Посреди поля, пахнущего душистым сеном, лежит человек с автоматической винтовкой. В его прицеле – окно пустынного на вид амбара; в амбаре – важный чемоданчик. Где-то вдали слышен игрушечный треск очередей; стая падальщиков медленно кружит высоко в полуденном небе. Внезапно в окне появляется темная фигура. Долгие мгновения человек нерешительно смотрит в ее невидимые глаза, затем фигура стреляет. Для 99 процентов новобранцев America’s
Army 3 (AA3) в этот момент заканчивается раз и навсегда.
Главная на сегодняшний день военно-тактическая игра Соединенных Штатов Америки шла к своей третьей версии долго и упорно. Самая первая America’s Army увидела свет еще в 2002 году – в эпоху, когда Counter-Strike уже
начала покрываться стариковскими морщинами, а сетевая общественность яростно бороздила единственную карту самой первой демки Battlefield 1942. Конкурирующий сериал Rainbow Six заглох
в преддверии третьей части, гениальная Ghost Recon была не для всех, и на ниве тактических шутеров установилось временное затишье – полковник Кейси Вардински со своей командой кодеров промаршировал в игроиндустрию в самое правильное время. Первая America’s Army получилось такой, какой никто не ожидал ее увидеть. Это
была пропагандистская игра, сделанная безвестными агентами дяди Сэма на казенные деньги и свободно валяющаяся во всех углах интернета, – ничего подобного игроиндустрия тогда еще не знала. Широкая публика первое время предпочитала стоять вокруг новинки и осторожно тыкать в нее палками – укусит или нет? Оказалось, еще как укусит.
Три, два, один… Поехали. Сломанный декоративный танк справа подозрительно напоминает T-72.
Высовываться на улицу страшно даже на 20-метровой высоте и укрывшись за парапетом.
Наивных новобранцев игра встречала бумажной работой. По правилам в американскую армию надо записываться – и уж тут решительно неважно, настоящая она или на движке Unreal Warfare. По слухам, в первые часы после релиза под напором рекрутов начисто сгорел весь кластер серверов регистрации, и армейским техникам пришлось спешно заменять оборудование; операторы призывных пунктов дяди Сэма наверняка тоже полопались на месте – от зависти. Служить в America’s Army пошел строевым шагом
весь мир – сказались бесплатность и внешний лоск. Тот же самый мир, впрочем, через некоторое время из нее спешно сбежал, не выдержав суровой армейской жизни; остались самые усидчивые, умные и меткие – военная элита виртуальности; люди, умеющие за пять секунд разобрать и собрать трехмерную модель автомата.
Кодекс войны
За свою семилетнюю историю America’s Army уже успела сформировать вокруг себя сообщество суровых адептов. Найти старожилов невозможно, если заходить в игру на пять минут в месяц; хорошие игроки обитают на закрытых серверах в глубинах интернета и лишь изредка посещают публичные песочницы, чтобы разогнать молодежь по углам; они могут дать рекомендации и даже, если повезет, показать место, где обитают акулы. Среди таких игроков давно устоялся негласный закон чести, который важно знать вновь
прибывшим. Постулаты просты и логичны:
не лезть в командиры, если не уверен в своих силах;
сначала думать, затем стрелять;
не бросать раненых, за исключением случаев, когда забота о товарище может привести к краху всей миссии;
знать свою роль в команде;
уважать командира;
не спамить радиоэфир;
не лезть на рожон;
еще раз не лезть на рожон.
Как закалялась сталь
AA3 – конечный продукт эволюции, собранный по линейке симулятор армейской жизни на движке Unreal 3. Структурно это все та же America’s Army 2.8.4 (последняя версия, сделанная на движке Unreal 2.5), на деле же перед нами America’s Army 2009 Full Army Experience, и ни словом меньше. Незначительная в общем-то модернизация визуальной части обернулась полным преображением – если раньше игра показывала армию глазами экскурсионного старшеклассника,
которого привели на полигон и разрешили немножко пострелять по картону, то сейчас это уже как минимум военная кафедра (если, конечно, в США есть такое понятие); от начала и до конца не покидает ощущение, что назад пути нет и вот-вот приедет автобус с суровым сержантом-вербовщиком – падать лицом грязь в таких обстоятельствах решительно стыдно.
Коварный слепой поворот! Через секунду товарищи по команде случайно пристрелят друг друга.В начале каждого раунда игра разрешает лидеру что-нибудь немножко спланировать.
Впрочем, сама игра по вековой традиции иногда не прочь упасть лицом в грязь вместо нас. AA3 распространяется бесплатно через интернет. По неофициальной статистике, за первые сутки релиз скачали несколько десятков тысяч человек, однако мониторы населения серверов показывали смехотворные цифры – счетчик общего числа играющих замер на отметке в несколько сотен и никак не хотел двигаться с места. Причина выяснилась довольно скоро: AA3, казенная игра, сделанная руками лучших
программистов самой современной армии в мире, падала замертво в главном меню на глазах у всего мира. Отдельным счастливчикам удавалось пробиться в тренировочную песочницу (ходьба, бег, стрельба по картонным болванчикам, захват условных кругов на бетоне, поджог какого-то дизеля) и даже посмотреть на злобных инструкторов, но и это заканчивалось – игра почему-то отказывалась сохранять результаты и скромную, но честно заработанную репутацию. Официальный форум AA3, кажется, на несколько часов
стал самым густонаселенным местом в интернете; немногочисленные модераторы и представители техподдержки отвечали на все претензии словосочетанием «ждите патча», более-менее разумные игроки совету вняли и успокоились. Более-менее неразумные, напротив, побежали во все концы Сети брызгать слюной ярости и отстаивать в дискуссиях свое право на качество. Больше их никто не видел – ни в игре, ни на форуме; оставшиеся говорят, что оно и к лучшему.
Будни коммандос
В AA3 приходят случайно и либо остаются здесь навсегда, либо уходят прочь после первой же смерти от шальной пули. Полдесятка карт (радикально разных, но почти идеально сбалансированных), несколько вариантов погоды (от солнечного полудня до туманной ночи), несколько видов оружия (обязательно сертифицированного – каждый второй бегает с карабином M4A1 или винтовкой M16A4, каждый пятый мечет гранаты, каждый десятый трясет пулеметом), знакомые по Global
Operations или Rainbow Six режимы и… все. На первый взгляд AA3 – игра вопиюще маленькая.
Стрелять здесь можно в том числе вот так.Тут все позируют.
Но только на первый. Главная и, кажется, уникальная характерная черта сериала – плохих здесь нет вообще. По обе стороны фронта – американские военные, но с глазами у них что-то не то: для игрока бойцы вражеской команды выглядят как бритые наголо наемники, которые говорят на славянском кокни, стреляют в спину и, конечно же, должны умереть. Что характерно, враги думают о тебе примерно то же самое. Отсюда полное отсутствие различий между сторонами и, как следствие, идентичность тактической структуры
отряда. Заправляет всем командир (игрок с самой быстрой реакцией – чтобы успел занять место первым), дюжина рядовых делится на три огневые команды: Альфа, Браво, Чарли (в каждой – локальный лидер, стрелок, гренадер и пулеметчик/снайпер). Если командирское место занял не совсем полный идиот, то перед началом миссии каждая из команд получает свою собственную цель – убить VIP или, например, стащить из того самого амбара важный чемоданчик, пока коллеги отвлекают охрану. Дальше начинается чистая
импровизация: смерть может настичь любого и с непредсказуемой стороны, поэтому солдаты (а здесь только солдаты, все игроки остались в Counter-Strike и Call of Duty 4) ведут себя именно так, как и должны: ходят гуськом, слушают командира и никогда не выходят на открытое место; всем понятно, что в данном конкретном случае один в поле ни на
минуту не воин и благополучие отряда весит гораздо больше, чем трупик одного локального джона рэмбо.
Цифры
Любую игру можно разложить на алгебраические переменные и полностью описать языком математики. AA3 не исключение. В ее случае математической основой служит ролевая система.
Лояльность. Истинная преданность конституции, армии и духу солдатского товарищества. Начисляется за медицинскую и прочую помощь товарищам по команде, обеспечение огня прикрытия.
Долг. Командные обязательства перед товарищами. Начисляется за достижение целей.
Уважение. Признание среди товарищей, приложение максимальных усилий во всем и всегда. Начисляется за в меру успешное завершение раунда, когда победа невозможна.
Самоотверженность. Постановка интересов нации, армии и товарищей выше собственных. Начисляется за рискованные действия в интересах команды.
Целостность. Делать то, что правильно – и юридически, и морально. Начисляется за действия в рамках правил.
Доблесть. Готовность устоять перед лицом страха и опасности. Начисляется за успешное достижение целей, несмотря на низкий уровень здоровья.
Янки-дудль
Здесь никто не шутит. Здесь суровые шведы и норвежцы переговариваются через микрофон на ломаном английском голосами пожилых блэк-металлистов. Здесь командир, прежде чем ворваться в здание, лепит из огневой команды замысловатую тактическую комбинацию, в которой первый солдат бросает за дверь ослепляющую гранату, а последний – ликвидирует спрятавшегося в туалете боевика тремя этажами выше. Здесь не доверяют глазам и стреляют на звук в робкой надежде, что по ту сторону прицела чужой, а не свой. Здесь не
бросают раненых и не шатаются по карте в героическом одиночестве. Здесь штукатурка взрывается от пуль именно с таким звуком, который ты ожидаешь услышать. Здесь каждый командир, руководящий отрядом дольше пяти минут, – гений, а вражеский командир – всегда гений вдвойне. Здесь никто не играет в игры.
Иногда игра превращается в фильм «Тонкая красная линия».В большинстве опасных ситуаций стрелять приходится по вспышкам и на звук, острота зрения и диагональ монитора роли не играют.
Элементы репутации и прочие реверансы в сторону RPG – всего лишь средство отсеять ненужных дяде Сэму людей – тех, кто знает, как переложить оружие из левой руки в правую в Counter-Strike, но никогда не возьмет в руки настоящий автомат. Система работает: в игре остались самые умные и выносливые, которым, вполне возможно, рано или поздно надоест гонять лысых никобеличей по виртуальной Червении и захочется куда-нибудь в Иран. Впрочем, нам кадровые вопросы американской армии по понятным причинам до
известного места, а для людей по ту сторону Западного полушария AA3 не более чем предельно искренний тактический шутер на грани реальности. СМИ под названием America’s Army 3 вещает только для тех, кому звездно-полосатая служба кажется реальной перспективой. Единственное, о чем стоит беспокоиться всем этим сегодняшним виртуальным гренадерам, стрелкам и снайперам, – чтобы средство массовой информации на деле не оказалось вдруг средством массовой дезинформации. Чем дьявол не шутит.
О компании
2000. Полковник американской армии Кейси Вардински решил атаковать умы потенциальных рекрутов новым способом – через компьютерные игры.
2002. Вышла игра America’s Army – бесплатный тактический шутер, сделанный военными, на военные деньги и в военных же целях.
2009. America’s Army перевели на Unreal Engine 3. Команда разработчиков демобилизована.
1083 Прочтений • [Обзор игры America's Army 3] [11.04.2012] [Комментариев: 0]