Обзор игры Assassin’s Creed: Director’s Cut Edition
После того как консольный Assassin’s Creed получил хорошие отзывы ведущих игровых критиков и разошелся многомиллионным тиражом на Xbox 360 и PS3, вряд ли у кого-либо остались сомнения относительно качества и увлекательности игры. Тем не менее наряду с восторгами зачастую можно было услышать и претензии.
Придирчивые критики и игроки отмечали некоторое однообразие геймплея и недостаточную изобретательность авторов сценария. Удалось ли справиться с этими недостатками разработчикам Assassin’s Creed: Director’s Cut Edition, сможем ли мы получить достаточную компенсацию за долгие месяцы ожидания PC-версии? Ответ не вполне однозначен: скорее справились, чем нет, однако все недостатки игры Ubisoft изжить не удалось.
У ассасинского начальства на заднем дворе обнаружился райский сад с девственницами.Альтаиру доведется встретиться с самим Ричардом Львиное Сердце. Но убивать его не придется.
Генетический код Да Винчи
Assassin’s Creed с самого начала огорошил известием, что все игровые приключения ассасина Альтаира – не более чем реконструкция «генетической памяти» неприметного бармена Дезмонда Майлса, являющегося далеким потомком ловкого убийцы. Некая корпорация «Апстерго» разработала аппарат под названием «Анимус», который дает возможность извлекать из ДНК воспоминания прошлых поколений.
С одной стороны, чушь, конечно, несусветная. Всего объема ДНК в хромосомах человека – примерно на шесть гигабит, или немногим больше 700 мегабайт, – не хватило бы даже для того, чтобы записать игру Assassin’s Creed, не говоря уже про память многих сотен и тысяч поколений. При размножении ДНК от разных родителей перемешивается, а центральная догма генетики и вовсе запрещает передавать потомству какую-либо информацию из соматических клеток. И если от матери к ребенку течет небольшой ручеек информации в обход догмы, то отец (а матерью Альтаир не мог стать при всем желании) может передать только свои, полученные от предков, несколько сот мегабайт, на которые он сам повлиять не в состоянии.
Я вижу светлое будущее! В нем не будет войн, насилия и сексуальной эксплуатации человека человеком!Подневольная девушка Люси из «Апстерго» не так проста, как кажется. Кроме того, она однажды спасет Дезмонду жизнь.
С другой стороны, идея с генетической памятью и «Анимусом» так хорошо объясняет многие игровые условности и столь ладно встроена в сюжет, что за это ей можно простить вопиющую антинаучность. Ведь не задаемся же мы вопросом, из какого такого материала сделаны трусы Халка, что они не рвутся вместе с остальной одеждой, когда он впадает в раж, и не сильно задумываемся о составе слюны паучка, укусившего Питера Паркера, или откуда взялось то самое Монстро, вытоптавшее Манхэттен. В конце концов, может быть, современная биология – это лишь хитрая мистификация, призванная скрыть истинное положение вещей? Assassin’s Creed всячески подталкивает игрока к этой мысли, довольно искусно играя на конспирологических струнах души – семена «Кода да Винчи» нашли здесь благодатную почву.
Злобный ученый, копающийся в глубинах генетической памяти Дезмонда, повадками здорово напоминает профессора Нимнула из культового сериала «Чип и Дейл спешат на помощь».Авторы, по-видимому, решили, что недостаточно вытерли ноги об исторические реалии, и поставили в средневековом мусульманском городе статую полуобнаженной девушки.
Постепенно становится понятным и загадочный дисклеймер «Эта игра была задумана и разработана мультикультурной командой, где сплелись разные религии, веры и суеверия», который появляется при каждом запуске игры. Сначала кажется, что более уместным был бы транспарант «При разработке игры ни один тамплиер не пострадал», потому что очень уж много они натерпелись в самой игре, но разработчики так хорошо прошлись шипованным паровым катком по христианству (а через общие первоисточники досталось также иудаизму и исламу), что подобная самоиндульгенция была им явно необходима. Если кратко – по ходу дела выясняется, что библейские чудеса, продемонстрированные Христом и пророком Моисеем, были не более чем иллюзиями, наведенными с помощью артефакта, вокруг которого и разгорелся весь сыр-бор.
Такие искры благородного антиклерикального безумия, безусловно, заставляют относиться к сюжету Assassin’s Creed с гораздо большей теплотой, чем к прочим конспирологическим опусам в стиле «А власти скрывают» или «Истина где-то рядом», тем более что ближе к финалу игры сюжетная линия закручивается все бодрее и становится интересно, чем же все это закончится. Заканчивается это, впрочем, ничем: Assassin’s Creed c самого начала задумывался как начало сериала, так что основные приключения все еще впереди – и, черт возьми, действительно хочется узнать, что там будет дальше.
Интерфейс
Вся многообразная акробатика Assassin’s Creed строится всего на какой-то паре кнопок.
За каждой из клавиш, отвечающих за ноги, голову и руки, закреплено несколько действий, и выбор действия зависит от того, чем в данный момент занят Альтаир: идет, бежит, скачет на лошади или сражается.
Например, если он идет, то клавиша «Ноги» позволяет смешаться со служителями культа и использовать их в качестве прикрытия. Если Альтаир бежит по земле, нажатие на «Ноги» заставляет сделать спринтерский рывок, если пробирается по крыше – прыгнуть. В атакующей стойке эта замечательная клавиша нужна, чтобы сделать шаг вперед, а в защитной помогает уклониться от удара противника. При езде на лошади клавиша «Ноги» заставит ее перейти в галоп, она же ответственна за знаменитые скачки Альтаира по балкам. На клавиши «Атака», «Пустая рука» и «Голова» функций навешено поменьше, но они тоже контекстно-зависимы. Например, нажатие «Пустой руки» приведет к захвату противника или разбиванию чужого захвата, а также к краже, отталкиванию, спешиванию с коня – все зависит от текущей ситуации и состояния персонажа.
Приятной особенностью интерфейса является то, что некоторые действия вовсе не требуют нажатия специальной клавиши: подбежав к коню, лавке или укрытию, не нужно искать каких-либо соответствующих кнопок. Персонаж сам сообразит, что нужно сесть или спрятаться.
Скачущий убийца
PC-геймеров всегда интересовал вопрос, как Assassin’s Creed пойдет без геймпада, на клавиатуре и мыши. Волноваться не о чем – идет отлично. Разработчики сделали очень простой, но в то же время гибкий интерфейс с богатой функциональностью и минимумом задействованных клавиш.
Удобный интерфейс превращает акробатику в сплошное удовольствие. Несмотря на то что Альтаир вытворяет нечто фантастическое, с этой стороны экрана все головокружительные трюки сводятся к шевелению мышки и своевременным нажатиям пары кнопок. Это, однако, не значит, что думать не надо вообще. Игроку приходится постоянно выбирать наилучшие пути, за доли секунды отыскивать места, куда можно прыгнуть, или выступы, за которые можно уцепиться – скучать не приходится.
Карабкаясь на большую высоту, сорваться нельзя……но холодок по спине периодически пробегает.
Как ни весело скакать по крышам или забираться на умопомрачительную высоту и оттуда прыгать, суть игры состоит все-таки в убийствах по приказу главы секты ассасинов Аль Муалима. Альтаиру нужно устранить девять целей, состав которых очень политкорректен: среди жертв будут и сарацины, и крестоносцы, и просто нехорошие люди, объединенные желанием загнать человечество в светлое будущее железной рукой. Но для того чтобы подобраться к своим мишеням, необходимо сначала получить информацию о них. Сбор информации реализован в виде второстепенных миссий: их максимум шесть для каждого основного убийства, но выполнить достаточно две или три.
Несмотря на красивые виды, в игровом плане провинция почти неинтересна.Плавать Альтаир не умеет, однако и на этот раз «прыжок веры» приведет его не в воду, а в стог сена.
Дополнительные задания достаточно просты и никаких трудностей не создают. Наилучшие впечатления после себя оставили миссии «бег по крышам на время» и «убийство на время». С бегом все просто: прыжки по крышам сами по себе – очень приятное времяпрепровождение, а требование следовать к определенной точке с жесткими ограничениями по времени здорово добавляют адреналина, так что получается совсем хорошо. Со скоростными убийствами немного сложнее. Зарезать двух или трех человек в людном месте за пару минут и при этом остаться незаметным очень сложно, если пытаться приблизиться к целям вплотную. Мало того что вокруг полно стражи, так еще и постоянно кто-то мешает: то нищенки пристанут, то агрессивный дурачок толкнет. И если он толкнет на стражника, то последствия будут самыми печальными. Выход напрашивается сам собой: действуя с крыши или из-под купола и быстро меняя позиции, поразить цели метательными ножами и скрыться. Филигранно провернув подобную операцию так, чтобы еще и осталось время, мозг щедро вознаграждает себя, поэтому «скоростные убийства» – одно из самых приятных воспоминаний об игре.
Лучники мешают свободно скакать по крышам, так что убивать их всегда приятно, а тут еще и заказ на них есть.Задания в Assassin’s Creed берут количеством, а не качеством: «Собери X флагов», «Убей Y тамплиеров».
В PC-версии разработчики учли недовольство консольных игроков излишней шаблонностью второстепенных миссий и добавили к пяти первоначальным типам еще четыре, причем довольно интересных – теперь на однообразие заданий жаловаться не приходится. Посетовать можно разве что на метод их сюжетной подачи. Подходишь к информатору, а он говорит: «Я тут разбросал по округе двадцать флагов. Пойди, собери их, и я тебе кое-что расскажу». Куда такое годится? Раз дело происходит в Святой земле, могли хотя бы придать библейский оттенок чем-нибудь вроде: «Время разбрасывать флаги, и время собирать флаги. Настала твоя очередь собирать…». А на само задание грех жаловаться – веселое, хоть и очень легкое.
«Прыжки веры» очень впечатляют.Танец с саблями ничем хорошим для противника не кончится.
Или, к примеру, поразила до глубины души такая просьба информатора: «Я тут вчера напился в борделе и оскорбил жену крестоносца. Теперь за мной охотятся рыцари, убей их, пожалуйста». Начать с того – что могла делать в борделе жена крестоносца? И как ее можно после этого оскорбить? И в чем виноваты рыцари, вступившиеся за остатки чести дамы?
За исключением подобных «перлов», сюжеты второстепенных заданий получились очень пресными, явно «для галочки», что отнюдь не идет игре на пользу.
Когда Альтаир «прячется» среди ученых/монахов, вспоминается старый анекдот: «Ничто не выдавало в нем советского разведчика: ни буденовка, ни парашют, ни ППШ…».Благодаря разбросанным повсюду укрытиям уйти от погони достаточно легко.
Задания на убийство главных целей вызывают смешанные чувства. Некоторые из них действительно интересны, но примерно половина описывается простой формулой: «Пришел, убил и убежал, предварительно поговорив с жертвой о высоком» – никакой особенной подготовки или разведки не требуется, все чересчур просто. Собственно, попытка скрыться от преследующей стражи и является едва ли не самой интересной частью каждой из основных миссий: решения нужно принимать моментально, а напряжение не отпускает до тех пор, пока не доберешься до безопасного убежища. Стражников много, они отлично бегают, и не стоит думать, что от них можно легко спастись, забравшись повыше. Наверху действительно становится чуть полегче, но несильно, поскольку преследователи скачут по крышам ненамного хуже Альтаира. К счастью, повсюду разбросаны стога сена и задрапированные беседки, где можно скрыться от погони, если ассасина в этот момент никто не видит. При известной удаче и сноровке удается уйти от погони с помощью передвижного укрытия – группы монахов, одетых почти так же, как наш убийца. Улучив момент, когда преследователи отстали, можно даже просто присесть на лавочку и прикинуться саксаулом аксакалом, оставив их с носом.
Лошади
«Конные» миссии могли бы стать жемчужиной игры. Но не стали.
Лошадки в игре выполнены очень реалистично – ни в одном другом проекте такого увидеть пока нельзя. Под Альтаиром скачет и танцует не традиционное бревно с копытами, а живое, хоть и очень послушное, существо.
Тем обиднее, что собственно «конного» геймплея в Assassin’s Creed нет. Лошади используются исключительно для того, чтобы добраться из точки А в точку В – с тем же успехом можно было бы и добежать ногами, только это будет не так быстро и эффектно. Сюжетно важные погони, конные сражения и скачки с препятствиями отсутствуют начисто. Все значимые миссии протекают в городах, где на лошади особенно не поездишь, а в сельской местности почти ничего интересного не происходит. После того как Альтаир побывает во всех трех городах, нужда в «гужевом транспорте» исчерпывается, поскольку становится возможным мгновенно перенестись из одного населенного пункта в другой – и лошади из игры, считай, исчезают вообще. В общем, гейм-дизайнерам есть над чем поработать в следующих сериях.
Рука бойца колоть устала
Впрочем, даже если враги и догонят, ничего страшного не случится. Освоив защитную стойку, способность «ответное убийство» и уклонение от ударов, можно расправиться с любым количеством стражей. Битва в защите несложна – нужно лишь вовремя нажимать на нужные клавиши в те моменты, когда очередной несчастный пытается нанести Альтаиру удар или схватить его «за грудки» – все остальное наш убийца делает сам. Поначалу просто диву даешься, как красиво и изобретательно он рубит врагов: кажется, что каждое новое «фаталити» делается по-новому. Потом, конечно, приемы начинают повторяться, но все равно защитный бой исключительно эффектен и эффективен. Однако если противников много, он становится нудноватым. Стражники не очень горят желанием быть изрубленными в капусту, поэтому шоу затягивается.
Наступательная тактика позволяет справиться с врагами намного быстрее, однако во время атакующей серии Альтаир раскрывается и кто-нибудь из стоящих в кольце не преминет огреть его мечом по спине. Поэтому правильнее всего сочетать быстрые атакующие серии с уходами в защиту. А еще лучше – вести бой где-нибудь на возвышении, чтобы враг погибал если не от меча, то от падения с высоты (главное, чтобы место было действительно высоким – иначе оклемается и обратно приползет, зараза). Правда, такой бой требует большого мастерства и концентрации, поскольку противники тоже не лыком шиты и упасть самому проще простого.
Враги смогли догнать и окружить, но им же хуже будет.
Таким образом, сражения в Assassin’s Creed устроены весьма разумно: позволяется долго и нудно, но почти безопасно стоять в защите, подлавливая врагов в момент их атаки, а можно быстро закончить дело с помощью рискованной комбинации активной и пассивной тактик и кое-каких других приемов, о которых мы поговорим дальше.
Вплоть до финала игры все сражения можно пройти легко, зато под конец авторы решили, что делают Рэмбо IV в средневековом варианте – и, поскольку пулемет 50-го калибра Альтаиру не выдали, приходится уничтожать вручную просто неприличные количества довольно сноровистых врагов, так что вопрос выбора эффективной тактики перестает быть делом вкуса.
Пацифисты очень правильно замечают, что все проблемы нельзя решить мечом. Действительно, нельзя. С теми «узлами», которые не разрубить мечом, отлично справляется спрятанный кинжал – именно он является поистине лучшим другом ассасина. Поначалу кажется, что утаенный до поры в левом наруче клинок полезен только для убийства ничего не подозревающей жертвы в толпе или со спины. Небольшая поправка – в этих случаях он не просто полезен, он незаменим. Но если потенциальная жертва стоит к убийце лицом или даже достала меч, спрятанный клинок по-прежнему может пригодиться: в первом случае можно заколоть цель в прыжке, а во втором – сбить с ног, бросить на землю и там добить. Особенно хорош этот прием в борьбе с боссами, которых мечом так просто не достать.
С коротким клинком убийства выходят еще смачнее, чем с мечом. Куда смотрят Джек Томпсон и Хиллари Клинтон?Лучников Альтаир давит легко, как хомячков: и так, и сяк, и с разбегу.
Еще одно отличное подспорье – метательные ножи. Они не только позволяют быстро расправляться с несколькими людьми и уходить незамеченным, но очень эффективны против лучников, до которых часто нет времени добежать, а также дают возможность прореживать массивные толпы атакующих в конце игры.
Наловчившись пользоваться всем этим арсеналом, можно проворачивать исключительно стильные и красивые убийства, наслаждаясь своей неимоверной крутизной, за что игре большое спасибо.
Графика и системные требования
Игра очень правдоподобно воссоздает атмосферу средневекового ближневосточного города.
Графика в Assasin’s Creed по нынешним меркам достаточно продвинута. Фактически можно отметить лишь два бросающихся в глаза недостатка: посредственную анимацию подолов одежды у некоторых персонажей (ни о какой симуляции ткани, конечно, нет пока и речи) и чересчур оптимистично настроенный порог переключения детализации теневых карт, из-за которого зачастую приходится наблюдать жуткие пикселизированные тени в непосредственной близости от себя.
К остальному претензий нет: дальность прорисовки и масштабы городов восхищают, персонажи смотрятся не идеально, но вполне пристойно, эффекты применяются часто, но по делу.
При этом все достаточно шустро бегает в разрешении 1280х720 с максимальными настройками качества (разве что от мультисэмплинга придется отказаться) на видеокарте за сотню долларов (GeForce 8600 GT), демонстрируя 25-30 FPS. Время от времени, на особо масштабных сценах, частота кадров падает до 10-15, но играть это не мешает.
Нужно, однако, учитывать одну малоприятную особенность: в Assassin’s Creed соотношение сторон зафиксировано раз и навсегда, поэтому тем, кто не обзавелся широкоэкранным монитором, придется «любоваться» широкими черными полосами сверху и снизу.
Существенным требованием игры является наличие двухъядерного процессора. Он не обязательно должен быть топовым или даже иметь архитектуру Core 2 (можно играть и на старом Pentium D), однако наличие двух ядер – принципиальное условие для нормальной игры. Причина такого требования понятна: Assassin’s Creed разрабатывался под многоядерную архитектуру современных консолей, и заставить его движок показывать нужную производительность на старых процессорах с одним ядром очень трудно, если не невозможно.
Отличается ли Assassin’s Creed Director’s Cut Edition в лучшую сторону от своих «старших консольных братьев»? Отличается, но не сильно. Как и ожидалось, никто не стал вводить дополнительных персонажей, новые сюжетные линии, или добавлять полноценные дополнительные «главы», как это было в случае с PC-релизом Gears of War. Четыре новых типа миссий кому-то могут показаться недостаточными – но даже если бы новых типов было десять, общее впечатление от этого бы не изменилось: миссии (иногда довольно занимательные) здесь по-прежнему не дружат с сюжетом (вполне терпимым), и никто ничего с этим делать не стал. Чтобы избавить игру от излишнего примитивизма и однообразия, ее надо было радикально перерабатывать, но зачем это нужно, если она и так является одним из самых успешных блокбастеров? Поэтому тем, кто уже прошел Assassin’s Creed на консоли, не имеет особого смысла приобретать PC-версию – ну, разве что, ради русской озвучки от «Акеллы». Последняя заслуживает хорошей оценки – и с точки зрения качества перевода, и с точки зрения игры актеров, которая не вызывает отторжения, как это часто бывает с отечественными проектами и локализациями.