Так уж сложилось, что в жанре ролевых игр сейчас безраздельно царствуют сиквелы, причем преимущественно фэнтезийной тематики. На худой конец, нас потчуют историями про далекую-далекую галактику. Решиться на разработку оригинальной ролевой игры, не похожей на другие, способны немногие, и студия Obsidian Entertainment из их числа. После создания вторых частей Neverwinter Nights и Knights of the Old Republic она представила на суд игроков весьма необычный проект – шпионский ролевой экшн Alpha Protocol.
Тортон, Майкл Тортон
Готовы ли вы стать в один ряд с Агентом 007 или Джейсоном Борном? Если ваш ответ «да», срочно запускайте игру. Главный герой – агент Майкл Тортон – работает на секретную организацию Alpha Protocol, о существовании которой не догадываются даже высшие чины ЦРУ. Ему, как Бонду и Борну, предстоит сражаться с террористами, раскрывать заговоры, скрываться от своих же спецслужб, охмурять красоток и мотаться по всему свету – от Москвы до Тайбэя (столицы Тайваня). В общем, нас ждет шпионская романтика со всеми ее правилами, штампами и обязательными сценками. Вас вряд ли поразит сюжет, поскольку все это мы уже сто раз видели, но важен сам антураж и то, насколько грамотно в него вписали ролевой экшн. В этом и попробуем разобраться.
Антураж бедноват, но почти не вызывает нареканий. Лишь этот грузовик – исключение. На нем только клюшки для гольфа перевозить, а не оружие.Перед вами канонический образ арабского злодея. Авторы игры нередко грешили штампами, но бывали у них и просветления.
Только в Alpha Protocol можно встретить такое количество русских бандитов в спортивных костюмах.Некоторые персонажи получились очень запоминающимися. Знакомьтесь: это Сестренка, немая телохранительница-подросток.
Моя хата с краю
После небольшого вступления и обучения премудростям управления вас без излишней волокиты отправят на боевое задание. Для начала – в Саудовскую Аравию, разыскать террористов, сбивших гражданский самолет с помощью сверхсовременных ракет. А потом вам и вовсе предстоит действовать практически в одиночку в других частях света. Впрочем, куда бы не забрасывала вас судьба, в вашем распоряжении всегда будет роскошная конспиративная квартира. От города к городу ее дизайн меняется, но нам больше интересна начинка временного жилища. Огромная «плазма» необходима для проведения видеоконференций с коллегами. Волшебный ящичек в ванной поможет Майку изменить внешность. Вариантов по сравнению с другими RPG не шибко много: задать цвет кожи и глаз, выбрать прическу, нацепить бородку и очки, напялить головной прибор и далее по мелочам. Компьютер сгодится для приема и отправки электронной почты. Сюжет подается в том числе и с помощью писем, приходящих к Майклу на ящик. На некоторые можно отвечать, другие же – пересылать, сливая секретную информацию журналистам или шантажируя врагов. Компьютер также нужен для закупки экипировки и оружия. После приобретения они будут доступны для осмотра и выбора в специальном сейфе.
Кто эти люди?
Компания Obsidian Entertainment основана в 2003 году выходцами из легендарной Black Isle Studios, подарившей нам первые два Fallout’а, Icewind Dale и Planescape: Torment. Чуть позже к Фергюсу Уркхарту, Крису Паркеру, Даррену Монахану, Крису Авеллону и Крису Джонсу присоединился их коллега, знаменитый гейм-дизайнер Джош Сойер. Первый же проект студии оказался коммерчески успешным: Star Wars: Knights of the Old Republic II разошлась более чем полуторамиллионным тиражом. Затем последовали Neverwinter Nights 2 и два дополнения к ней. Были в жизни студии и неприятные моменты: разработка RPG по лицензии «Чужих» была заморожена; та же участь постигла и проект под рабочим названием Seven Dwarves. Тем не менее Фергюс и Ко с уверенностью смотрят в будущее: сейчас они трудятся над Fallout: New Vegas и Dungeon Siege 3, а также помогают Red Eagle Games в создании игры во вселенной Wheel of Time.
Где лучшие подруги? У нас в клубе! В смысле на яхте «Беда» (П и О где-то потерялись) русского криминального авторитета Ласо.Все на той же яхте можно полюбоваться на игровые автоматы, среди которых есть и такие – с говорящим названием GULAG.
Вообще Тортон может обучиться владению четырьмя видами оружия (пистолеты, пистолеты-пулеметы, дробовики и автоматы), из которых два можно брать на задания. Немного, зато каждый из стволов (это же верно и для брони) позволяется модифицировать с помощью различных запчастей и приспособлений – стволов, магазинов, глушителей и т.д. Они повышают характеристики оружия или придают ему какие-то свойства. Плюс ко всему на отобранные у террористов и преступных элементов деньги и полученные гонорары можно закупить в расчетном центре новые, более мощные пушки. Поэтому арсенал трудно назвать скудным. К тому же Майкл сведущ в единоборствах (противники нередко бросаются в рукопашную) и, как и любой секретный агент, умеет использовать спецсредства: гранаты нескольких видов, электромагнитные бомбы, генераторы звука для отвлечения внимания врагов и т.п. Да и на заданиях, бывает, встречаются стационарные турели и снайперские винтовки.
Схематическое изображение гранаты сигнализирует нам, что перед смертью браток успел подбросить нам подарок.Гламурный бандит Константин Брайко обладает нечеловеческой реакцией благодаря… употреблению кокаина в промышленных масштабах.
При длительном прицеливании из пистолета появляется красный крестик. Это означает, что врагу будут нанесены критические повреждения.Порой противники умирают в самых немыслимых позах.
Завидуя Сэму Фишеру
Стиль прохождения миссий теоретически зависит от того, в каком направлении вы будете развивать героя. С ходу напрашивается скрытный вариант а-ля Сэм Фишер. И правда, на пистолет можно нацепить глушитель, чтобы устранять недругов без шума и пыли. А заодно прокачать «Незаметность». Кстати, ролевая система скопирована с Mass Effect, а потому при достижении определенного уровня в каком-либо умении Майк осваивает новые спецспособности. Например, «Бесшумный бег» – герой при передвижении в течение 10 секунд не издает ни звука. Ну разве не сказка? Прячемся в тени, подкрадываемся и… Постойте, почему в тени? Теней тут практически нет, да и на скрытность они никак не влияют. Игра абсолютно неправдоподобна, Splinter Cell и Hitman в этом контексте и рядом с ней не стоят. Красться можно прямо посреди залитой светом комнаты, главное, чтобы противники смотрели хоть чуть-чуть в сторону. Прицельный выстрел в голову – и неприятель падает как подкошенный. Вот тут бы обчистить его карманы, переодеться в униформу, чтобы сойти за своего, но такие возможности не предусмотрены. В лучшем случае из тела охранника, которое неизбежно исчезнет через несколько секунд, могут «вывалиться» граната, обойма патронов или пачка наличных. На новые пушки не рассчитывайте – они есть лишь в расчетном центре.
Гораздо лучше обстоят дела с агрессивным стилем. Можно и из автомата вдоволь пострелять, и гранатами с врагами поперебрасываться, и при случае заехать кому-нибудь в челюсть. Впечатление портят тупые противники: плевать на то, что они толком не умеют прятаться за укрытиями, так они еще и в стенах умудряются застревать, а нередко прут вперед прямо на пули или начинают вертеться на месте, как волчок. Да и от взлома замков, систем безопасности и компьютеров истинным коммандос не отмазаться. А это порой здорово раздражает (см. врезку).
Мини-игры
Мини-игры в Alpha Protocol, прямо скажем, не удались. Обычные механические замки (на скриншоте) вскрываются уж очень легко. Взлом компьютеров, напротив, заставляет изрядно напрягать зрение: нужно найти два кода в постоянно меняющейся матрице. Да и с чувствительностью мышки авторы чего-то намудрили: ничего не стоит промазать мимо нужного фрагмента. Лишь отключение систем безопасности представляет интерес: необходимо зажать клеммы в требуемой последовательности, распутав хитросплетения схем.
Тони Сенг совсем не ковбой, а мафиози из триады. Просто он помешан на западной культуре и стиле.Как и Джеймс Бонд, Майкл всегда в центре внимания роскошных женщин. Возможны любовные отношения…
С верой в будущее
Но не все так плохо, есть в игре и светлые моменты. Время от времени при выполнении миссий вам подкидывают дополнительные задания: сюжет может вильнуть в сторону, а иногда даже приходится делать непростой моральный выбор. Дело в том, что некоторых ключевых NPC вы вольны убить, и это приведет к весьма серьезным последствиям. Но вы можете и пощадить их – в некоторых случаях такие персонажи способны стать выгодными союзниками. Выбор, кстати, приходится делать в условиях жесткого временного лимита. Система диалогов опять же взята из Mass Effect и несколько доработана. Вам предлагают указать не фразу, а линию поведения – нагрубить, съязвить, вежливо ответить или проявить профессионализм. Порой непонятно, что под этим подразумевается, но на размышления нет времени, вам дается 5-7 секунд. Приходится действовать как в жизни, незамедлительно отвечая на реплики собеседника, а не размышляя по полчаса. Причем без права на ошибку: сохраняться перед диалогами бесполезно, привязка идет к последней контрольной точке.
С другой стороны, Alpha Protocol – одна из немногих игр, которая позволяет наведаться в виртуальную Москву к браткам в спортивных костюмах. И вообще взглянуть на мир: дизайнеры и художники, конечно, оказались небезгрешны, но колорит разных народов и городов передали неплохо. Так или иначе, Alpha Protocol представляется весьма перспективным проектом, и по-человечески хочется, чтобы сотрудники Obsidian принялись за продолжение. Только перед этим обязательно провели бы работу над ошибками, а то ведь в следующий раз тухлыми яйцами закидаем!
Борьба с однообразием
Несмотря на приличный арсенал, наличие мини-игр и всяческих навыков, прохождение миссий довольно однообразно. Отстреливаем не шибко умных противников, вскрываем двери, сейфы, системы безопасности, изредка развлекаемся с помощью взрывчатых веществ. Авторы приложили немало усилий, чтобы устранить эту проблему. Они то вручат игроку базуку для уничтожения броневика, то отправят выполнять мирные задания – практиковаться в красноречии, не хватаясь за оружие, то придумают какую-нибудь необычную миссию, например отправят идентифицировать людей с помощью… снайперской винтовки. Задумка интересная, но уж больно топорно реализована. В течение определенного времени надо удерживать прицел на объекте, чтобы данные были переданы на компьютер. Дабы обнаружить злодея, располагающегося в самом неприметном месте на максимальном удалении, придется отследить пару десятков болванчиков, прежде чем нас перекинут в нужную точку.
2071 Прочтений • [Обзор игры Alpha Protocol] [11.04.2012] [Комментариев: 0]