Если спросить нас, стратегов, Чингизханов Наполеоновичей, не хотим ли в ММОRPG сыграть, мы что ответим? – Не… И стыдливо отведем глаза. Вот в генералы бы, или хоть в капитаны. Но рядовым? Не наше! Конечно, у большинства есть тайный чар в «линейке», «вовке» или новомодной «вахе». Однако, даже если это не ходячий мертвец, а темная эльфийка с завлекательными формами, скелет есть скелет, и его место в шкафу, а на людях нам подавай корпуса да дивизии! Не подавали
особо-то. Так, разве что в Europa Universalis III.
На свет BattleForge появилась благодаря, если так можно выразиться, селекции. Поясним: ее «стратегическая» часть основана на механике коллекционной карточной игры (ККИ) Magic: the Gathering.
Вы покупаете диск или код (и тогда скачиваете игру из Интернета). С кодом, в зависимости от потраченных денег, дадут от одной до четырех «колод» и некоторое количество очков BF. В каждой колоде по 16 карт какой-то из четырех «мастей». Масти такие – огненные существа, порождения вечного холода, мертвяки и виталисты. Конечно, на свете есть гораздо больше карт каждого вида, но первый комплект собирает его величество случай. Карта может символизировать отряд несгибаемых бойцов
или какую-нибудь кошмарную страхолюдину. Другие кусочки виртуального картона позволяют вызывать здания или использовать заклинания.
Получив карты, мы приступаем к созданию боевой колоды. Увлекательнейшее, надо сказать, занятие, предаваться которому можно часами. От того, как и зачем колода сформирована, зависят в дальнейшем все наши действия. Но, конечно, с ходу в этих тонкостях разобраться невозможно, потому первые свои миссии придется проходить с базовым набором одного цвета.
Итак, получив первые колоды и всласть налюбовавшись на драгоценных монстров, резвящихся в вашей «песочнице» (там можно увидеть, каковы они «в деле», и сравнить их боевую силу), мы попадаем в «стратегический режим».
Карта мира. Тут отмечены доступные задания. Вверху карты можно рассортировать по уровню сложности.Основной экран в «стратегическом» режиме. Здесь можно проверить, кто кого сильнее, посмотреть на монстров и поэкспериментировать со своими подопечными.
Тут все просто. Перед нами карта, на ней отмечены выполненные и еще не изведанные миссии, рассчитанные на одного, двоих, четверых и двенадцать человек.
Проходя большинство миссий, мы получаем доступ к следующим. Для каждой предусмотрены три уровня сложности – стандартный, «продвинутый» и «эксперт» – чем он выше, тем вам приходится труднее, зато и вожделенная награда существеннее.
За успешное прохождение нас одаривают апгрейдом к одной из карт. Все улучшения заранее привязаны к миссиям, поэтому можно самому решить, чем заняться немедленно, а чем немного погодя. И вот тут, увы, уже начинается неразбериха. В игре есть несколько странных недоработок, причем достаточно редких по нынешним временам. Сейчас принято встречать всякого новичка с распростертыми объятьями, с ходу выдать ему учебный авианосец или несколько одноразовых Колец Власти, стараясь всеми правдами и неправдами оставить неофита
в игре. BattleForge поворачивается к игроку ммм… затылком. Здесь, например, нельзя посмотреть, что именно мы получим за миссию. Причем это не интрига со случайным выигрышем а-ля лотерея. Награды заранее известны и определены, а их список легко можно найти в Сети (здесь,
например). Почему перечень не показывают в игре, автор этих строк так и не понял.
Красоты
Хочется похвалить красоты BattleForge. Отряды прекрасно проработаны, притом, что они совсем не высокополигональные. По-мультяшному гигантские алебарды или огромные когти делают любой юнит легко узнаваемым. Может, каждый из них и не безукоризнен, зато общая картина грандиозного сражения выглядит замечательно! Единственное, что слегка портит впечатление,
– мы почему-то опять играем монстрами в средневековой стилистике против вполне современных инопланетян. По характеру своему, пожалуй, все колоды достаточно нейтральны, а их особенности интуитивно понятны. Огонь силен в атаке и имеет разрушительные заклинания, холод хорош в обороне и горазд тормозить врагов, замораживая их. Мертвяки ловко используют для своих надобностей кости перебитых врагов, а «зеленые» превзошли всех остальных в умении лечить. Но почему при этом во всех колодах, кроме, разве
что, холода, такое количество созданий, прибывших к нам прямиком с полотен Грюневальда и Босха? Даже как-то хочется поставить в пример чернушный Warhammer, там-то все разложено по полочкам: эльфы прекрасны, гномы прагматичны, а орки делят мир не на добрых и злых, а на веселых и скучных. И с души воротит там в местах (Хаос видали?), предназначенных для любителей экзотики. А тут – чуть ли не половина юнитов какие-то уж больно противные. Надо сказать, эта тенденция заметна во всей современной масс –
культуре. Мы почему-то все чаще наблюдаем не за сражениями добрых со злыми и даже не за потасовками, где у каждого своя правда, а битвы кошмарных тварей с законченными гадами. Вот и ломаешь голову – а я-то тут за кого? Ей-ей, затруднительно выбирать между каннибалом и фашистом. Увы, авторы BattleForge поддерживают эту тенденцию. Битвы и спецэффекты могут
заставить Warhammer, гордящийся эпичностью, позеленеть от зависти. Но вблизи добрую половину сподвижников лучше не рассматривать, чтобы спать потом спокойно.
Одну ягодку беру, на другую смотрю…
Итак, проходите вы миссии, получаете за это возможность апгрейда. Но чтобы его производить, надо добывать специальные сундучки с золотом, которое на эти самые апгрейды и тратится. Драгметалла здесь, по счастью, довольно много, да и раздобыть его несложно, а вот с самим улучшением не все так просто. Ведь каждое из них позволяет не только сделать карту более сильной, но и соединить две карточки в одну, если есть пара одинаковых. Так что не торопитесь избавляться от «дублей», они еще ох как понадобятся.
Следующий вопрос: откуда вообще берутся карты? Отвечаем: раздобыть их можно только за деньги. BattleForge – игра никоим образом не «условно-бесплатная». От начала и до конца она безусловно-платная. Расширить колоду мы сможем только за BF-очки, которые удастся получить лишь в обмен на свои кровные. Как и положено в коллекционной игре, новые карты
приобретаются «втемную». Покупаем закрытый бустер и с замиранием сердца смотрим, что же нам досталось. В принципе, пригодиться может все – совершенно бесполезных карт пока не замечено. К тому же, если нам что-то покажется не представляющим ценности, – продадим или поменяемся.
Собственно, заветные BF-очки можно добывать лишь торгуя да обмениваясь, не тратясь на игру. Теоретически никто не мешает нам, получив первоначальные колоды, их спокойно апгрейдить и больше не вкладывать ни копейки. Но так хочется купить того носатого демона, и еще вон ту башню с крюком… Ой-ой-ой, какие лучнички! Дорогущие, гады.
Можно даже не тратиться на код: вручат нам бедным первоначальную колоду да урезанную версию, где нельзя торговать, но поиграть вполне себе получится. Хотя соблазн велик, а уж когда пожираешь глазами роскошные чужие колоды, слюнки-то так и текут.
Кстати, заблаговременно раскатать губу на заветные карточки не так легко, поскольку полного каталога в игре попросту нет! Но, согласитесь, должен же геймер знать, к чему стремиться, какие отряды и заклинания искать, подо что «затачивать» тактику? Не говоря уж о том, что эти самые карты – собственно хлеб издателей. Увы, и здесь ровно то же самое, что и с апгрейдами – идем на вышеуказанный сайт и там тщательно изучаем список всех имеющихся в данный момент карт. На «родной»
страничке игры описания карт тоже появляются, и даже с тактическими советами, вот только охвачено пока всего... пять штук.
Кстати, непросто в BattleForge и торговлишкой заниматься, карточки позволено покупать и продавать только через очень неудачно сделанный аукцион. На этом базаре нет ни вменяемого поисковика по картам, ни сортировки продавцов по цене. Но даже если мы чудом отыскали нужное, остается лишь повысить ставку и ждать, ждать, ждать. А потом придет письмо с уведомлением, дескать,
ничего-то мы не купили, поскольку наша ставка перебита.
Интерфейс
Однажды мне поведали забавную историю про то, как в одной компании, которую принято считать лучшей в России, дизайнерам дали задание. Сделайте, мол, интерфейс крутой да удобный. Месяц корпели ребята, перепробовали десятки вариантов, три пары железных башмаков истоптали… Тьфу, это из другой сказки! В общем, приносят. А главный начальник и говорит: «Да это же интерфейс из Warcraft»!
Байка сия рассказана в назидание тем, кто полагает, что ничего нового выдумать нельзя, поскольку все давно уже придумал Сид Мейер, а что он не успел, то изобрели близзардовцы. Само существование BattleForge доказывает, что это у плохого танцора всегда проблемы с брюками, а хороший справится с нетривиальной задачей даже в костюме химзащиты. Судите сами. Внизу
рядком разложена вся ваша колода. Карты, которыми вы можете сейчас играть, на которые хватает монументов и энергии, выдвигаются немного вверх. Все юниты, отправленные вами в разное время в одно место, сами объединяются в группу и получают номера. Если рядом с этой группой объявятся и другие отряды, они благополучно примкнут к товарищам. Все боевые группировки висят в левом верхнем углу, и их можно вызвать хоть мышкой, хоть с клавиатуры. Вызываем группу – справа появляется соответствующая
иконка подразделения. Щелкнув по любому юниту в этом мини-меню, мы выделяем все отряды данного типа, а рядом с меню появляется надпись, указывающая их специальную способность. В общем, управлять войсками в бою в BattleForge – одно удовольствие.
Смешались в кучу кони, люди…
Но это все потом, а пока мы, зеленые новички, выбрали себе миссию и нажали кнопочку «начать игру». После короткого, хорошо написанного и отлично переведенного брифинга сообщают, каким способом нам доведется спасти мир на сей раз.
Вот тут-то и начинается самое интересное. Помните те карточки, об обмене которыми мы говорили чуть выше? Это все отряды, чудовища, заклинания и строения. Комплектуя свою колоду, мы, фактически, формируем будущую «расу» для классической RTS. Притом уникальную расу, поскольку карт много, они обладают разными свойствами, и представить себе двух игроков с абсолютно идентичными колодами невозможно.
Итак, для того чтобы сыграть карту, превратив ее из красивой картинки в отряд, требуется два ресурса.
Первый – количество и цвет контролируемых вами «монументов», увенчанных разноцветными сферами (в начале миссии один, под конец, как правило, четыре). Для вызова карты требуется столько-то этих сфер да из них еще сколько-то определенного цвета. Скажем, нужно три штуки, причем две фиолетовых (для мертвяцкой колоды). Значит, эта карта начнет «работать» на нас со второй половины игры, когда обзаведемся этими самыми тремя монументами.
Получается, что, с одной стороны, ценнее карты, требующие небольшого количества монументов фиксированного цвета. К примеру, темные культисты с винтовками – для них нужны четыре сферы, но только одна из них должна быть обязательно фиолетовой. Чем это хорошо? Они легко комбинируются с сильными четверными картами другого «колера», ведь все остальные монументы могут быть какими угодно, и, значит, мы вправе использовать сильные карты любых цветов.
Зато карты, требующие двух или трех сфер своего цвета, гораздо сильнее. Обычно это и вправду мощнейшие в колоде существа или заклинания.
Так, в фиолетовом наборе есть карта «Жнец» по прозвищу Малыш. В Малыше, судя по виду, тонн пятнадцать живого веса, мелких врагов он расшвыривает как котят, стены сносит с двух ударов, добросовестно собирает косточки поверженных врагов и из них на скорую руку мастерит отрядики скелетов. Причем появляется этот гигант всего-навсего при наличии двух монументов. Почти в начале игры! Здоровяк дает огромное преимущество – ни у кого больше на этом этапе нет такого чудовища. Но! Если мы берем в свою
колоду «Жнеца», это автоматически означает, что все наши карты, требующие одной или двух сфер, будут фиолетовыми. Поскольку для вызова Малыша нужна пара монументов сами понимаете какого цвета. Вот и выходит, что, скажем, «зеленое начало» (оборотни, лучники и шаман-хилер), столь любимое многими игроками, нам недоступно!
Второй ресурс – очки энергии. Они добываются из работающих колодцев-генераторов, которые, как и монументы, разбросаны по всей карте. Каждый генератор приносит какое-то количество очков, а нужны эти очки для вызова отрядов и применения заклинаний. «Приглашение» того же Малыша обойдется в три сотни очков. Вот и выходит, что игрок, который берет его в свою колоду, в начале игры недоедает и недосыпает, ничего не тратит, скопидомничает, поскольку энергии-то еще мало – и копит, копит на оружие
возмездия. А уж там – только держись!
Гримвайн, здоровенное дерево. Как все большие юниты, может сбивать летающие существа. А еще умеет распускать корни, обездвиживая находящихся поблизости врагов.Башни можно возводить везде, где есть наши юниты. Так что эти постройки весьма полезны, особенно в начале игры, когда сильных карт еще не много.
Эта стратегическая схема отлично работает. Собирая колоду, надлежит четко себе представлять, когда, как и что использовать. Нужно позаботиться о том, чтобы на каждом этапе у нас были мастера рукопашного боя, желательно какие-то «летучие» отряды, стрелки для поддержки, заклинания для усиления. Да, еще требуется знать миссию, которую вы собираетесь выполнять, ведь каждую из них приходится проходить трижды, на разных уровнях. И если для одной нужны оборонительные башни, чтобы эффективно отбиваться
от нечисти, осаждающей город Надежды, то в другой не обойтись без быстрой конницы, способной своевременно оказать поддержку терпящим бедствие соратникам.
Добавьте к этому миссии на двоих или четверых игроков, на них ведь есть еще и союзники, с которыми также можно успешно комбинировать войска!
Словом, найдется над чем поразмыслить, да и простор для экспериментов – огромнейший.
Да, забыл сказать: монументы-то разрешено сносить и «перекрашивать»! И поэтому, пригласив трех Малышей и исчерпав запас быстрых вызовов этих существ (у каждой карты есть лимит быстрого использования, по истечении которого данного персонажа удается призвать только после долгого перерыва), мы можем «перекрасить» один, а то и два фиолетовых монумента, и на трех уже играть, ну, скажем, огненной колодой.
Секрет!
Во многих миссиях надо оказать кому-то помощь, защитить, спасти и т.д. Причем обычно неудачник находится за тридевять земель (на другом конце карты), да еще и в крепости. Не старайтесь прорваться туда всеми силами! Создайте отряд легкой кавалерии, пусть он просто проскачет мимо врагов. Если из четверых мушкетеров до подвесок доберется хотя бы один д’Артаньян – этого хватит, чтобы на месте построить генераторы или просто рядом наклепать себе армию.
В гуще боя
Итак, основные свои стратегические решения мы принимаем, формируя колоду, и уже на поле брани выбираем, какие именно отряды сейчас нужнее. Правила самого боя довольно просты: сараев, производящих войска, нет. Юнит может появиться рядом с любым нашим зданием или подразделением. Хотя, если приглашать отряд в чистое поле, «под бочок» к другим своим бойцам, – вояки появляются с половинным здоровьем и не способны применять спецсвойства, пока не очухаются.
В остальном – это обычные, прекрасно сделанные задания, известные еще со времен Warcraft. Сопроводить корабли с золотом, защитить три крепости в разных углах карты и так далее – в целом все хорошо продумано и проработано. Миссии предполагают решение сразу нескольких задач: обычно надо обороняться в одном месте и атаковать в другом, или нападать
в одном, а еще в трех отбиваться – тут уж только успевай поворачиваться.
В игре частенько попадаются стены, весьма полезные при обороне. Сделаны они очень остроумно: наводим на фундамент, а потом выбираем, в какую сторону стеночка будет обращена. На стенах могут разместиться стрелки, правда, есть юниты, способные этих стрелков с верхотуры сбивать.Саркофаг мумий – одно из зданий поддержки в мертвяцкой колоде. Включая саркофаг, вы увеличиваете производительность труда, проще говоря, кости удается собирать быстрее, а ведь это основной ресурс данной колоды для заклинаний. У стены уже стоят две башни, готовясь встретить врага, рядом с саркофагом – пара работающих «генераторов».
Игра родами войск сама по себе также не блещет новизной – лучники, маги, танки, кавалерия, летающие юниты. Хотя ее, скажем так, традиционность совсем не беспокоит и нисколечко не расстраивает, поскольку система выборов, стоящих перед геймером, в общем-то, не в тактике, а в планировании хода игры и в возможности решать, когда и какой отряд вызывать. Сражение же – фактически красивая иллюстрация, чтобы любоваться тем, что получилось. Микроменеджмент, конечно, важен, но не играет решающей роли –
это ж не StarCraft.
И вражьи, и наши юниты довольно сообразительны, в принципе, они знают, что и когда надо делать. Однако и тут для игрока найдется развлечение. Почти у каждого отряда есть «активное» спецсвойство, позволяющее сделать противнику какую-нибудь особенную гадостную гадость. Правда, прежде чем пакость осуществится, придется выполнить кое-какие условия. Например, лучники темных эльфов могут перейти в «режим» пулеметчиков – начать стрелять особенно быстро и страшно. Зато они при этом
теряют способность двигаться, да еще после того, как отстрелялись, двадцать секунд перекуривают и меняют порванные в горячке боя тетивы луков.
Решающий штурм: вперед идут могучие бестии на пол-экрана.Малыш – очень сильный юнит, но его одного лучше в бой не пускать.
Утирая пот со лба
Итак, перед нами прекрасная стратегическая игра. Правда, «массивно» ли она онлайновая – это еще большой вопрос. Поскольку на самом деле главного признака онлайн-игры – общения игроков – мы здесь почти не видим. Да, можно вместе с друзьями пройти сложную миссию, или заявиться в специально отведенное под матчи с живыми игроками место и там порубиться всласть. Напрягшись, мы даже сумеем поторговать, переборем неудачно сделанный аукцион и удивительно неудобный чат. Но единого
мира-то нету.
Фактически, есть «место встреч», как у любителей Team Fortress, которое по-модному использует онлайновую терминологию для привлечения публики и Интернет для защиты от пиратов.
Игра хорошая? Просто великолепная! Онлайн-стратегия, первая ММОRTS? Да, в общем-то, нет. Всего лишь игровой сервер с возможностью роста, с товарищескими и не очень матчами или кооперативным прохождением миссий.
1338 Прочтений • [Обзор игры BattleForge] [11.04.2012] [Комментариев: 0]