Если начать статью словами «Arkham Asylum – лучшая игра про Бэтмена», это мало что скажет – со времен 8-битной NES других достойных претендентов на этот титул практически не было. Если взять шире и заявить, что Arkham Asylum – лучшая игра по мотивам комиксов вообще, то это будет ближе к
правде.
Рискну сказать, что для человека, не жалующего супергеройские истории в картинках, комиксовые корни Batman: Arkham Asylum имеют все шансы стать главным недостатком игры. Потому что чуть ли не все остальное сделано на высшем уровне. Остается только подивиться мастерству безызвестных разработчиков из лондонской студии Rocksteady. Возможно, на руку им сыграло отсутствие четкой привязки игры к какому-нибудь конкретному фильму, как это обычно бывает. Авторы смогли черпать вдохновение из всей семидесятилетней
истории человека-летучей мыши, спокойно выбрать самых известных злодеев, создать объединяющую их всех историю и не думать о соответствии придуманной киношниками сюжетной линии. «Если бы я ставил фильм о Бэтмене, я бы сделал его именно таким», – говорит Пол Дайни, сценарист Arkham Asylum. И недаром! В игре действительно есть все то, за что люди любят «Бэтмена» – и мрачная атмосфера, и колоритные антагонисты, и
обилие зубодробительного действа, и интригующие расследования.
На роль главного злодея Arkham Asylum других претендентов быть просто не могло. Джокер – не только извечный противник Бэтмена, но и идеальный злодей для видеоигры. Ведь его цель – не убить героя в черном плаще, а повеселиться, устроить ему испытание. Остров Аркхэм – площадка для игры, ведущий которой – Джокер, а участники – мы с вами. Можно не ассоциировать себя с мужиком в маскарадном костюме, но ведь, по правде-то говоря, на его долю достаются
лишь напыщенные реплики в сюжетных сценках, а на нашу – все испытания, что приготовил Джокер. И надо признать, что из него вышел неплохой геймдизайнер.
Видя, как Бэтмен расправляется с врагами, зачастую сложно поверить, что все они сохраняют жизнь после столь грубого обращения.
Костюм Бэтмена выполнен безупречно – уделено внимание каждой маленькой детали. Он даже рвется реалистично, хоть и не заскриптован.
Как можно уже было понять, Arkham Asylum не довольствуется каким-то одним стилем или жанром игры – она берет несколько и связывает их воедино. И делает это умело – один перетекает в другой столь плавно и незаметно, что это ни в коей мере не кажется неестественным. Головоломки, поиск секретных закоулков обширного острова Аркхэм, детективные расследования, стелс, мордобой – все это разные стороны Batman: Arkham Asylum (последние две, однако, заметно преобладают).
И из них всех оставляет желать лучшего лишь адвенчурная составляющая: слишком уж много на острове закрытых дверей, часты и однообразны решетки, которые всегда являются ответом на резонный вопрос «как же тогда пройти внутрь?». Свобода передвижения по острову слишком условна, а игра крайне линейна. Впрочем, скорее всего, именно этого от игры и ждали – ведь если учесть, сколько скриншотов и роликов Arkham Asylum посвящено мордобою, легко было предположить, что главный жанр игры –
beat’em-up. Впрочем, на этом поприще она действительно преуспела.
Как заведено, простые враги – лишь пушечное мясо, отдушина между настоящими испытаниями. Получить от них тумаков нереально – можно просто стоять на месте и долбить по кнопке контратаки, и ни один бандит Бэтмена и пальцем не коснется. Стычки с ними сильно напоминают Assassin’s Creed – не в последнюю очередь из-за своей плавности. Система FreeFlow
работает на ура – цепочка ударов, обманных маневров и контратак, плавно переключающаяся с одного врага на другого, воспринимается как единое целое. Кажется, будто вся сцена срежиссирована заранее, а не выполнена на лету по прихоти игрока. Постановка боев выше всяких похвал – герой движется грациозно, удары смачны, а slo-mo включается своевременно и лишь добавляет остроты. По зрелищности каждая из здешних драк не уступает сценам из «Хранителей» Зака Снайдера.
Сценарий Arkham Asylum – плод трудов Пола Дайни, приложившего руку едва ли не ко всем анимационным версиям «Бэтмена» за последние 16 лет. А в озвучании игры приняли участие актеры, «привязавшиеся» к персонажам еще с тех самых мультиков: Кевин Конрой выступил в роли Бэтмена, Марк Хэмилл (запомнившийся миру как Люк Скайуокер) оживил шутки Джокера, Арлин Соркин вернулась в качестве Харли Квин, а Диана Першинг подарила свой голос Ядовитому Плющу. Иными словами, фанаты
Темного рыцаря, смотревшие мультфильмы в оригинале, почувствуют себя в своей тарелке – если приобретут английскую версию игры, конечно. Что до локализации, то она довольно неплоха. Голос Джокера ему вполне подходит, а Риддлер озвучен просто прекрасно. Чего нельзя сказать о здоровяках вроде Крока и Бэйна – они-то как раз звучат совсем неубедительно. Впрочем, игра не о них.
Управление простое: четыре основные кнопки геймпада отвечают за действия героя: простой удар, оглушающий удар, контратака и быстрый уход в сторону. Появляющиеся ближе к середине игры противники с ножами уверенно отражают все направленные в них выпады – их-то и нужно оглушать. А гады с электрошоками, заблокировав атаки Бэтмена, нанесут ему еще и урон разрядом – таким необходимо запрыгивать за спину во избежание неприятных последствий.
Однако когда у врагов в руках оказывается огнестрельное оружие, любая открытая конфронтация с ними сулит неминуемую гибель. Бэтмен может выдержать не так уж и много попаданий – а заключенные с выстрелами не медлят. Поневоле приходится быть тихим и незаметным – и игра вмиг из beat’em-up’а превращается в самый настоящий стелс. Весьма оказуаленный, конечно – для бесшумного устранения противника достаточно лишь подобраться к нему сзади и нажать на одну кнопку – но от этого
не менее увлекательный.
Геймплей в фантасмагорических мирах Пугала становится похожим на двумерный платформер а-ля Pandemonium.
Когда от семерых заключенных на ногах остались двое, они начали осторожничать, передвигаясь спина к спине.
Если враги заметили-таки Бэтмена, единственный способ спастись от пуль – взлететь с помощью грапл-гана на одну из горгулий, обильно натыканных под потолками. Но не стоит думать, что приспешники Джокера не умеют смотреть вверх! Они, естественно, не станут этого делать без повода, но когда Летучая мышь взмывает ввысь прямо перед их глазами, они не позволят ей уйти просто так. И даже укрытие в виде каменного изваяния не спасет Бэтмена от шквала пуль – надо срочно перебазироваться, уйти с линии огня
и спрятаться от преследователей.
Стоит отметить, что патрульные в Arkham Asylum ведут себя достаточно реалистично и естественно: болтают, ругаются, в бою пытаются найти себе хоть какое-то оружие (бывает и такое, что они ломают декорации, лишь бы не выходить против Бэтмена с пустыми руками), а обнаружив павших товарищей, начинают нервничать, паниковать, даже стрелять беспорядочно в разные стороны в попытке хоть как-то задеть мстителя в маске. Не менее греет душу разнообразие способов расправы с незадачливыми приспешниками
Джокера. Тихо придушить, оглушить бэтарангом, взорвать с помощью реагирующего на шаги геля, подвесить под потолок, обрушить на них стену – что угодно. По увлекательности стелса и по манерам поведения врагов Arkham Asylum можно без стеснения сравнивать с Metal Gear Solid – и хоть работа безвестных английских авторов и не превзойдет детище Хидео
Кодзимы, в грязь она лицом не ударит.
Красным помечены люди с оружием, синим – безоружные и «упокоенные». Последние две категории легко приравнять.
Эта комната – одна из тех, что доступны для скоростного прохождения в режиме испытаний. Задача – как можно быстрее нейтрализовать всех охранников.
За победы в потасовках и выполнение сюжетных заданий «Мышонок» получает очки опыта. Каждый новый уровень позволяет прокачать боевые умения и усовершенствовать гаджеты. Или, например, приобрести в комплект к обычному бэтарангу дистанционно управляемый. Что ж, это вполне в духе современных экшнов.
Детективный аспект игры, как и прочие, сделан максимально доступным – но при этом доставляет уйму удовольствия. Бэтмен оснащен особым сканером, совмещающим в себе функции всех трех Visor’ов из Metroid Prime – он способен и видеть сквозь стены, и отслеживать оставленные следы (будь то отпечатки пальцев или просто дыхание), и даже измерять темп сердцебиения
рыщущего в поисках Летучей мыши бугая. Если бы не неестественный синий оттенок, обрамляющий «детективное зрение», его можно было бы не выключать и вовсе – слишком уж оно полезно во всех отношениях.
Капитан Очевидность
Бэтмен, как известно, не убивает своих противников. Никогда. Сложно представить себе человека, который не проклял бы его за эту упертую принципиальность. Ведь она стоила жизни десяткам или даже сотням людей, ставшим жертвами снова и снова выходящих на свободу маньяков. Akham Asylum, как и все «Бэтмены», являет собой великолепную демонстрацию того, почему смертная казнь необходима.
И, наконец, головоломки. Любезный Эдвард Нигма, он же Риддлер, имеет по загадке на каждую вторую игровую локацию. От нас требуется найти ответ и просканировать его – за сообразительность полагаются всевозможные бонусы, которые, увы, игру пройти не помогут. Зато фансервиса в них – не горюй. А еще Риддлер раскидал в самых потайных местах по всему острову свои фирменные символы – знаки вопроса. Собирая их, мы открываем комнаты с испытаниями, где можем проверить свое мастерство в двух дисциплинах.
Первая – на самую эффектную драку, где выдаются очки за длинные комбо и разнообразие боевых приемов. Вторая – стелсовое истребление заданного числа вооруженных охранников на скорость. Свои результаты можно публиковать в Сети.
Джокер показательно не ценит своих подчиненных: взрывает их, издевается над ними, угрожает их семьям. Странно, что за всю игру не случилось ни одного бунта против столь одиозного лидера.
Нет, это не шутка: Бэтмен действительно сражается против вооруженных мечами скелетов. Создаваемые Пугалом миры не поддаются логике.
Преуспев в геймплее, Arkham Asylum показала не менее впечатляющие результаты и в фансервисе. Хоть в игре Бэтмену удастся повстречаться лицом к лицу далеко не со всеми значимыми сверхзлодеями саги, игра любезно предоставит досье даже на тех, кто остался за кадром. Как и в комиксе Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth, в игре рассказывается история Амадея Аркхэма, основателя печально известного приюта для душевнобольных. Повествование затрагивает не только давно почивших людей: тут
и там раскиданы записи бесед докторов с пациентами, старыми знакомыми мстителя в маске. Вообще, как и в случае с фильмом «Темный рыцарь», самое слабое звено игры – наверное, именно Бэтмен. Серьезный, серый, скучный, контрастирующий с яркими, запоминающимися злодеями.
Основная проблема Arkham Asylum – нехватка действительно масштабных и запоминающихся схваток. Единственное исключение – Плющ, классический видеоигровой босс с ограниченным набором раз за разом повторяющихся атак. Но она одинока. Виктор Зсазс, удостоившийся до выхода игры целого отдельного пресс-релиза, в Arkham Asylum оказывается ничтожеством, которого Бэтмен дважды обезвреживает чуть ли не щелчком по носу. Огромный, внушающий, выглядящий по-настоящему устрашающе
и расправляющийся с героем в мгновение ока Крок каждый раз усмиряется с одного бэтаранга. И от этого в его логове можно чувствовать себя в полной безопасности. Бэйн (в русской локализации – «Бич») поначалу кажется хорошим боссом, но потом появляются монстры – сильные, редкие, но все же штампованные монстры – имитирующие его модель поведения во всем. И даже финальная битва, вопреки всем ожиданиям, доставляет лишь разочарование.
Эксклюзивный DLC
Это знает, наверное, каждый, но мы все же напомним: владельцы PlayStation 3 сразу же после выхода игры смогут скачать бесплатное дополнение, позволяющее играть за Джокера в комнатах с испытаниями. Основная кампания по понятным причинам останется на совести Бэтмена. От Джокера, естественно, стоит ожидать совершенно иного набора умений – точнее, уловок – но о них мы вам рассказать пока не сможем: обозреваем-то мы РС-версию.
За отсутствием боссов становится особенно заметным крайне низкий ассортимент обычных врагов. Есть бугаи, дерущиеся врукопашную, есть бугаи с пушками и есть все остальные, появляющиеся столь кратковременно, что о них впору забыть. В оправдание игры можно сказать, что она действительно выжимает из каждого типа противников все соки, создавая с ними самые разные ситуации – но ближе к развязке на одинаковых приспешников Джокера любоваться надоедает.
Оставшись в одиночестве, враги рыдают и молят о пощаде.
Подчас игра прямо-таки пытается утопить нас в фансервисе.
Тем не менее, претензии эти достаточно невелики по сравнению с тем, насколько правильно в Arkham Asylum сделано все остальное: от безупречной графики и звездного актерского состава до грамотного смешения различных стилей игры и трепетного подхода к вселенной Темного рыцаря. Rocksteady Studios создала образцовую игру «по лицензии», показав всему миру, как можно увязать качественный геймплей, не ворующий чужие идеи, с обилием фансервиса и верностью комиксо-мультяшному оригиналу.
Лучший подарок фанатам «Бэтмена» сложно было бы придумать.
Для решения этой загадки надо было совместить две части вопросительного знака. Пришлось забраться на самое высокое здание на острове.
Джокер наблюдает за всем происходящим и комментирует. Поразительно, сколько ситуаций предусмотрено игрой.