Сразу после выхода оригинала стало ясно, что сиквелу – быть. Его ждали ещё прошлой осенью, но появился он только сейчас. Опоздал? Отнюдь. Лишь задержался, чтобы показать, как именно должна выглядеть настоящая стратегия по мотивам Второй Мировой.
Задачки на смекалку
На первый взгляд «Блицкриг 2» кажется слишком простым, особенно по сравнению с первой частью. Миссии чересчур податливы и проходятся с первой попытки – даже забываешь о существовании функции сохранения. Да, игра стала доступнее, но упрекать ее в попсовости или аркадности ни в коем разе нельзя. Попса, дорогие друзья, это когда два танка обмениваются точными попаданиями в течение полминуты. Здесь же – упрощённый оригинал. Если уровни кажутся излишне лёгкими – пожалуйста, играйте на «пределе», старайтесь обходиться без потерь.
Главное преимущество сиквела – в разнообразии. Его сложность маневрирует от элементарной до тяжёлой, причем переходы получаются очень изящными. Всё дело в измененной системе подкреплений. Отныне новые войска прибывают не только по велению скрипта, но и по щелчку мыши в соответствующем меню. Естественно, количество доступной техники ограничено, и вам придётся беречь каждый отряд для заключительного сражения (об этом ниже). Однако в совсем уж критических ситуациях даже единичное использование подмоги спасёт всю операцию. Опять-таки, свобода выбора. Не хотите утруждать себя тем, как вот этими двумя несчастными танками освободить полгорода? Пожалуйста, наберите с полтора десятка боевых машин и устройте аналог Command & Conquer. А можно вообще не требовать подкреплений и с головой погрузиться в тактику. Приведем пример конкретной ситуации.
Мост. Дождь. Во что бы то ни стало, нужно перебраться на левый берег. Однако слева и справа единственную переправу охраняют вражеские артиллерийские установки. Вокруг установок – окопы, а в центре неприятельского расположения – танки. Ваши действия, будь вы в первом «Блицкриге» ? Так, погода нелётная, авиацию не вызвать. Выданные руководством Т-34 только зря угробим, пехота – сами понимаете. Остаётся уповать только на чудо-снайперов, которых невидно и неслышно. Итак, выхода два: либо стрелком вынести артиллеристов, либо, многократно загружаясь, пытаться что-то предпринять танками. Теперь посмотрите, сколько решений предлагает «Блицкриг 2» . Мы вольны запросто вызвать что-нибудь тяжёлое, вроде T-35 и, не жалея его брони, расстрелять неприятелей. А можем сами использовать артиллерию, либо (при должном умении одного из командиров) обрушить десантников в тыл врага. Заметили, что я и словом не обмолвился про снайперов? Правильно, этих уберсолдат, координаторов всего и вся, отправили куда подальше. Отныне всё выглядит максимально честно и заставляет игрока генерировать новые идеи.
Я вскользь упомянул командиров. Отныне каждый род войск имеет назначаемого вами командующего. Чем чаще вы используете, допустим, Т-28, тем быстрее он набирает опыт, зарабатывает повышение, а вместе с этим – новые возможности для техники. Танки смогут стрелять, не останавливаясь для прицеливания, патрулировать местность, приобретать дополнительные способности (например, «мобильная крепость»)…
Несмотря на серьезные геймплейные нововведения, сиквел может похвастаться четко выверенным балансом. Универсального юнита не существует. Пехота научилась строиться и штурмовать здания, но она совершенно беспомощна против танков. Которые, в свою очередь, быстро уничтожаются под огнём САУ, однако самоходки не способны что-либо противопоставить подобравшимся вплотную солдатам. «Катюши» обладают убийственной мощью, но чересчур уязвимы. Принцип «камень-ножницы-бумага» традиционно действенен.
Variations everywhere
Каждая из трёх кампаний (за США, Германию и СССР) поделена на главы, в которых нам дозволено выполнить, скажем, четыре задания. Для открытия заключительной баталии необходимо успешно справиться с тремя. Причём они сильно разнятся как по сложности, так и по сути своей. То защищаем поезд, то препятствуем врагу потопить грузовые судна, то освобождаем город, а то и как можно быстрее ищем способ нейтрализовать вражеские гаубицы. Появились чисто пехотные и морские сражения. При одних обстоятельствах откровенно стыдно вызывать подкрепление, другие же полностью построены на её грамотной расстановке.
Не только всевозможные боевые ситуации поддерживают интерес, его обеспечивает и довольно дикое для поклонников предшественника слово «зрелищность». Оборона Севастополя навсегда вам запомнится, ибо такого не могла показать еще ни одна RTS. Когда десятки танков с разных флангов начинают уничтожать дальнобойные орудия; когда артиллерия оставляет лишь стальной остов «Студебеккера» от единственной надежды – «Катюши»; когда вражеские солдаты закидывают последний Т-28 гранатами, начинаешь не просто верить в происходящее на экране – ты буквально ощущаешь себя там, считаешь секунды до следующего подкрепления.
Отдельных слов заслуживает дизайн. Карты просто великолепны, каждая миссия запоминается, но больше всего поражает обилие мелких деталей, ничуть не меньшее, чем в «Сталинграде» : на верёвках висит забытое бельё, рядом с забором копошатся поросята, а каждые три сотки по-своему уникальны. Но подождите, меняется и ландшафт. Заснеженное Подмосковье чередуется вечнозелёным Крымом, а Филиппинские острова – сухими африканскими пустынями. Прогресс по сравнению с первой частью на лицо.
Two years after
Тем не менее, после «В тылу врага» и Codename: Panzers (особенно недавней Phase Two) скриншоты смотрятся достаточно мило, но не более. «Нивал» и не планировал сделать из «Блицкрига 2» оплот передовых графических технологий, хотя вполне мог (посмотрите на «Операцию Silent Storm» ). Видно, что создатели просто-напросто хотели сохранить тот уникальный стиль, навеянный ещё «Противостоянием» . Скажем прямо – у них получилось. Поначалу всё кажется слишком ярким, но это лишь следствие насыщенности текстур (а не сумбурного коричнево-зелёного цвета). Спецэффекты – выше всяких похвал. Попугайская палитра тех же Panzers вовсе не показатель качества графического исполнения.
Звук заслуживает ещё большего восхищения, хотя здесь я промолчу, обзор и так получается излишне приторным. Лучше отведу пару комплиментов музыке, написанной в духе первой части. Запоминающиеся, пафосные, но свои и обостряющие чувство патриотизма мелодии снова с нами.
***
«Блицкриг 2» – это тот же «Блицкриг», правда, со смягчёнными правилами. С другой стороны, никто не мешает вам изменить эти правила по своему усмотрению. Не верьте тем, кто делает грязные намеки на аркадность. Nival чётко знает своё дело, он преподнёс не раз виденные события в несколько иной перспективе, но ни в коем случае не отошёл от былых достижений.
Я уже упомянул главное слово в характеристике проекта – «разный». Простой и сложный, зрелищный и суровый, умный и красивый. Постоянно меняется всё: от характера заданий до места их действия и путей исполнения. Сильная техническая сторона всё это только приумножает, даруя игроку одну из лучших RTS когда-либо созданных.
Геймплей: 9.0 Графика: 8.0 Звук и музыка: 9.0 Дизайн: 9.0 Оценка автора: 9.0
Итог: 90%
2124 Прочтений • [Обзор игры Блицкриг 2] [11.04.2012] [Комментариев: 0]