Перед нами одна из тех игр, которые очень неудобно показывать на профильных выставках и других публичных мероприятиях. На прошедшем в 2007 году «ИгроМире» можно было наблюдать интересную картину: хотя стенд, где демонстрировалась «9 рота», не пустовал, но люди, проведя за игрой от силы минут десять, вставали с очень озадаченными лицами и тихо уходили. На первый взгляд, «9 рота» – ночной кошмар любого человека, увлеченного компьютерными играми. На гигантских размеров карте творится непонятно что: кособокие солдатики куда-то бегут, стреляют, неожиданно бухают взрывы… Что-то явно происходит, но как мы можем повлиять на события, неясно. Прибавьте к этому неочевидную структуру интерфейса, бесноватую камеру, не поддающуюся экзорцизму, и поймете, почему на «ИгроМире» проект, что называется, не поняли.
Недавно мы ознакомились с демоверсией «9 роты», после чего честно предупредили: играть, конечно, будет непросто, и оценить проект по достоинству смогут только самые упорные поклонники стратегий. Так вот, господа, с того времени ровным счетом ничего не изменилось. Перед нами все такой же хардкор без скидок на новичков, а в финальном варианте разве что подправили анимацию техники да персонажей, оставив суть прежней.
Для тех, кто последние несколько месяцев был не с нами, кратко напомним, что за игра эта «9 рота». Проект известной питерской студии «Леста» делался по мотивам одноименного фильма Федора Бондарчука. Впрочем, ответственные за разработку люди заранее объявили, что сюжет базируется на реальных событиях афганской войны, а миссий, непосредственно связанных с сюжетом киноленты, ожидается немного. Так, в общем, и вышло. По гамбургскому счету, игру с фильмом роднят лишь имена некоторых персонажей (Дыгало, Лютый), да нарезка кадров из картины, которые появляются перед началом каждого задания. На звуке в этот раз решили сэкономить, так что голосов мы не услышим вообще никаких, а музыкальное сопровождение состоит из пары-тройки мелодий, написанных специально для игры.
Понятно, что под прикрытием бронетехники воевать всегда веселее.За успешные операции бойцы получают не только опыт, но и награды.
Война без правил
Мы как-то привыкли за последнее время, что отечественные разработки пока не дотягивают до западных. Если зарубежные гиганты геймдева сегодня бьются над зрелищностью своих проектов и, как ни странно, постоянно упрощают (в плане прохождения) игры, то наши упорно куют нереальный хардкор для людей, сильных духом.
«9 рота» не избежала этой участи. Не дай бог, если обычный российский менеджер среднего звена, играющий по два часа после работы, невзначай запустит «9 роту» – его ждет такой шок, что просто ужас. Проект изначально рассчитан на очень, повторим, очень серьезных игроков, готовых мириться со многими несуразностями и способных не отдыхать за игрой, а, если хотите, работать, тратя нервы и время на решение сугубо виртуальных проблем. Впрочем, такой хардкорный подход во многом и создает напряженную атмосферу игры, придавая ей своеобразное суровое обаяние. Если обычно градус сложности повышается плавно, то живодеры из «Лесты» буквально в первые минуты предлагают нам решать чертовски нетривиальные задачи. Например, выдают человек двадцать десантников, пару бронемашин и отправляют выбивать «духов» из богом забытого кишлака.
А выполнить задание мешает сто одна проблема. Враги, например, отнюдь не дураки, так что выкурить даже двух моджахедов с господствующей высоты – дело непростое, связанное, к тому же, с постоянными сюрпризами: прикажешь бойцам закидать вражье гнездо гранатами – так бедняги попадут под пулеметный огонь, да и полягут зазря. Снайпер тоже не панацея – если он неумеха, то расстреляет весь боезапас, так никуда и не попав. Можно бы прижать злодеев плотным артиллерийским огнем, да одна беда – такой могучей поддержки кот наплакал, а задание только началось!
Все эти варианты вам придется проверять на собственной шкуре, теряя солдат и по десять раз загружая сохранения. Последние миссии вообще больше напоминают изощренную китайскую (афганскую?) пытку, где любая задача превращается в сложную тактическую головоломку и одна ошибка приводит к такому краху, что и сейвы не всегда спасают – переигрывайте уровень с нуля!
Помните – подбираться к вражеским позициям надо только ползком!В сравнении с демоверсией вертолетная поддержка стала еще эффективней.
Но вот парадокс. С одной стороны, все эти сложности отпугнут обычных игроков, не желающих испытывать военные тяготы, с другой – для терпеливых и упорных «9 рота» превратится в очень атмосферную, интересную и сложную стратегию.
Уже где-то к четвертой миссии начинаешь вдруг по-иному мыслить. Приходит понимание, что во время боя солдаты должны не стоять гордо во весь рост, ловя вражеские пули, а передвигаться исключительно ползком, прятаться за укрытиями, активно использовать гранаты. Становится очевидно, что снайперу не пристало бежать впереди отряда, а пулеметчиков следует разместить на стратегических высотах. Опять же, чем дальше по течению кампании, тем ценнее становятся бойцы и их опыт – если необстрелянный солдат протянет в ожесточенном бою пару минут, то ветеран, зараза, живуч, а целый отряд опытных бойцов, прошедших вместе огонь и воду, способен горы свернуть.
Благодаря использованию этих, в общем, нехитрых приемов, вы вдруг погружаетесь в мир игры и начинаете понимать, что такое война. Постепенно вы учитесь беречь солдат, экономить боеприпасы, а когда окруженных в ущелье бойцов выручает наконец-то прилетевший вертолет, то душа натурально ликует.
Впрочем, даже при столь маниакальной реалистичности нашлось место и поблажкам. Так, раненого бойца (даже если у него граната под ногами рванула) за секунду поставит на ноги медик, помахав над контуженным героем руками. В любой момент игру можно поставить на паузу, чтобы прикинуть дальнейшие действия, а бойцы и техника обладают пошлой шкалой здоровья – ни о каких точечных повреждениях речь не идет.
СЕКРЕТ!
Игра, как вы понимаете, непростая, так что наши советы, пусть и простые, помогут избежать фатальных ошибок хотя бы на первых этапах:
Солдат, который в полный рост идет на врага, – плохой и потенциально мертвый солдат. Во время боя личному составу лучше отдать команду передвигаться ползком. Однако в таком режиме существенно снижается радиус обзора и стрельбы, так что иногда стоит приказать десантнику ненадолго встать на колено.
Обычно экипаж вражеской машины не сразу замечает подкравшегося бойца с гранатометом. Но как только он выпустит снаряд – на него тотчас обрушится огонь противника. Отсюда мораль: после выстрела скорее уводите пехотинца в ближайшее укрытие.
В игре можно и нужно захватывать технику и орудия неприятеля. Большинство миссий невозможно одолеть без трофейного оружия. Так что, как только обнаружите вражеский миномет, не спешите уничтожать его залпом «Градов» – попробуйте тихо убрать расчет с помощью снайпера, а потом, захватив орудие, воспользуйтесь им сами.
В любой момент можно запросить поддержку с базы: вертолет, артиллерийский удар и так далее. Но тут есть два нюанса. Во-первых, сигнал передается только по рации, так что не забудьте перед вылетом выдать ее хотя бы одному солдату. Во-вторых, количество таких вызовов ограничено, так что не злоупотребляйте ими. Кроме того, помните, что если вы ни разу за миссию ничего не просили у командования, то в качестве поощрения получите право несколько раз вызывать дополнительную помощь.
Наконец, последний совет. Будьте осторожны, и вам воздастся. Передвигайте солдат не спеша, постоянно осматривайте окрестности в бинокль, ну и, конечно, часто-часто сохраняйтесь. Жить будет проще.
И все-таки один из самых стильных моментов – когда наши десантники высаживаются из вертолетов.Перевозить солдат «на броне» , может, и быстрее, но если угодит снаряд, то погибнут все.
Парад победы
Если «по пунктам» разбирать графику «9 роты», может создаться впечатление, что она неказиста. Карты, на которых происходят сражения, хоть и большие, но пугающе пустые, из спецэффектов хорошо выглядят только взрывы и дым, а анимация, скажем так, специфическая.
Тем удивительнее, что при невыразительности всех составляющих игра в целом умудряется ежеминутно рисовать захватывающую картинку. Залп «Градов» к чертям собачьим разносит все, что попало в зону поражения, барражирующий Ми-24 словно выпорхнул из дорогого голливудского блокбастера, здания в мгновения ока превращаются в груды камней, едва различимые в дыму и пламени. Вот такая панорама открывается, если не вдаваться в подробности, а попытаться разом охватить всю батальную сцену.
Хватает, впрочем, и неприятных сюрпризов, которые (будем считать, по недосмотру), оставили создатели. Ваш гениально разработанный план может провалиться лишь из-за того, что солдаты тупо застрянут в камнях, танк вдруг перестанет стрелять или просто запутается в окрестных деревьях. Интерфейс не облегчает, а усложняет жизнь. Горячие клавиши, так здесь необходимые, разнесены по разным краям клавиатуры, да и расположены неудачно, камера регулярно выдает такие ракурсы, что очень сложно понять, где мы очутились и куда ехать дальше.
Как и следовало ожидать, «9 рота» вызывает весьма противоречивые чувства. Условный «простой игрок», конечно, не захочет терпеть все эти адовы муки, и лучше ему остановить свой выбор на той же «Легенде о рыцаре», например. С другой стороны, если простить технические ошибки и принять те непростые правила, которые придумали разработчики, то обнаруживается чрезвычайно интересная стратегия, где нужно думать и заботиться о людях, где бойцы получают ордена и медали, а за убитых подчиненных вдруг становится действительно больно.
2290 Прочтений • [Обзор игры 9 рота] [11.04.2012] [Комментариев: 0]