«Черное зеркало» – проект неординарный не только сюжетом, но и исполнением. Западной прессой недооцененная, отечественной – перехваленная, игра является отличным примером атмосферного квеста с оригинальной и совсем не голливудской концовкой. В общем, она и стала камнем преткновения: насмотревшись на сломанные мечи, публика ждала совсем другого.
Но другого не дано – несмотря на все геймплейные недостатки, вместо набивших оскомину жвачек с ожидаемыми финалами и причесанными под гребенку диалогами чешская Future Games сделала отменный нуар-детектив. А затем повторила успех, выпустив адвенчуры «Нибиру: Посланник богов» и «Герой» и показав, что других игр разработчики делать не умеют. Несколько подпортила впечатление слабенькая «Reprobates: Вторая жизнь», но фанаты простили чехам все. Поэтому известие о разработке «Черного зеркала 2» другой компанией сообщество немало обеспокоило. Как оказалось, напрасно – Cranberry Production справилась с задачей на отлично. Итак, год 1993.
«Случайная» встреча с очаровательной незнакомкой. Не так ли начинается львиная доля всех литературных сюжетов?Незаконно пробраться на место преступления? Дэррен считает, что цель оправдывает средства. И не в последний раз.
Другая Англия
Знакомьтесь – Дэррен Майклс, студент-физик Бостонского университета, приехавший на каникулы к маме в Биддфорд, штат Мэн. Казалось бы, какая связь между Новой Англией, старинным особняком Блэк-Миррор и городком Уиллоу-Крик, откуда стремятся уехать даже коренные жители? Разве что постоянные дожди да уклад жизни: если бы не новенькие 486-е в полицейском участке Биддфорда, можно было бы подумать, что за окном шестидесятые. Единственное развлечение здесь – вечера танцев для тех, кому за сорок, а Дэррен вынужден коротать время, подрабатывая в магазинчике фототоваров, который по совместительству является фотоателье, фотолабораторией и домом хозяина. Замените предохранитель, сходите за посылкой, передайте записку – по сравнению с завязкой «Черного зеркала» начальные поручения вгоняют в зеленую тоску и одновременно являются крайне затянутым обучением. Туториал тщательно разжевывает особенности управления и назначение двух с половиной клавиш: одна из них позволяет указать все объекты на экране, избавляя игрока от необходимости обшаривать картинку курсором. Однако здесь нет пиксель-хантинга, ненавистного всем поклонникам адвенчур, так что «подсветка» активных зон является не жизненно важным элементом геймплея, а удобством, призванным сохранить время игрока.
Блэк-миррор по-русски
Адаптацию игры на русский сделала компания Lazy Games, в портфолио которой локализация практически всех квестов, вышедших в России за последние 5 лет: от «Сломанного меча» до Still Life 2 и новой Runaway, работы над которой еще кипят. Придраться к переводу «Черного зеркала 2» практически невозможно: если в любимой «Сибири» от «Логруса» за всю игру я нашел одну грамматическую ошибку, тут их не обнаружилось вовсе. С другой стороны, некоторые фразы звучат не очень красиво – спишем это на разговорную речь, ведь основной объем текста составляют диалоги.
Наконец, разочаровывает традиционная для русских локализаций нехватка голосов. Актеры честно отработали хлеб с икрой, но уникальный голос достался только Дэррену (Кирилл Радциг), остальных персонажей (а их без малого три десятка!) озвучили шесть человек. Не сказать что это так уж заметно, но некоторые герои кажутся близнецами: особенно не повезло деревенскому дурачку Бобби и психбольному Ральфу – в их речи и отличий только, что первый заикается. На скриншоте снизу – половина персонажей игры.
Замок не обязательно должен быть мрачным. Миф развеян! Этот сюжет непременно должен попасть в передачу Адама и Джейми.Пятнашки можно встретить в каждой второй адвенчуре, а то и чаще. Почему же, почему?
Неоклассика
Даже без этой функции «Черное зеркало 2» по меркам классических квестов крайне проста: Дэррен тщательно вносит в журнал все задания, снабжая их подробными комментариями, а на легком уровне сложности доступны дополнительные подсказки (при желании они включаются и в режиме нормальной игры), а также возможность пропускать головоломки. Два вида «пятнашек», составление фоторобота и соединение клочков порванной записки в связный текст, вскрытие замков и сейфа, подбор комбинаций для различных ящиков и дверей, мини-игра «загоните шарик в лунку»... Набор почти стандартен, как и способы разгадки, но для решения некоторых пазлов придется запастись ручкой и бумагой – держать данные в уме или постоянно заглядывать в дневник не очень удобно. Комментарии Дэррена здорово облегчают любую задачу: как и Брайан из Runaway, наш герой чрезмерно словоохотлив и может выдать минутный диалог там, где хватило бы пары слов. Но он, в отличие от мсье Баско, гребет в инвентарь все подряд, даже ненужные в данный момент вещи. Разработчики и сами понимают юмористичность ситуации: кульминацией апофеоза становится фраза в духе «шланги меня уже не раз выручали, и сейчас возьму». Лишь за очень редким исключением Дэррен отказывается брать предметы, которые понадобятся далее. Действительно, бостонские студенты не настолько глупы, чтобы прятать в карман напольные весы или бесполезный медальон китайского сувениропрома, не находя им должного применения. С другой стороны, подобная рассудительность не мешает мистеру Майклсу прихватить надувную лодку или ржавую трубу – мало ли… Самое забавное, какое применение находится потом этим вещам. А еще говорят, клептомания – плохо.
Фотолаборатория
Дэррен – фотограф-любитель, поэтому и устроился на лето работать в фотоателье. Парень повсюду таскает с собой фотоаппарат и пускает его в ход при любой оказии. Фотографируя особые предметы, которые встретятся на пути героя (какие именно, определяется только ненаучным тыком – это может быть любая вещь на экране), вы сможете открыть различные изображения (в основном, наброски локаций и персонажей) и пять мини-игр. Интересно видеть, что системы достижений добрались даже к такому консервативному жанру, как двухмерный квест.
Кроме того, камеру придется использовать и в сюжетных целях – сделать фотосессию прекрасной девушки. Мало того, придется проявить пленку (к счастью, тут достаточно пары щелчков мышью) и отпечатать фотографии: зарядить в фотоувеличитель негатив, положить под него фотобумагу, затем подержать ее в закрепителе, промыть и высушить. Процесс превращается в мини-игру, поскольку длительность действий приходится подбирать вручную. Задача – сделать фотографию с правильными контрастом и яркостью, и так для нескольких снимков. Хорошо хоть, все 36 фотографий не заставили печатать. Кстати, этот эпизод – один из многочисленных намеков разработчиков на то, что технический прогресс не стоит на месте.
Видеоролики не идеальны, зато не так сильно контрастируют с картинкой во время игры.Магазинчик старьевщика Эдди – слепого ветерана Вьетнамской войны, который считает своих сверстников последним достойным поколением.
Почти герой
Несмотря на завидную смекалку и знание физики, Дэррен не станет примером для подрастающего поколения, ведь даже его цель вряд ли оправдывает средства: обманывать, шантажировать, красть, портить, пробираться на запретную территорию – всю игру юноша только и делает что нарушает правила приличия и всячески пакостит. Даже в редкие моменты, когда герой помогает кому-то кроме себя, гордости за него не испытываешь – как и у Незнайки с волшебной палочкой, три добрых дела являются прелюдией к череде всяческой ерунды. Дурное наследие Сэмюэля – несмотря на благие намерения, тот в «Черном зеркале» вел себя так же, и мы знаем, чем все закончилось. Но пока мы в Биддфорде, события развиваются со скоростью медленно ползущего верблюда: лишь после неожиданной смерти Фуллера – работодателя Дэррена – история начинает двигаться по спирали. Читатель наверняка догадывается, что в конечном итоге сюжет приведет нас в Уиллоу-крик и к замку Блэк-миррор, поэтому мы не будем считать это спойлером и отправимся в Англию.
После первой главы я в дневник Дэррена не заглядывал – и так все понятно.Наследить в ванной, чтобы занять служанку уборкой и тем самым отвлечь? Гадко, подло, но это наш метод.
В предыдущих сериях (спойлеры!)
1981 год. После 12 лет отсутствия Сэмюэль Гордон возвращается в родовое поместье, чтобы расследовать загадочную смерть своего деда Уильяма, который якобы совершил самоубийство, выбросившись с самой высокой башни замка. В эту версию верят все, кроме Сэмюэля, которого после возвращения в замок начинают мучить кошмары и ужасные видения. Позднее мы узнаем и причину, по которой наследник покинул семейное гнездо: в 1969 году его жена погибла в пожаре, уничтожившем левое крыло замка. Причины возгорания так и остались невыясненными.
Вскоре после возвращения Сэмюэля в округе начинают происходить загадочные и ужасные события. С каждым шагом приближаясь к разгадке, герой узнает страшную правду: это он совершил серию жестоких убийств, не погнушавшись расправиться даже с двенадцатилетним мальчиком Виком. А видения Сэмюэля – и не видения вовсе, а подсознательные воспоминания о содеянном, причина которого так и осталась не до конца раскрытой. Действительно ли поступки Сэмюэля определяла некая мистическая сила или он просто был сумасшедшим? Является ли род Гордонов проклятым или это лишь местечковые предрассудки? Наконец, какова роль тайного ордена, основанного в городишке Уиллоу-крик, который находится рядом с поместьем Блэк-миррор? Концовка первой части определенно удалась: забегая вперед, можно сказать, что сюжет второй стоил того, чтобы ждать «Черное зеркало 2» шесть лет.
Местный городишко встречает так же, как и штат Мэн – дождем и вынужденным знакомством с местными жителями. Но благодаря багажу накопленных вопросов на этот раз все проходит гладко: не успеваешь посмотреть на часы, как уже начинается новая глава, предлагающая свежие загадки о прошлом и будущем семьи аристократов Гордонов. Ответы ведут к новым тайнам, друзья превращаются во врагов (и наоборот) в таком темпе, что и сериалу «24 часа» не снилось, а за каждым поворотом Дэррена поджидает game over и ужасный во всех смыслах ролик со смертью персонажа. В отличие от оригинала, где такие моменты могли здорово «осчастливить» Сэмюэля и игрока, последний раз сохранившегося полчаса назад, «Черное зеркало 2» прощает любые ошибки, делая автосохранение аккурат перед отправлением в мир иной. Посещение канализации превращается в легкую прогулку, побег от фанатиков – в размеренное щелканье кнопкой мыши, а финальная загадка – в интерактивного «Индиану Джонса» со страховкой. Впрочем, грех жаловаться на экшн-сцены в квесте, где во главу угла ставится сюжет, лишь завязку которого можно рассказать без спойлеров. Где характеры персонажей правдоподобны, но не гротескны, а поступки героев повинуются логике, хотя и не всегда очевидны. Где диалоги несколько затянуты, но передают драматизм ситуации и искрят черным юмором, отсылая как к событиям игры, так и к фактам, которые Дэррен в 93-м году знать просто не мог. Наконец, концовка почти умудряется удивить и – давайте договоримся, что это тоже не спойлер? – намекает на продолжение истории. Да и кто бы сомневался – ждем Black Mirror 3, действие которой развернется в 2005 году?
О компании
1997. В Ганновере, на родине крупнейшей в мире компьютерной выставки CeBIT и культовой хард-рок группы Scorpions, Ларс Мартенсен (Lars Martensen) и Тобиас Северин (Tobias Severin) основывают компанию 4HEAD Studios.
2002. Выходит Europa 1400: The Guild – симулятор средневекового бизнесмена, тепло принятый игроками, несмотря на многочисленные баги. Спустя четыре года 4HEAD заканчивает работу над The Guild 2.
2007. Немецкий издатель dtp entertainment покупает 4HEAD и переименовывает ее в Cranberry Production. Первым проектом компании под новой вывеской становится Mata Hari – адвенчура со знаменитой танцовщицей и шпионкой в заглавной роли.