Вообще-то Braid вышла полгода назад еще на Xbox Live Arcade. Этот новаторский и эстетически безупречный платформер с глубоким сюжетом появился на свет благодаря американскому разработчику-экспериментатору Джонатану Блоу (Jonathan Blow). Разговоры о PC-версии начались сразу после консольного релиза, дата выхода несколько раз переносилась. Но все хорошо, что хорошо кончается:
в начале апреля игра все-таки была опубликована, хоть и не на дисках, а по каналам цифровой дистрибуции (все нужные ссылки вы легко найдете на официальном сайте). Мы уже играли в пресс-версию (впечатления – в прошлом выпуске инди-рубрики), а теперь еще более подробно расскажем, почему Braid – одна из самых важных маленьких игр последних пяти лет.
Braid находит элегантные решения двух важнейших проблем независимых игр: визуальной простоты и незамысловатого геймплея. Если внимательно взглянуть на рубрику Indie Games, то можно понять, почему в ней мы не ставим оценки. Большинство проектов, о которых там рассказывают, – это либо игры с концентрированной идеей (как правило, гениальной), но абсолютно без контента
(без красивой графики, музыки, даже уровней), либо чудеса дизайна, на первый взгляд не имеющие отношения к компьютерным играм и работающие именно на отрицании всех канонов. Медитативные, заставляющие подумать, великолепные – однако без геймплея.
Самый первый пример управления временем: нужно упасть в яму, завладеть ключом и... вернуться в прошлое.Уровень Hunt. Для открытия двери, ведущей к кусочку пазла, нужно перебить всех головастых чудиков.
Но. Braid выглядит и звучит потрясающе – мы бы не обиделись, даже если бы это был дословный пересказ Super Mario Bros. Но игра крошечной команды разработчиков Number None предлагает две важные идеи: игровой
процесс, основанный на управлении временем, и сложную сюжетную линию. Когда они сливаются воедино, получается абсолютная гармония. Когда эти компоненты взаимодействуют – Braid сносит крышу.
Нет, мы видели в истории электронных развлечений удачные трюки со временем (см. Prince of Persia или Timeshift или даже гонки Race
Driver: Grid), но все это не меняло игровой процесс. «Принц Персии» оставался крайне удачным акробатическим изысканием, Timeshift – занятным восточноевропейским шутером, Race Driver: Grid–
безупречным гоночным симулятором. Braid же немыслима без перемотки времени.
Формально перед нами платформер. С нелепыми врагами (на них надо прыгать), похищенными принцессами и плотоядными цветками, растущими в водопроводных трубах. Однако очень скоро выясняется, что не все так просто: главный герой в пиджаке и при красном галстуке (парня зовут Тим) спасает свою любовь. Появляется серьезный драматический подтекст и одна маленькая закономерность: принцесса всегда в другом замке.
«Привет, друг. Извини, но принцесса в другом замке».Шаг влево – и время двинется вспять.
А потом выяснится, что можно управлять временем – отматывать его назад и вновь направлять вперед, с любой скоростью. Нужно решать загадки, чтобы собирать кусочки пазла (тонкая ирония разработчика). Ну, а собранные воедино картины жизненно важны для попадания в последний из шести миров. Есть боссы (совершенно необязательные) и свои законы времени и пространства для каждого уровня. Где-то время подчиняется движению персонажа: стоит развернуться – и мир пойдет вспять вместе с вами. В ином мире Тим
оставляет за собой призрачного фантома, который, тем не менее, способен влиять на реальность. Некоторые предметы, например важные ключи или движущиеся платформы, могут запросто игнорировать перемотку времени. Когда понимаешь, как всем этим пользоваться для решения головоломок, испытываешь подлинно детский восторг.
Задачки в Braid непросты и требуют понимания законов текущей вселенной. Этим игра очень напоминает Portal: постоянно приходится учиться думать по-новому. Геймплей изящно переплетается с сюжетом, музыкой и графикой – акварельный
мир замирает, симфоническая мелодия меняет тембр, скорость и играет вспять, на заднем плане желтые листья падают снизу вверх. Именно этого и не хватало инди-играм – гениальной идеи, обрамленной такими простыми и изящными вещами, как графика, музыка и сюжет. Алмаз недостаточно просто огранить – ему нужна оправа. Braid – именно такой бриллиант, замечательное
украшение для всей нашей индустрии. Пропустить ни в коем случае нельзя.
P.S. Braid идеально управляется с клавиатуры. Геймпад от Xbox 360 поддерживается в полной мере, но подключать его совершенно не обязательно.
1006 Прочтений • [Обзор игры Braid] [11.04.2012] [Комментариев: 0]