На то, чтобы довести новую Alone in the Dark до магазинных полок, у студии Eden Games ушло четыре года, а долгожданная премьера обернулась громкой ссорой Atari (издатель проекта) с прессой: первые оценки, полученные игрой, оказались не просто низкими – унизительными. Однако скороспелые рецензии так и не дали внятного ответа на простой вопрос: стоило ли возращение частного детектива Эдварда Карнби затраченных сил и средств?
Телетрансляция
Беглое изучение титульного экрана почти наверняка приведет вас в раздел Episodes – где, как ни странно, начинающих борцов с силами тьмы ждет сюрприз – все восемь серий-глав Alone in the Dark, аккуратно порезанные на несколько коротких эпизодов и открытые для просмотра. Исключение составляют лишь несколько заключительных сцен, доступ к которым придется зарабатывать потом и кровью. Впрочем, закрытые эпизоды не помешают самым нетерпеливым игрокам получить детальное представление о персонажах и наиболее важных событиях игры: попытка начать приключение с середины или даже с конца предваряется демонстрацией краткого содержания предыдущих серий, разумеется, с градом спойлеров и фирменно-лостостовским Previously on Alone in the Dark. Оправданием такому не самому обычному решению наверняка станет высокий уровень сложности, который, поверьте, вынудит многих поступиться гордостью и «проскочить» особо сложные моменты.
Спешка, однако, может обернуться серьезной ошибкой и разочарованием. Честно отработавшие свой хлеб сценаристы Eden Games превратили сюжет в одно из главных достоинств Alone in the Dark: раскроете интригу раньше времени – и останетесь без львиной доли положительных эмоций, а леденящий душу триллер превратится в нелепое блуждание по Центральному парку Нью-Йорка.
Столетний детектив
Хотя главный герой, несмотря на шрамы и седые волосы, выглядит хорошо сохранившимся, Эдварду Карнби стукнуло уже больше ста лет. Напомним, что впервые незадачливый детектив привлек к себе внимание общественности еще в 20-х годах прошлого столетия – именно тогда Карнби вместе с некой Эмили Хартвуд ввязался в расследование паранормальных явлений в огромном особняке, затерянном в сердце американского штата Луизианы. Однако будничное расследование обернулось ночным кошмаром, старый заброшенный дом оказался пристанищем для зомби и призраков. Но, в конце концов, героям удалось выбраться из передряги целыми и невредимыми.
Несколько лет спустя Карнби впутался в странную историю с похищением малолетней Грейс Сандерс – и снова вышел победителем из нелегкого противостояния со злом. Наконец, Эдварду довелось во второй раз встретиться с Эмили Хартвуд: девушка пропала во время киносъемок, и наш герой отправился на ее поиски. Дальнейшая судьба Карнби остается загадкой, но доподлинно известно, что прославленный детектив, спустя 80 лет появившийся в окрестностях Центрального парка, – одно и то же лицо.
Сюжетным сценам не хватает размаха очередной Metal Gear Solid, но наблюдать за развитием событий все-таки интересно.Бушующее пламя может возникнуть буквально у вас под ногами – будьте начеку.
На все руки мастер
Главный козырь Alone in the Dark – разнообразие, позабытое куда более успешными конкурентами, вроде серий Resident Evil и Silent Hill. Вспомните, когда в последний раз вам доводилось тратить свободное от отстрела монстров время на что-нибудь другое, кроме как на поиск всевозможных ключей и магнитных карточек, отпирающих многочисленные запертые двери? В Alone in the Dark о таком «развлечении» можно смело забыть. Здесь совсем другая механика, а игровой мир изо всех сил старается быть похожим на реальный. Закрытые двери, например, совсем необязательно аккуратно отпирать – большинство замков позволяется выломать чем-нибудь тяжелым, саданув, скажем, огнетушителем или мусорным баком, выбить метким выстрелом, либо, на худой конец, разнести в щепки с помощью самодельного взрывного устройства. Обратите внимание: у тривиальной, фактически рутинной по местным меркам задачи, есть как минимум три решения. Даже четыре и пять – если вспомнить о том, что иногда неподатливую дверь можно оставить в покое, воспользовавшись обходным путем, или банально поджечь, благо огня кругом много.
Но дело, конечно, не только в дверях. Тяжелые испытания поджидают страдающего провалами памяти Эдварда Карнби повсюду. Начиная с первых отчаянных попыток выбраться из горящего небоскреба, где каждый квадратный сантиметр таит в себе смертельную опасность, и заканчивая лихой поездкой на машине по гибнущему городу.
Штука в том, что в Alone in the Dark вы никогда и нигде не будете чувствовать себя в безопасности. Разработчики удивительно ловко, почти по-хичкоковски, пугают игрока, заставляя его регулярно покрываться холодным потом и подпрыгивать в кресле. Короткий спуск в лифте, как правило, заканчивается неожиданным падением кабины. Попытка спуститься по пожарной лестнице равна суициду – прочная конструкция начнет рассыпаться, едва Карнби поставит ногу на ступеньку. У надежных, на первый взгляд, комнат, неожиданно исчезают стены, проседает пол и осыпается потолок. То, что хотя бы теоретически может взорваться и загореться, поверьте, здесь взорвется и загорится – счастье, если в этот момент вы догадаетесь отойти на безопасное расстояние.
Новые умения
Эдвард Карнби, возможно, войдет в историю как один из немногих персонажей, умеющих… моргать и закрывать глаза по велению игрока. Первое должно помочь в тех случаях, когда у героя шумит в голове и туман стоит перед глазами. Что до закрытых глаз, то и это «умение» пригодится для обнаружения некоторых, скажем так, неочевидных вещей. Каких именно? Попробуйте узнать самостоятельно.
Мир игры одинаково мрачен, где бы вы ни находились – на заброшенной станции метро……или на городских улицах.
Безобидные на вид кабели и куски проводки «оживают» в самый неподходящий момент, рассыпая сноп искр и норовя ударить током. Идея спастись из пекла по карнизам и балконам, выбравшись на внешнюю стену здания, кажется удачной ровно до тех пор, пока упомянутые карнизы и балконы не превратятся в пылающие обломки. Мастера из Eden Games удивительно ловко создают жуткую атмосферу бесконечного кошмара, играют на ваших нервах, давят на какие-то еще детские страхи, а на протяжении всего представления не покидает ощущение, что все вокруг вот-вот отправится в тартарары, утащив за собой невезучего Эдварда.
Кроме постоянно рассыпающегося на куски мира здесь есть и привычные монстры – разнообразные крылатые, когтистые, прыгающие и ползающие твари, которые так и норовят устроить нашему герою сердечный приступ, неожиданно выпрыгивая из темноты. Вечный сумрак вообще отличный союзник кровожадных чудищ: кого-то вы сумеете вовремя обнаружить, случайно осветив монстра бледным лучом карманного фонарика, другие «поздороваются», с рычанием вцепившись в горло Эдварда. И пистолет, признаться, в такой обстановке уверенности не прибавляет – отчасти потому, что противники редко дают шанс прицелиться, норовя любую перестрелку свести к невыгодной для Эдварда рукопашной. Плюс – дефицит патронов. Но, пожалуй, главной проблемой становится управление, которое получилось слишком сложным.
«Alone in the Dark: У последней черты»
Русскую версию игры компания «Акелла» выпускает под заголовком «Alone in the Dark: У последней черты» в трех вариантах: простом джевеле, DVD-боксе (с бумажной версией руководства и саундтреком на CD) и коллекционном издании. «Коллекционка» включает все то же, что и DVD-бокс, плюс DVD с русской версией предыдущей игры сериала Alone in the Dark: The New Nightmare, футболку, пакет, постер и фонарь-брелок с логотипом игры. Игра полностью локализована, качество перевода, скажем, так, ровное – формально все по большей части правильно (обильный мат, впрочем, смягчен), но как-то без души. Актеры иногда «не попадают» в интонации, да и примелькавшийся голос Алексея Борзунова (дядя Скрудж в «Утиных историях», Адольфо Сегура в «Дежурной аптеке») в роли старика Пэддингтона несколько выбивается из мрачного настроя игры своей «сказочностью».
PC-версия поддерживает геймпад Xbox 360, а клавиатурно-мышиное управление достойно в лучшем случае эпитета «сносное». Особенно странный набор клавиш предлагается для выбора «быстрой комбинации» оружия. К счастью, все действия переназначаемы.
Идея изрубить противника саблей не то чтобы удачная – Карнби не слишком хорошо фехтует.В этой игре порезы, ушибы и прочие раны придется обрабатывать, что называется, вручную.
Многие знания – многие печали
В наш век контекстно-зависимых команд создатели Alone in the Dark решили не идти на сделку с совестью, так что любое, самое простое действие, потребует от вас заучивания той или иной комбинации клавиш, далеко не всегда удобной. Исключением стала разве что кнопка «А» (на геймпаде для Xbox 360), отвечающая за взаимодействие с предметами: именно ее следует нажимать, пожелай вы вооружиться стулом, взять в руки кусок бетонной плиты или ухватиться за веревку.
Но вот прочие движения потребуют известной доли сноровки – стандартные контроллеры оказались для буйной фантазии Eden Games тесноваты, так что итог закономерно-печальный. Чтобы, например, перевязать рану бинтом, нужно сначала при помощи цифровой крестовины перейти в специальный «лечебный» режим, использование подобранных предметов нередко требует манипуляций правой аналоговой рукоятью, а левый джойстик нужно нажимать, чтобы быстро развернуться на 180 градусов. И это мы еще не вспоминаем про неудобный вид от первого лица и адски сложные автомобильные эпизоды.
Но запутанное управление – полбеды. Технические недоработки, одна грубее другой, и порой совершенно невообразимые ракурсы камеры превращают Alone in the Dark в проверку вашего терпения. Выдержите – хорошо. Но стоит раздражению взять верх – и тайна Центрального парка так и останется неразгаданной.
Авто
Официальные пресс-релизы, посвященные Alone in the Dark, расхваливали умение Карнби управлять автомобилем, не упоминая, правда, что водить машину по темным городским улицам и узким парковым аллеям окажется задачей, мягко говоря, непростой. И дело не только в том, что авто неохотно слушается руля, но и в непредсказуемости каждой «трассы». В Alone in the Dark вполне обычное дело свалиться с обрыва, о существовании которого вы не подозревали до самой последней секунды.
В карманах потрепанной куртки найдется место для многих полезных вещей. Например, для коктейля Молотова.Карнби не одинок в своем путешествии. Кое-кто даже готов составить ему компанию во время ночной прогулки или поделиться подсказкой.
Птица другого полета
На фоне собратьев по жанру Alone in the Dark смотрится белой вороной, потрепанной, но готовой к бою. Гениальные решения здесь соседствуют с грубыми ошибками и нелепыми промашками. Почти все тут сделано не так, как мы привыкли, и вразрез с уже сложившимися представлениями о том, каким должен быть современный интерактивный триллер. Может получиться, что эта оригинальность станет проклятием Alone in the Dark и тяжким грузом увлечет на дно заслуженный сериал, давший путевку в жизнь целому жанру survival horror. Впрочем, возможно, как раз необычность произведения позволит, наконец, обновленной Alone in the Dark обрести свое место под солнцем. Время покажет, какой будет развязка, но мы, если что, искренне надеемся на счастливый финал.
Мнение экспертов Red Cat - Наверное, не совсем то, что хотели бы получить многие, – но лично мне понравилось. Причем не столько сюжетом, сколько подходом к геймплею. Объективно, игру сильно портят банальные технические недоработки. Очень хочется надеяться, что в более поздней версии для PlayStation 3 хотя бы часть их будет исправлена. 8.0
Степан Чечулин - AitD – вызывает вихрь противоречивых чувств. С одной стороны, здесь неглупые головоломки, плотная атмосфера, много зрелищных кадров. И это здорово. Но все портят какие-то досадные ошибки. То управление выведет из себя, то графика начнет выкидывать такие коленца, что держись. Создателям надо было повременить с релизом и довести игру до ума. 5.0
Александр Устинов - К сожалению, эволюция почти отменяется. Потенциально отличная игра угроблена скорым релизом и вытекающим отсюда катастрофическим количеством багов. Основательно морально приготовьтесь к тому, что их избежать не получится. И только свыкнувшись с этим, можно получать от игры удовольствие. А будет его немало. 7.0
Сергей Цилюрик - Еще в марте, посмотрев на AitD в Нью-Йорке и на GTA4 в Лондоне, понял, что первая впечатлит куда больше. Так и случилось. Да и познакомившись с Центральным парком, игру воспринимаешь как родную. Оттого вдвойне грустно, что она получила незаслуженно низкие оценки у западной прессы и провалилась в продажах. Не ценят люди инноваций. 9.0
Спуск по тросу опасен вдвойне, так как сверху может упасть что-нибудь тяжелое, да и трос не ровен час оборвется.
1666 Прочтений • [Обзор игры Alone in the Dark] [11.04.2012] [Комментариев: 0]