После пробежки по косогору горло саднит, во рту металлический привкус, кровь стучит в висках, автомат в руках ходуном, но все равно нужно стрелять, перебегать, падать и ползти, и снова стрелять. Вот свалился убитый товарищ – надо запомнить, где упал, ведь он не успел истратить боеприпасы. А патроны на войне в цене. Выстрел – жизнь, опустошенный магазин – смерть.
У противника множество политических, религиозных и мировоззренческих причин желать твоей смерти, у тебя есть лишь один повод стрелять в ответ: желание выжить. Еще совсем недавно ты с дружками, смеясь, пытался найти на карте крошечную точку – небольшой остров Сарани. Ведь вам повезло получить назначение не в пыльный нашпигованный минами Ирак, не на заледенелую Аляску, а в райский уголок, курорт с дружелюбными аборигенами и покладистыми красотками. Задача проста: показать местным хорошим парням, с какой стороны у М-16 дуло, и научить их стрелять, чтобы защитить себя, а главное – нефтяные интересы дяди Сэма, от притязаний злобных соседей. Несколько недель прошли в тренировках, и вот местные получили дипломы, значки и лычки, а вашу технику погрузили на корабли и отправили в Штаты. Личный состав советников тоже взвод за взводом улетает домой.
Узкий поворот дороги – наилучшее место для засады.В траве можно спрятаться, но что творится в пяти метрах, уже не увидишь.
Ты уже гадал, кто окажется дома раньше – ты или отправленное сегодня письмо, когда вдруг началась стрельба. В эфире хаос, танковые колонны с севера перешли границу и пожирают километры шоссе к столице, и у вас уже есть первые убитые.Так началась твоя война на богом забытом островке посреди бескрайнего океана.
Ты – это ты. Не герой боевика с черным поясом, мифриловой броней и бесконечными патронами, а простой парень с винтовкой, которого можно отправить на тот свет одной пулей. Ты умеешь бегать, но сорокакилометровый кросс с полной выкладкой не пройдет даром, пусть даже выкладка эта весьма невелика – ящик боеприпасов по карманам не распихаешь. Да и не дадут просто так бегать по острову. Ты солдат, а это значит – самая мелкая и бесправная тварь в армейской цепочке. Куда прикажут, туда и побежишь. Хорошо, если на грузовике подбросят. Еще лучше, если потом постараются на вертолете вытащить из пекла. Задания придется выполнять разные: оборонять высотку, выбить противника из деревни, устроить засаду на конвой, пройти рейдом по тылам противника или отбиться от вражеского рейда. Короче, что нужно, то и будешь делать, иногда сменяя верную М-16 на пулемет, гранатомет или ПЗРК, а то и садясь за рычаги боевой техники.
Хотя иногда бывает достаточно и пяти метров.Для уничтожения бронетехники врага нужны хладнокровие, точный расчет и немного везения.
Война – это бесконечная скука, перемежаемая мгновениями дикого ужаса. Скука переходов, переездов, перелетов, засад, ожидания и ужас непосредственно огневого боя. Жмешься ближе к матушке-земле, ползком, чуть приподнимаясь, выискиваешь в высокой траве вражьи каски. То под прикрытием товарищей рывком перебегаешь от укрытия к укрытию, то по-пластунски подбираешься к вражескому пулеметчику, наугад длинными очередями рубящему ветки у тебя над головой. «Получай, фашист, гранату!» Победа близка, но тут из-за пригорка вылетает само зло, бронированный монстр. БМП! Казалось бы – тонкая броня, маленькая пушечка, чтобы сжечь ее, хватит одного попадания из гранатомета, но вот только к ней надо еще подобраться с неуклюжей «шайтан-трубой» на плече, поймать в прицел, попасть и остаться в живых. Кто считал, что БМП слепа, глуха и беспомощна, уже пропитывает чужую землю своей медленно остывающей кровью. Но ты-то ездил внутри, ты помнишь про оптику и крупнокалиберный пулемет. Ползешь к убитому, забираешь его РПГ, ждешь, пока машина подставит борт, и пытаешь счастья сам. Выстрел, граната дымным росчерком уходит к машине и втыкается в землю, не долетев двух метров. Взрыв! БМП словно подпрыгивает и рвется вперед, одновременно бешено вращая башней и поливая свинцом любую подозрительную кочку. Ты вжимаешься в ложбинку между корней дерева и молишься всем богам, чтобы не заметили и чтобы не задело шальной пулей, но вместе со страхом внутри кипят ярость и злость на врага. Пять секунд! Пусть отвернет башню и даст тебе всего пять секунд на перезарядку и второй выстрел – и горящий остов навсегда похоронит в себе вражеских танкистов.
Память об этом удачном выстреле будет вышибать из тебя холодный пот, когда на «Страйкере» ты будешь нестись по пустынным улочкам захваченного городка и за каждым углом, в каждом окне будут мерещиться солдат с хищным лицом и трубой на плече. А уж когда судьба забросит в кабину вертолета, даже вражеские ПЗРК отойдут на второй план, потому что ты, черт побери, пехотинец, а не летчик, и способен себя угробить в этой летающей мясорубке гораздо быстрее и надежнее любого зенитчика. Но необходимость – суровая школа, а приказ – единственный закон. Солдат, не спрашивай.
Каменные стены укроют от ружейно-пулеметного огня, но обрушатся от попадания снаряда.Остров Сарани красив в любую погоду.
Переключение с мира на войну происходит быстро, и вот уже мир сужается до прицельной марки в коллиматоре, а время сжимается до часов и минут. Годы и континенты остаются где-то там, далеко, где за войной следят по выпускам теленовостей в промежутках между политикой и спортом.
В игры можно играть по-разному. Можно развлекаться, можно любоваться, можно их проживать. Причем жить только в очень немногих, самых любимых проектах. Под «жить» я подразумеваю не бегство от реальности, а обычную ситуацию, когда управление игрой переходит на подсознательный уровень, и уже не думаешь о кнопках, графике и сюжете, а пригибаясь, бежишь в укрытие, на ходу перезаряжая «Калашников», или с полубочки заходишь в хвост на мгновение потерявшему тебя из виду «Худому» и с тридцати метров в упор разрываешь ему пушками алюминиевое брюхо. Компьютер исчезает, его не видишь и не чувствуешь. Нечто похожее происходит при обучении вождению – набрав чуть опыта, уже не задумываешься о газе, тормозе и передачах, просто едешь, и все. Пять лет назад чехи из Bohemia Interactive сделали одну из немногих игр, достигших подобного просветления, Operation Flashpoint. Тираж OFP превысил два миллиона экземпляров! Ее одногодки в большинстве своем давно забыты, но суровые армейские будни тружеников войны до сих пор живут на винчестерах многочисленных поклонников, то и дело выходят дополнения и моды. Для них Armed Assault – это OFP2, выпуск 2007 года. Игры действительно очень похожи даже внешне, хотя АrmА, конечно, красивее и богаче.
Настоящий городок с церковью, районом многоэтажек и пригородами.Враги в ArmA – не русские, а жители северной половины острова, меняющие доллары на российское оружие. Но выглядит все равно жутковато.
Лес теперь состоит из отдельных разнообразных деревьев, трава и незабудки с лютиками отлично маскируют залегшего бойца, но при этом, увы, так же эффективно перекрывают его обзор. Порхают мотыльки. Винты зависших вертолетов и гусеницы танков поднимают клубы пыли, независимая подвеска отрабатывает ямы и кочки, горящая техника убедительно полыхает и чадит липким черным дымом. Остров площадью в четыреста квадратных километров полностью доступен к перемещению без загрузок, его ландшафт разнообразен, он покрыт населенными пунктами от хуторов до крупных городов. На каждый дом приходится уже не сотня-другая полигонов, как во времена OFP, а до 60 тысяч. Присутствует смена времени суток и погоды, в ночном небе висят узнаваемые созвездия. Смоделирован даже отклик человеческого глаза на прямой солнечный свет. Остров красив неброской европейской красотой, это не бушующие тропики Far Cry, но иногда хочется выйти на заросший лесом холмистый берег и просто полюбоваться, как над морем медленно идут подсвеченные закатным золотом облака.
Поумнели товарищи по оружию и враги. Мир АrmА не вертится вокруг персоны игрока, а живет по своим законам. Люди с двух сторон фронта воюют друг с другом, в крупных схватках сходятся сотни солдат, и порой можно вообще отсидеться под кустом, ни разу не выстрелив и не подставляясь под пули. Враги не выделяют игрока специально, а оценивают уровень угрозы, исходящей от каждого из замеченных бойцов противника, и стараются в первую очередь нейтрализовать самого опасного. Как и в жизни, стреляют гораздо больше, чем попадают, но не из-за обусловленных алгоритмом промахов, а потому что осознанно ведут заградительный и беспокоящий огонь, не давая поднять головы и прикрывая атакующих товарищей; когда те закрепятся, то в свою очередь начнут стрелять, чтобы теперь уже вторая половина подразделения перекатилась поближе к цели. Интенсивный огонь могут вести и в прикрытие обходного маневра: пока прячешься от шквала огня с фронта, солдаты противника перебежками окружают позицию с флангов. Бойцы используют укрытия, прячутся для перезарядки оружия, а при перемещениях выбирают дорогу в зависимости от степени угрозы: в походе движутся по самой короткой и легкой, а под огнем – там, где проще укрыться.
Расслабляться нельзя ни на миг, даже эвакуация может проводиться под огнем противника.Редактор – залог грядущего долгожительства игры.
Это только солдату достаточно метко стрелять; когда под твоим командованием десять бойцов, приходится просчитывать будущий бой, следить за противником и вовремя реагировать на его действия. Управление подчиненными такое же, как и в OFP, – осуществляется радиокомандами. Не самая удобная, но привычная модель. К сожалению, команды можно отдавать только на текущие действия, задать какую-либо последовательность или условия, вроде «добраться до холма, закрепиться, пропустить бронетехнику и атаковать грузовики», не получится. Только личным примером – привести, замаскироваться, приказать не открывать огня, пока идет охранение, и только дождавшись грузовиков, натравить на них пару гранатометов и восемь автоматов.
Управление бронетехникой и авиацией упрощено, но игра ведь не про танкистов и летчиков, балом правит царица полей. АrmА можно назвать идеальным симулятором пехотинца. Стрелковое оружие смоделировано убедительно, пули и снаряды летят по баллистической кривой, рикошетят, имеют разную пробивную способность и запреградное воздействие, смоделирована достоверная акустика. Правда, оружие абсолютно надежно, никогда не ломается и не перегревается.
Да, в бочке меда не обошлось без ложки дегтя. Локализация выполнена небрежно, так что инструктор говорит одно, в субтитрах написано другое, а делать в результате надо и вовсе третье. Что характерно, никакого иного способа изучить интерфейс не предусмотрено, мануала нет ни на бумаге, ни в виде PDF на диске. Приходится экспериментировать и вспоминать навыки OFP. Карта открывается мгновенно, но вот после сворачивания игра на пару секунд выпадает в экран загрузки уровня. Прибор ночного видения показывает большое ярко-зеленое пятно без каких-либо деталей, и не умеет отличать горящий танк от мирно стоящего рядом целого.
Очень, очень красиво, хотя управление вертолетом – из рук вон.Ночи на Сарани довольно светлые, и это хорошо, потому что в ПНВ ничего не разглядишь.
Может, прозвучит смешно, но мне не хватает возможности залезать на деревья с винтовкой и биноклем. Трава качается от ветра, но пехотинец проползет сквозь заросли, не шелохнув и травинки. Остров считается богатым ресурсами, но шахт, карьеров или заводов я на нем не встретил. Раненые не катаются по земле и не орут от боли, а взрывы мин и снарядов не разрывают людей на куски. Со времен OFP бойцы научились плавать, перекатываться и выглядывать из-за углов, но так и не смогли постичь искусства окапываться. Противник может отступить либо сражаться до последней капли крови, но даже в самом безнадежном положении не сложит оружия. И еще мне не понравилось нововведение с дополнительными миссиями внутри кампании, когда калейдоскопическая смена персонажей сбивает с внутреннего настроя на судьбу главного героя. К счастью, при желании миссии эти можно смело пропустить.
Если вы играли в OFP, то, скорее всего, уже давно купили диск с АrmА. А если не играли, то попробуйте Armed Assault. Возможно, она станет вашей любимой игрой на ближайшие несколько лет.
СДЕЛАЙ САМ
Долгой жизнью OFP обязана, прежде всего, деятельному сообществу. Сетевые баталии, самодельные модификации, дополнительные объекты, миссии и даже полномасштабные кампании поддерживали интерес к игре, когда две официальные кампании были пройдены уже вдоль и поперек. «Богемцы» встроили в игру улучшенный редактор с более богатыми возможностями управления событиями и поведением бойцов: так, каждому типу воинов можно задать свои правила поведения, таким образом отразив различия в военной доктрине различных стран или типовой тактике разных подразделений (например, спецназовцы будут перемещаться по полю боя не как обычная пехота). При этом в основе нового редактора лежит хорошо знакомый редактор OFP, поэтому коммьюнити не даст заскучать, благо дополнения выходили шесть лет и не перестают выходить даже сейчас. Не удивлюсь, если кампания «за наших» появится даже раньше официального дополнения. Мультиплеер оптимизировали, теперь можно подключаться к уже идущей игре и участвовать в глобальной войне, захватывая разбросанные по всему острову базы.