Как создатели APB не открещивались от определения «GTA в онлайне», имя креативного директора Realtime Worlds Дэйва Джонса, в прошлом работавшего над знаменитым автобандитским сериалом, заставляло думать, что нас ждет именно «массивно-многопользовательская версия» этой саги о многократно разбитой американской мечте.
Свою порцию критики APB получает вовсе не за несоответствие ожиданиям – чего разработчики пытаются не замечать, рассказывая, что недовольны лишь те, кто сравнивает их детище с GTA. На самом деле все куда сложнее – обладая великолепной структурой геймплея, еще давно предсказанной теоретиками MMO-дизайна, APB страдает от недоработок игровой механики, а также чисто технических багов, которых могло бы и не быть, отодвинь разработчик релиз на пару месяцев.
Призраки за рулем
Своего первого героя я решил сделать преступником и назвать Эль Камураем. Замечу, что мне позволили записать имя персонажа кириллицей – наверное, чтобы европейские игроки впадали в ступор, пытаясь не то чтобы обратиться, но хотя бы прочитать его. Получив по мобильному (квесты выдаются именно так, без необходимости бегать к NPC) свое первое задание, я решил тормознуть тачку, чтобы не пилить полквартала до чекпойнта. Даю очередь в лобовое стекло проезжаюшего мимо красного седана, но на нем ни следа, а сидящая за рулем женщина даже не шелохнулась. О’кей, просто открываю дверь и вышвыриваю водителя на асфальт. Уже приготовившись нажать на газ, слышу, как владелица машины материт меня нелокализованной английской бранью. Еще через секунду, не дожидаясь, пока мое любопытство сменится гневом, женщина растворяется в воздухе.
Исчезающие на глазах игрока NPC? В 2010 году? Конечно, миры онлайновых игр обычно менее интерактивны и более условны, чем их однопользовательские аналоги, но если уж авторы предлагают называть APB «масштабным боевиком», то пусть, как говорится, полезают в кузов – а лучше в багажник. В наши дни от игры, где можно ездить по городу на машинках и стрелять, подсознательно ожидаешь, что колеса можно дырявить, а автомобиль взорвется чуть раньше, чем игрок всадит в него ТРИ полных автоматных обоймы.
Короткий перерыв между миссиями – останавливаюсь поскриншотить стильно разодетых преступников и их тачку с дорогой аэрографией. До тех пор, пока мы не на одной миссии, угрозы мы друг для друга не представляем.Социальный район Сан-Паро. Здесь «играют в The Sims» – покупают и тюнингуют личные автомобили, балуются с настройками внешности персонажа и разрабатывают новые модели одежды. Самые талантливые могут попытаться посочинять музыку.
Место действия
Сан-Паро – город, захлебнувшийся в уличной преступности. «Силовики» (enforcers) – отряды гражданской самообороны, вторая игровая фракция, выбор тех, кто не хочет играть за бандитов. Они – не полиция, но выполняют ее функции. Квестодатели не делят игроков на новичков и бывалых, ведь фракции здесь противодействуют в прямом смысле – через полярные друг другу квесты. Если вам и вашей группе поручают некое задание, то кому-то в антагонистической фракции предлагается противостоять вам. Любители PvP ликуют – вся игра исключительно на нем и построена. Каждый убитый противник – это игрок, живой, дышащий и, скорее всего, проклинающий своего убийцу в ожидании респауна. Прокачка здесь – и не прокачка вовсе, а улучшение отношений с агентами-связными. Чем больше вас ценят сотрудники промышляющих в городе NPC-группировок, тем больше оружия, перков, оборудования и декоративных элементов (вроде одежды, деталей для тюнинга автомобиля и прочего) они будут готовы вам продать. Кажется, что APB во многом схожа с Global Agenda, где прогресс игрока тоже как бы не делал его сильнее, а лишь открывал новые возможности. Но…
Через какое-то время мне пришлось пересоздать персонажа – узнал, что в APB за «энфорсеров» играют мои давние приятели по MMORPG. Теперь каждый вечер мы набиваемся в специально подготовленный для погонь внедорожник и отправляемся патрулировать улицы.
Иногда мне кажется, что связные «силовиков» – двойные агенты, работающие на криминалитет Сан-Паро. В каждом втором задании нашу группу посылают на убой – противник заведомо сильнее нас. Если наш «уровень престижа» бултыхается в районе 50-70, то по ту сторону баррикад он начинается с 220.
Разработчики хотели сделать, чтобы новички могли на равных состязаться с ветеранами уличных боев, но на практике даже один высокоуровневый герой с парочкой перков и дорогим, хорошенько модифицированным оружием в состоянии справиться с целым батальоном не обладающих таким богатством бойцов. Странно, что с этим дисбалансом ничего не было сделано в бете (например, не был введен запрет игрокам с большой разницей в уровне престижа брать друг на друга квесты), ибо я не верю, что его можно было не заметить.
СЕКРЕТ!
С ходу сдаю баг, рассматриваемый разработчиками как фича – заходите в социальный район, идете к автомату-гардеробу и оставляете его активированным на всю ночь. Утром вас ждет 15 ранг в роли «законодатель мод» и целая куча открытой новой одежды. Зачем было делать привязку только к проведенному в меню гардероба времени – не понятно. Грубо говоря, каждую ночь куча народу подключается к игровому серверу и вхолостую тратит его ресурсы. Зато разработчикам есть что показать в отчете – смотрите, сколько игроков у нас все время в онлайне!
Четыре человека – максимальный размер группы. На особо сложных вызовах можно запросить подкрепление, и тогда диспетчер попытается отыскать еще одну группу, желающую присоединиться к вашей миссии, но и врагов в таком случае может стать в два раза больше.Радио? Работает, но играет исключительно какую-то неперевариваемую ерунду. Все игроки, с какими мне довелось ездить на задания, садясь в машину, первым делом просили его выключить.
Ежики плакали, кололись… APB – очень торопливая игра, здесь все всегда спешат. После получения задания можно попытаться выполнить его еще до того, как в противоположной фракции найдутся желающие вас остановить. Если же, только взяв квест, вы сразу же видите лого APB и слышите вой сирены – значит, столкновения не избежать, и спешить приходится еще больше: успеть первым забрать необходимую улику, разминировать бомбу или же занять крыши вокруг точки, которую необходимо удержать. Здесь часто приходится выпрыгивать из автомобиля на ходу, только удручает, что анимировано это… никак – герой открывает дверь, и не сигает, не катится, а просто оказывается стоящим на проезжей части без единой царапины. Как будто и не летел секунду назад на бешеной скорости.
По стандарту современных шутеров, получив пулю в живот, достаточно просто отсидеться за углом, и как только покраснение экрана спадет, можно вновь возвращаться в бой. С опытным противником перестрелка «на одной жизни» может продолжаться достаточно долго – пара выстрелов, укрытие, секундная передышка и вновь выход на линию огня. Координация командных действий здесь критична – пока ваши коллеги отвлекают снайпера, вы можете попробовать обойти его и ударить в спину. Объяснять что-то посреди перестрелки с помощью текстового чата – моветон, так как здесь есть встроенная поддержка голосового общения. Но на российских серверах на общем канале слышен сплошной мат, так что, если есть возможность, используйте Ventrilo, TeamSpeak или Skype.
Every day the same dream
Хвастаюсь – этот джип я получил в награду за первое место в лиге «Соотношений побед и поражений кланов силовиков за день». (Качество локализации налицо! – Ред.)
За время, проведенное в рядах «силовиков», я понял одну важную вещь – по какую сторону баррикад ни встань, разницы на самом деле нет. Единственное существенное отличие блюстителей закона от преступников заключается в том, что первые не убивают граждан Сан-Паро целенаправленно. Но в перестрелках во время миссий и под колесами их машин погибла не одна сотня NPC. Да и боремся мы с преступностью не вполне полицейскими методами – только раз мне довелось лицезреть, как на преступника надевали наручники. Бандитов куда проще и, главное, безопаснее попросту убивать.
Динамичность, азарт и надежда на то, что даже сильного противника удастся как-то обхитрить, удерживают игроков и заставляют продолжать играть даже если рассудком понимаешь – эта миссия была проиграна еще тогда, когда против твоей команды вывели превосходящего по силе противника. К тому же, даже провалив задание, игроки все равно получают небольшие награды и ничего не теряют, так что бросаться на врага «крупнее себя» смысл есть – «не догонишь, так хоть согреешься».
Наша четверка колесит по портовому району на двух двуместных спорткарах – так проще догонять удирающих бандитов в миссиях самого нелюбимого нормальными людьми типа «бегущий человек», где преступники должны не давать себя сцапать на протяжении нескольких минут. Я вижу, как какой-то отморозок, вооруженный базукой, стал посреди моста и палит во все, что движется. Мы ничего не можем ему сделать, пока его криминальный авторитет не подымется до пятерки – тогда за его голову будет объявлена награда, и им сможет заняться любой enforcer. Ловлю себя на мысли – для борьбы с такой преступностью нужна регулярная армия, а не частные полицейские компании (именно они выдают задания игрокам).
Явление народу
Дисбаланс, читеры, лаги, баги, прожорливость клиента, нереализованность ожидаемых подсознательно элементов – поиграйте в APB хотя бы день, и вы продолжите этот список сами. На данном этапе развития состояние игры трудно назвать удовлетворительным. Но мне хочется верить, что у нее есть будущее – потому как иногда, когда звезды на небе сходятся удачно и на миссии сталкиваются две примерно равных по силе команды, APB жутко доставляет. Мало того – даже когда этого не происходит, играть все равно интересно. APB полностью исключает лишние, скучные элементы игрового процесса. В ней есть многое от Игры Будущего – где с самого начала можно присоединиться к своим давно играющим приятелям, без необходимости неделями догонять их по уровню развития, и при этом сохраняется ощущение личного прогресса при прохождении каждой миссии. Только за это в итоговой оценке APB заложен один балл авансом, хотя если бы редактор позволил, я бы докинул еще половину.
Гибридная модель
RTW points, которыми можно платить за продление своего срока пребывания в Сан-Паро, можно покупать и продавать на внутриигровом аукционе. Многие высокоуровневые игроки оплачивают игровое время исключительно из кошельков своих персонажей – выменивая местную валюту на RTW points.
Те же, кто уделяет APB всего по паре часов в неделю, могут не оформлять подписку, а просто купить 20 часов игрового времени, за примерно 60% от стоимости месячной подписки.
По нажатию одной кнопки герой умеет лихо перепрыгивать через забор и эффектно выбивать двери ногой – мелочи, но с ними игровой процесс воспринимается живее.Выбить дверь, забрать улику, успеть унести ноги до того, как сюда заявится банда «криминалов». Зевать нет времени.
1919 Прочтений • [Обзор игры APB: All Points Bulletin] [11.04.2012] [Комментариев: 0]