь и красивое.
Посреди всего этого хаоса пастор может взять в одну руку Библию, в другую ружье, и одновременно проповедовать словом и свинцом. Честно говоря, это просто невероятное пижонство, но таков уж персонаж.
Максимально эффективное использование имеющегося оружия – два врага, и у каждого на лбу перекрестие револьверного прицела. Одновременный выстрел из обоих стволов – и еще две души отправляются в чистилище. Счастливого путешествия, господа! Гэтлинг, оружие возмездия всему миру оптом, поскольку за адским пламенем разглядеть цель весьма проблематично. Просто обводим дулом места вероятного скопления противника, не отпуская гашетку. Жаль, Библию при этом вслух читать нельзя!
После почти неуязвимого Рэя снова играть за крадущегося Билли довольно тяжело, в первую очередь психологически: ведь если пастор самый сильный воин игры, то Билли самый слабый. Хотя слабость Билли все-таки несколько условна – наш тинэйджер запросто убивает кнутом волка и способен разобраться с целой стаей, оставшись без единой царапины.
Кстати, вместо аптечек – бутылки виски. Литр из горла, не отрываясь от текущих занятий, – и боец снова в деле, зарастет как на собаке. Выстрел в голову смертелен, а в тело нужно всадить пару-тройку пуль. Дробовик на большом расстоянии скорее царапает, чем ранит, а в ближнем бою становится самым страшным оружием.
Компас – наш рулевой
Что касается внешнего вида, то вне помещений игра очень сильно напоминает Oblivion, при этом ни в чем ей не уступая. Яркое солнце, густая листва деревьев, высокая трава, плотные заросли кустарника – здесь очень красиво и очень опасно. HDR делает свет ярче, а тьму чернее, но без неуемного фанатизма, присущего первым появлениям сей графической технологии, а глубина фокуса, размывающая то, на чем не сосредоточен наш взгляд, придает картинке совсем уж глянцевый вид.
Хотя большая часть игры проходит на открытом воздухе, и перед нами то и дело открываются виды на бескрайние дали, сойти с узкой сюжетной тропинки игроку не позволено. Компас, поселившийся в правом верхнем углу экрана, постоянно подсказывает, в каком направлении сделать следующий шаг, а специально для непонятливых дорога постоянно огорожена непреодолимыми преградами, пара метров в сторону – вот и вся игровая свобода. И хотя некоторая нелинейность в игре все-таки присутствует, свобода выбора крайне ограничена: расчистить путь огнем слева, или прокрасться справа, причем между дорогами от силы пара метров.
Убивать фермеров здесь не принято, а вот экспроприировать у них что-нибудь полезное зазорным не считаетсяНичто так не поощряет stealth-прохождение, как полное отсутствие патронов.
Пятна на солнце
Искусственный интеллект – традиционно слабая часть сюжетных шутеров. Наши соперники еще могут вполне убедительно играть жертву, когда Рэй с Библией и ружьем прокладывает себе путь сквозь орды грешников. Все, что в это время требуется от пушечного мяса, – это не стоять на месте и искать укрытие, либо же просто «качать маятник». Но роль охотников сама по себе гораздо сложнее, и в миссиях за крадущегося Билли противники постоянно показывают несостоятельность. Они не способны заглянуть за угол, даже если оттуда доносится пальба и истошные вопли. Даже если они заметили Билли и начали было гнаться за ним, стоит ему скрыться из виду на секунду-другую, как преследователи теряют к беглецу всякий интерес и возвращаются к своим делам.
Еще к игре можно придираться по поводу всяких мелочей – почему, например, при смене эпизода игра забывает, какое у нас было оружие, и вместо отлично работающих блестящих стволов выдает какое-то ржавое барахло?
Не покидает ощущение, будто игра не верит в собственные силы. Подобно способному ученику, который уже достиг уровня собственных учителей, но все боится признаться себе в этом и перейти на новый уровень, перестав заимствовать чужие идеи, и заняться поиском и воплощением собственных. Пожалуй, именно из-за этой постоянной оглядки на общие стереотипы, на то, что принято делать, а чего делать не стоит, из-за чрезмерно старательного перенимания уже существующих идей Call of Juarez нельзя назвать настоящим шедевром. Очень жаль, тем более что все остальное у этой игры уже есть, и существующие недостатки ее не особенно портят – все-таки не бывает игр совсем уж без недостатков.
Пастораль напоследок
Поиски мифических сокровищ Ацтеков, темные тайны из прошлого, дерзкое ограбление поезда, хорошие и плохие индейцы, высокие горы, яркое солнце, быстрые реки с опасными порогами, бои в катакомбах, ночные бури, где яркие молнии на мгновение заливают весь мир ярким светом и где свет может быть смертельно опасен.
Сюжет игры, вмещая в себя едва ли не все штампы жанра, при этом выглядит очень крепко, хотя и кажется порой, что роликам (все они, разумеется, выполнены на движке игры) не хватает хорошей режиссуры. Так, в самом начале игры сцена убийства шерифа очень неубедительна, поскольку трудно с наскока понять, почему те люди, что пришли вместе с ним, внезапно повернулись против него. И все становится на свои места, стоит только представить себе, как ту же сцену срежиссировал бы Серджио Леоне – как, столкнувшись с сильным противником (пастором, разумеется), шериф на мгновение теряет чувство превосходства над окружающим миром, и стая за его спиной, впервые чуя, что вожак слабеет, наносит неизбежный удар. Все это мы вынуждены додумывать, так что подача несколько смазывает сюжет.
Согласно последней моде, игре свойственны трогательные реверансы политкорректности. Уже в самом начале нас предупреждают, что здесь нельзя убивать невинных людей (как окажется потом, встретить таковых на Диком Западе удается весьма нечасто) и даже животных, в противном случае игра закончится. Первые же встреченные Билли индейцы обыскивают труп бледнолицей леди; «Наверное, индейцы-ренегаты», – бормочет себе под нос Билли, тем самым выдавая игроку лицензию на отстрел всех встреченных краснокожих на этом уровне.
Потому что при всей своей кажущейся кровавости это на редкость безобидная игра. И, разумеется, в конце ждет непременный хэппи-энд, деньги, любовь, примирение и всеобщая гармония. Не все, правда, доживут.
Метко брошенная горящая масляная лампа превратит ближайших противников в яркие подвижные факелы и перепугает остальных врагов. А хорошо брошенная незажженная лампа позволяет вам выстрелом произвести детонацию в любой удобный вам момент.
Удар хлыста воздействует на конечности противника, выбивая оружие у него из рук и почву у него из-под ног. Лежащий безоружный враг куда более угоден Богу, нежели вооруженный и крепко стоящий на ногах противник.
Даже если цель одна, есть множество различных путей ее достижения. Оружием является не только то, что блестит. Удар стулом может быть не менее эффективен, чем пуля.
Пуля не может изменить свою траекторию, а цель свободна в движениях. Меткость есть не столько заслуга стрелка, сколько ошибка цели, которая не смогла своевременно уступить пуле путь. Вспомните об этом во время дуэлей!
Метко прочитанная цитата из Библии способна отправлять отпетых грешников прямиком в ад, минуя чистилище.
1285 Прочтений • [Обзор игры Call of Juarez] [11.04.2012] [Комментариев: 0]