Самое начало восемнадцатого века. Игрушечный кораблик приплывает на крохотный необитаемый остров, на котором прибывшие первым делом строят небольшой порт (игра именует это сооружение warehouse – склад), после – центральную площадь будущего поселения. Правильно, какая разница, где мы будем жить и что мы будем есть, главное, чтоб было где тусоваться с соседями. В этот момент игра кажется нелепой, и мультипликационная графика, словно специально предназначенная для самых маленьких, недвусмысленно предлагает и нам не воспринимать ее всерьез. Что мы вообще тут делаем?
Новый свет
Основное наше занятие – мирное строительство, обустройство и развитие нашей колонии. Сперва наши подданные живут в маленьких деревенских домах, их запросы ограничены едой и одеждой, да и кроме охоты, рыболовства и рубки леса они мало на что способны. Наша задача – удовлетворить потребности подопечных, тем самым давая им возможность развиваться. Кстати, игре нельзя отказать в некотором ироничном взгляде на действительность. Например, знаете, как «темного» деревенского жителя превратить в просвещенного городского, стоящего одной социальной ступенькой выше? Для этого деревенщине надо построить школу, а также обеспечить все население табаком и алкоголем. Поистине восхитительное мировоззрение!
Отправляющая нас за тридевять земель королева. Надо заметить, что во время игры в то и дело всплывающем крохотном окошке лицо ее королевского величества будет выглядеть куда менее завораживающе. Наверное, мы слишком долго плыли.Иногда игра нас будет торопить, уговаривая что-то сделать как можно быстрее, иначе... на самом деле никакого «иначе» не будет. В игре таймер не предусмотрен, пока мы сами не столкнем нужный триггер, ничего страшного не произойдет.
Бизнес в стиле «фанк»
Табак, кстати, где попало расти не будет, то же касается и сахарного тростника (из которого потом и получают заветные бочонки со спиртным), так что, скорее всего, придется осваивать соседние острова и налаживать транспортные маршруты. Хорошо продуманный механизм снабжения всех желающих всем необходимым вообще больше не потребует вашего вмешательства.
Правда, увлекшись развитием и обустройством, очень легко вмиг растратить все имевшиеся на счетах средства, и, к сожалению, игра почти не предоставляет возможностей тщательнее следить за экономикой. Никаких бухгалтерских отчетов, графиков и прочего – нам нужно все оценивать на глаз. Игра будто не хочет, чтобы мы влезали в происходящее слишком глубоко.
Теоретически помимо мирного строительства в игре предусмотрено и кое-какое военное дело, дозволено строить боевые корабли и высаживать десант на острова противника, но на самом деле эта часть игры явно рудиментарна. Выбор войск крайне невелик, единственный имеющийся тактический прием – обвести рамкой и вперед! В конце концов, мы пришли сюда, чтобы строить, а не разрушать.
Игра идет в довольно медленном темпе, причем мы никак не можем ускорить время. Поначалу это удивляет, но потом понимаешь, что все сделано правильно: эта игра не для тех, кто куда-то торопится. Будет ли вам и вправду приятно, если золотые рыбки начнут носиться по аквариуму как угорелые?
Где город, там время от времени случаются бедствия. Впрочем, с небольшими пожарами горожане отлично справляются сами, организовывая стихийные пожарные бригады и таская ведра воды к месту несчастья. Менее сознательные граждане в это время стоят вокруг и жалобно причитают: «Кажется, там внутри еще кто-то есть!»В игре имеется специальный кинематографический режим, скрывающий интерфейс, приближающий камеру к самой земле и включающий эффект глубины резкости. Ничего полезного в этом режиме сделать нельзя, зато пейзажи столь безупречны, что зачем здесь еще какая-то польза?
Остановившись, оглянуться
Anno 1701 дьявольски красива, хотя это понимаешь не сразу. Даже внимательное разглядывание скриншотов дает только весьма приблизительное представление о внешнем виде игры, поскольку в движении она смотрится гораздо выигрышнее. Дело в том, что в этом мире ни на секунду не затихает жизнь. Над берегом парят стаи чаек, деревенские жители идут на рынок, в море кувыркаются дельфины, где-то трубят слоны, рабочие толкают перед собой тележки с грузами, склад на берегу отражается в постоянно меняющейся ряби воды. И камера то грациозно взмывает в небо (и тогда земля видна сквозь небольшие опрятные облачка), то прижимается к самой земле, чтобы мы могли получше рассмотреть пряничные домики, дымящееся жерло вулкана, горную реку, кончающуюся водопадом... Здешние карты просто до отказа набиты разного рода достопримечательностями, к тому же под воздействием наших поселений они постоянно преображаются.
При этом визуальный ряд выстроен удивительно тщательно. Например, «туман войны», закрывающий от нашего взгляда те места, где мы еще не были, выглядит, как старая морская карта. Смотрится просто фантастически – мы направляем наш кораблик на белое пятно на этой карте, и по мере его продвижения окружающий мир перестает быть начерченным на бумаге, а натурально оживает.
Или вот представьте, как бы печально выглядела застройка города десятками совершенно одинаковых жилых домиков. И дабы не допускать однообразия, игра самостоятельно делает эти строения чуть разными, из-за чего деревни и города выглядят живыми. Самые лучшие игрушки – те, которые точь-в-точь как настоящие, только еще лучше.
Так все начинается. Крохотный порт, один корабль и покрытый нетронутыми лесами сказочный остров. Но, единожды ступив, нога человека начинает очень настырно топтаться.По мере развития нашего поселения жители самостоятельно перестраивают собственные дома. Весьма похвально!
В погоне за приключениями
В однопользовательской игре есть два основных режима: свободная игра и сценарии. В свободной игре мы самостоятельно выбираем условия игры, противников, цели, которые необходимо достигнуть. Казалось бы, именно этот режим должен стать для игры основным, ан нет. Некоторая сухость геймплея, вообще присущая немецкой школе стратегий, дает о себе знать, даже несмотря на всю графическую роскошь происходящего. Мы ощущаем себя, как художник-декоратор, забытый поздно вечером в опустевшем театре: как бы мы ни старались, действие все никак не начинается. Мы строим, развиваем, расселяемся, налаживаем, побеждаем, а все равно кажется, что ничего вроде бы и не происходит.
А вот в сценариях совсем другая картина. Там перед нами в качестве цели ставится не абстрактное развитие поселения, а конкретные сюжетные задачи: спасти потерпевший крушение корабль, найти важные королевские документы и т.п. Разумеется, мирное строительство и развитие вовсю присутствуют и в сюжетных миссиях, но там они обретают совсем иной смысл, и постоянная смена задач, да и порой встречающиеся неожиданные сюжетные повороты, очень на руку игре. Трудно даже представить, сколь захватывающим может быть спектакль, разыгрываемый золотыми рыбками в аквариуме.
Другой недостаток игры также касается нехватки разнообразия. Так, на своем жизненном пути мы встречаем много разных поселений: от пиратов и до ацтеков, и у всех, между прочим, свой набор уникальных зданий – так почему же у нас нет возможности поиграть за кого-нибудь из них?
Морские сражения здесь на удивление быстротечны. Впрочем, и сами корабли поведением на воде напоминают скорее моторные лодки, нежели степенные парусники.
Погружение в аквариум
Перед строгим критиком игра никак не сможет оправдать собственное существование. Если тыкать указкой в висящую на доске план-схему какой-нибудь Medieval2, то на ее фоне 1701 выглядит в лучшем случае смешно. Здесь вся игровая механика упрощена до предела и не предоставляет игроку никакой свободы выбора. Развитие наших поселений каждый раз совершенно линейно, поскольку никакого пространства для маневра у нас нет: подобно тому, как в коридорных шутерах последовательность комнат выстроена не нами и никак от игрока не зависит, так же и здесь каждое следующее здание строго обязательно для построения, если мы хотим продвинуться вперед. Нас просто ведут за ручку. Возможно, это и полезно для самых младших игроков, но для тех из нас, кто уже не помнит, когда последний раз садился за парту, подобная опека со стороны игры несколько раздражает. Мучительно хочется подумать своей головой. В другой раз, наверное?
Anno 1701 не из той породы игр, которые могут похвастаться глубиной геймплея. Здешние соперники даже и не пытаются оказать серьезное сопротивление, дабы победивший наконец игрок мог почувствовать момент сладкого упоения собственным стратегическим гением.
По большому счету, это вообще никакая не стратегия. Это интерактивный аквариум с золотыми рыбками, у которого можно сидеть часами просто потому, что с ним занятно возиться, что-то построить тут, насыпать корма вон там. Это не спортивное состязание, а расслабление ума, здесь не работают, а отдыхают. Эта игра не затянет на всю ночь, мало того, стоит вам слишком засидеться, как игра выбрасывает на экран сообщение примерно следующего содержания: «Дружочек, ты провел у экрана целых два часа. Быть может, уже пора баиньки»? Но пройдет день-два, и сюда нестерпимо потянет снова – к аквариуму с чудесными золотыми рыбками. Они будут ждать.
Верность традициям
Первая часть сериала, Anno 1602, вышла в далеком 1998 году, и, если не считать графики, была той же самой игрой, что и сегодняшняя Anno 1701. Построение склада на берегу, как основы будущей колонии, постепенное развитие поселения, получение доступа к новым зданиям, освоение соседних островов – не только все эти основные части игры остались неизменными, но и подавляющее большинство зданий и юнитов также перекочевали в сегодняшнюю игру прямиком из 98-го года. Неудивительно, что в плане игрового процесса Anno 1701 смотрится несколько архаично.
Вторая часть, Anno 1503, вышла три года назад, в 2003-м, и от первой части отличалась несколько улучшенной, хотя и по-прежнему двухмерной, графикой. В остальном игра осталась неизменной, только на этот раз всего было больше: выросли острова, сильно увеличилось количество типов зданий, прибавилось видов войск.
В наше время стратегии уже боятся рухнуть под собственной тяжестью, так что Anno 1701 решила отказаться от принципа экстенсивного роста, предпочтя сосредоточиться на графике и улучшенном интерфейсе. И это к лучшему.
1663 Прочтений • [Обзор игры Anno 1701] [11.04.2012] [Комментариев: 0]