Bionic Commando Rearmed – игра не новая. Первая (и до последнего времени единственная) часть появилась ровно 20 лет назад, в далеком и прекрасном 1988 году, на восьмибитной игровой консоли NES (у нас куда более известной как «Денди»). Она, в свою очередь, была творческим переосмыслением одноименной игры для игровых автоматов,
вышедшей годом ранее, – короче говоря, корни проекта уходят так глубоко, что, как говорил классик, корней-то почти и не видно.
Привет, прошлое!
Тем не менее к юбилею бренд решено было реанимировать: этим летом выходят целых две игры под именем Bionic Commando. И если первая представляет собой высокотехнологичный шутер от первого лица, то вторая является буквально побуквенным переносом оригинала: ураганным скролл-платформером, приодевшимся по последней моде. О ней и поговорим – стократ интереснее, честное слово.
Краш унд дестрой
Порода, конечно, видна сразу. Главный герой, яростный блондин с конфигурацией челюсти и ухмылкой молодого Дольфа Лундгрена, с пулеметом наперевес прыгает по потолкам, швыряет перед собой ручные гранаты и спрашивает у адской самоходной машины, готова ли она умереть. Машина, само собой, умирает: устоять перед квадратом геройского подбородка в Bionic Commando Rearmed вообще мало кто способен.
Рано или поздно трус в фиолетовом высунется и… тут же умрет. Пока он готовится выстрелить, мы успеем нажать на курок трижды.
Из таких ситуаций выбираться особенно тяжело: не хватает преимущества высоты. Приходится лавировать.
Главная особенность игры – механическая рука, с помощью которой в основном и происходит перемещение по уровням. Главный герой не умеет прыгать, зато ловко цепляется железной пятерней за всевозможные выступы; путь наверх можно преодолеть только так. Любой предмет, встретившийся на нашем пути, – непреодолимое препятствие, сигнализирующее о том, что вновь необходимо расчехлять телескопическую руку. Ею же можно отражать вражеские пули, разбивать фонари и ворочать тяжеленные бочки, так что баланс вроде
бы соблюдается.
Нежно, еще нежнее
Создать на основе единственной удачной идеи великую игру – задача не из легких, но 20 лет назад Capcom с ней блестяще справилась. Bionic Commando стала предметом настоящего культа, показательным примером нестандартного, умного дизайна и свежего взгляда на устоявшиеся жанры. К счастью, Bionic Commando Rearmed нисколько не экспериментирует
с исходным материалом. Шведская студия GRIN под бдительным надзором Capcom (утверждается, что за разработкой следили авторы оригинальной игры) не изобретает велосипед. Все, начиная с основной музыкальной темы и вступительного ролика и заканчивая внутриигровой картой, взято оттуда, из 88-го – шведы лишь аккуратно расширяют границы нашего зрительного восприятия. Это все равно как если бы мутное стекло, через которое мы смотрели в свое время на Bionic Commando, кто-то отполировал до идеальной чистоты: картинка
вроде бы та же, только сейчас стало заметно все, до мельчайшего таракана под ногами злобного фашиста.
Противник чувствует наше приближение заранее: мгновенно принимает боевую стойку, прыгает за укрытие, держит район возможного нашего появления на мушке.
Игра в игре: по пути можно завернуть в специальную тренировочную комнату и попробовать выполнить одно из многих упражнений на ловкость; количество попыток не ограничено.
Слабые умирают
Отсюда, из этой археологической влюбленности, дикая, почти запретная сегодня сложность. Несмотря на то что жизненный запас героя увеличился (в оригинале он погибал от первого же ранения), проштудировать обучающее вступление все же стоит – если, конечно, есть желание пройти дальше первой ямы. Все дело в том, что в Bionic Commando Rearmed невозможно
пройти сложные места, тыкая во все кнопки подряд. Здесь, чтобы чего-то добиться, нужно научиться выполнять строго определенные трюки в строго определенное время. Механическая рука может стрелять прямо, вертикально и под углом 45 градусов; комбинаций использования этих трех приемов, оказывается, десятки. Мало того, акробатические упражнения нужно совмещать с уничтожением противника (хитроумных фашистов, строящих в своем подполье какие-то жуткие агрегаты), а он в отличие от нас может и прыгать, и летать, и вообще
оказаться бульдозером размером с дом. Поначалу враг, как и должно, мелок и слаб, но в первой же межмиссионной перепалке можно с легкостью оставить весь свой невеликий запас жизней. Перепалка – это когда вертолет, на котором главный герой перемещается от локации к локации, попадает под обстрел. Приходится спускаться и лично разбираться с обидчиками. Вид сбоку меняется на вид сверху, концентрация фашистов растет, бионическая рука не помогает. Коварный противник меж тем катается на мотоциклах, выпрыгивает
из бездонных грузовиков и вовсю поливает небо из зенитных орудий. Никакой жалости, все по-честному.
Нужный размер
Небольшой уступкой в этом смысле являются терминалы связи – особые места, откуда спаситель мира может связаться с начальством. Кроме того, терминалы позволяют взламывать внутренние системы безопасности (взлом представлен в виде довольно занятной трехмерной мини-игры). Начальство ободрит и поддержит, взломанные системы откроют важную для сюжета дверь или снабдят информацией о слабых местах очередного босса.
Здесь безопасно, здесь свои. Это дружеская территория, где можно вволю попрыгать по балкам, не боясь получить пулю в спину. По совместительству склад боеприпасов.
Карта выбора миссий. Самое забавное в том, что попасть сразу в любую локацию не дадут – тут работает очень сложная система кодов секретности и доступа. Плюс грузовики с разведчиками, точно так же рыскающие по условным квадратикам, – приятного мало.
О боссах разговор особый. Они возвращают нас к мысли, что одна-единственная находка может сделать с игрой очень многое. С первого взгляда кажется, что эти гигантские, ужасающе мощные приспособления вообще неуязвимы. Первый же из них, напоминающий огромное летающее насекомое, убивает героя трех выстрелов и презрительно усмехается в ответ на автоматные очереди. Приходится, извините, думать: ага, просто так с ним ничего не сделать. А если сверху? Опять никак. А снизу? Снова ничего. Может быть, что-то сделать
вон с теми бочками? Взорвать не получается, а вот если схватить одну и швырнуть в агрегат… Точно, наш жук падает на землю, подставляя незащищенный бок. Вот оно! Второму боссу, кстати, придется буквально снимать фронтальную броню – отворачивая с помощью руки шурупы, которыми та крепится к основному корпусу.
Сработало
Короче говоря, Bionic Commando Rearmed – главный и, скорее всего, единственный настоящий платформер для PC в обозримом будущем. И не только потому, что в его основе лежит суровый аркадный реликт. Нет, былые заслуги оправдывают далеко не все. Просто в этой игре, так уж сложилось, очень удачно распределены пропорции. Механика и эмоции остались
теми же, улучшению подверглись лишь спецэффекты, визуальная архитектура уровней и анимация персонажей – то есть именно то, что и должно было измениться. Если совсем уж грубо – это игра, после получаса общения с которой нестерпимо болят кисти и пальцы обеих рук. Честно говоря, не знаем даже, есть ли похвала выше.