Хотя жизненный цикл GameCube потихоньку подходит к концу, интересные проекты для этой платформы нет-нет да и появляются на свет, к всеобщей радости поклонников Nintendo. Одним из последних эксклюзивных проектов стала Fire Emblem: Path of Radiance, девятая часть почитаемого многими сериала, начавшего свой путь еще на 8-битной NES.
Семь раз отмерь, три раза отрежь
Первая Fire Emblem вышла в 1990 году на 8-битной NES, но за пределы Японии так и не выбралась – равно, как и следующие пять частей сериала, выпущенные в разное время на NES, SNES и GBA. Официально языковой барьер смогли преодолеть лишь три последние «Эмблемы огня» (среди которых и Path of Radiance).
CG-заставок в игре ну очень уж мало, все больше — экраны с текстом. Неизбежное зло в TRPG.Зеленый тигр – не глюк, а один из лучших бойцов во всей игре. Знакомьтесь, его зовут Муарим.
Господин гроссмейстер
Как вы относитесь к шахматам, дорогие читатели? Готовы ли тратить драгоценное время на розыгрыши многоходовых комбинаций, искать бреши во вражеской обороне и старательно продумывать собственное наступление? Беречь каждого солдата, будь он даже слабой пешкой, а в решающий момент пожертвовать ради победы грациозным надменным ферзем? Если ответ по всем пунктам положительный – милости просим в виртуальные казармы Path of Radiance.
Время от времени герои наносят соперникам особенно мощные удары.
Здесь радушно встретят и многоопытных ветеранов Fire Emblem (далее FE), и еще зеленых, не нюхавших пороху новичков. Первых поджидает хорошо знакомый набор правил и несколько приятных нововведений; вторым предложат пройти краткий курс обучения, после чего без лишних проволочек отправят на передовую — познавать военное искусство на практике.
Главный закон FE – «закон треугольника», на котором держится вся боевая система, – остался нетронутым. Суть его проста. Есть три категории вооружения – мечи, топоры и копья. Мечи безукоризненно (за парой-тройкой исключений) работают против топоров. Топоры становятся лучшим выбором против копий. Ну а копья незаменимы против мечей. Заклинания волшебников образуют отдельный «треугольник» из ветра, огня и грома. За пределами «треугольников» остаются лучники, полезные в борьбе с воздушными силами противника, некоторые целители (ибо пацифисты) и различные воины-оборотни (не пользуются обычным оружием). Запомнили? Тогда вперед, решать более трудные задачи.
Тяжела генеральская доля
Основная сложность Path of Radiance заключается не в том, как выиграть битву, а в том, как выиграть ее с наименьшими потерями, не растеряв на пути к победе половину действующего состава. Стоит помнить, что, в отличие от большинства собратьев по жанру, в FE павших товарищей вернуть к жизни разрешается только одним способом – нажав на Reset и начав миссию заново. Противники же, пусть и не блещут умом, безошибочно угадывают в ваших рядах тех, кто слаб здоровьем или не может контратаковать. Стрелки, священники и колдуны – главные кандидаты в группе риска и вынуждены постоянно находиться под присмотром более крепких товарищей, вроде мирмидонян и паладинов.
Наверное, именно поэтому лучшей (но не универсальной!) тактикой в FE была и остается «агрессивная оборона». Делая очередной ход, ставьте в первую шеренгу самых сильных и проворных, во вторую – любителей дистанционных схваток; обеспечьте и тем, и другим доступ к скорой медицинской помощи. Готово? Можете с облегчением вздохнуть – проломить подобное построение непросто. Впрочем, неприятные сюрпризы иногда случаются – не слишком удивляйтесь, обнаружив в тылу пару-тройку боевитых копейщиков или ватагу пиратов.
Ни песен, ни плясок
В предыдущих сериях Fire Emblem армию частенько сопровождали музыканты или танцоры. Драться они не умели, зато с их помощью тот или иной персонаж мог выполнять два действия за один ход. В Path of Radiance никаких танцоров нет, а их функции переданы крылатому (и не очень-то шустрому) принцу Рейсону.
Обязательно беседуйте с местными жителями — они почти всегда готовы поделиться чем-нибудь ценным.Враг почти всегда превосходит вас числом. Взглянешь на карту — аж оторопь берет.
Менеджмент
Помимо здоровья подопечных, мудрый полководец обязан помнить о множестве мелочей, способных серьезно изменить соотношение противоборствующих сил. Скажем, особенности ландшафта (болота, холмы, кустарники) при разных раскладах могут помочь вам или, наоборот, навредить, если вы не знаете всех тонкостей. Наглядный пример: песок замедляет передвижение конников, но нисколько не беспокоит избравших путь магии и волшебства. А вот любые возвышенности не под силу преодолеть никому, кроме тех, кто «рожден летать».
Еще одно немаловажное дело – прием новобранцев. В мирное время рекруты почему-то не горят желанием встать под ваши знамена, а в пылу сражения их очень легко принять за врага и, неровен час, отправить на тот свет. Оттого приходится быть вдвойне осторожными, дабы к последним главам игры не страдать от нехватки работоспособных кадров. Не последнее место занимает и задача обеспечения вашей армии всем необходимым. Покупать различные предметы, будь то медикаменты или амуниция, в Path of Radiance разрешают в паузах между главами – пройтись по магазинам и оружейным мастерским в процессе боевых действий, как в былые времена, не получится, ибо неизвестные злодеи убрали с уровней все торговые точки.
Несмотря на некоторые плюсы такого решения, обновлять запасы и проверять прейскуранты местных продавцов после каждой стычки не всегда удобно, да и организована процедура «шоппинга» традиционно коряво. Оружие берем у одного, снадобья у другого, третий кует эксклюзивные топоры и мечи, четвертый готов скупить у вас любой ненужный хлам — и попробуйте быстро переключиться между виртуальными прилавками! Вдобавок, разжившись чем-нибудь, нужно немедленно решить, отдаете ли вы приобретение кому-то из подчиненных, или сдаете на общий склад. Да, и не забудьте, что при себе герои носят лишь самое необходимое! Волей-неволей вспомнишь «бездонные карманы» персонажей Final Fantasy и прочих «традиционных» RPG.
Карьерный рост
Одним из нововведений стало появление Bonus Experience – «ничейных» очков опыта. Их разрешается раздавать всем, кто по какой-то причине отстает в развитии. Кроме того, персонажи могут менять класс автоматически по достижении 20-го уровня – раньше для смены класса приходилось искать специальные артефакты.
У пешего копейщика почти нет шансов против вооруженного топором паладина.Магия до Final Fantasy, конечно, не дотягивает, но иногда все равно впечатляет.
Полезные животные
В перечне доступных рас и классов наблюдается весьма внушительное пополнение в виде уже упомянутых клыкастых и когтистых оборотней-лагуз. Оные обитатели дремучих лесов и высоких скал делятся на три (опять три!) группы – звери, птицы и драконы. Звери представлены различными видами из семейства кошачьих. Птицы делятся на ястребов короля Тибарна, воронов под предводительством коварного интригана Найзалы и почти вымерших белых цапель принца Рейсона. Драконы ни на что и ни на кого не делятся, в дрязги соседей стараются не вмешиваться, и вам (по крайней мере, явно) помогать не станут почти до самого конца, предпочитая действовать из-за кулис.
Оборотни – чрезвычайно могучие и проворные воины, но их сила не лучшим образом отражается на игровом равновесии. Зачем предпринимать хитроумные тактические маневры, когда один саблезубый тигр с легкостью расправится практически с любым, кто посмеет заступить путь? Разработчики, очевидно, понимая, что перестарались, все же пытались восстановить справедливость. Лагузы опасны в животном обличии, а его они принимают на сравнительно ограниченное время. Но, во-первых, требуется каких-то три-четыре хода, чтобы оборотень снова «озверел»; во-вторых, у одного из них при себе имеется специальный амулет, позволяющий на протяжении всего боя оставаться во всеоружии(то есть при зубах и когтях).
Женщина с топором. Боится Мужчин с мечами.Девочка с яблоками. Боится всех.
Смотрите и слушайте
На сладкое, как водится, попытаемся разобрать графику, музыку и звук. Визуально Path of Radiance едва ли претендует на звание «технологический прорыв года». Казалось бы, именно Nintendo и ее внутренним студиям полагается использовать возможности GameCube на полную катушку. Ан нет – у большой N какое-то особое восприятие действительности. Посему наблюдаем весьма скромный набор из симпатичных, но не слишком детализованных пейзажей, угловатых моделей людей и монстров (что, впрочем, не очень заметно из-за высоко подвешенной камеры) и ничем не примечательных спецэффектов.
Зато музыка восхитительна – мелодии наотрез отказываются выветриваться из головы. К тому же почти каждый значительный эпизод игры сопровождается собственной композицией. Что обидно – кроме нескольких сюжетных видеороликов (заметим, великолепных), где слышны голоса персонажей, в игре совсем нет речи. Ее заменяют тонны экранного текста.
Финал партии
С почти немыми персонажами и не самой броской графикой Fire Emblem: Path of Radiance, тем не менее, легко отвоевывает себе титул лучшей RPG для GameCube. На творение Intelligent Systems ничуть не жалко потратить много-много часов свободного времени. А ничего другого нам и не надо.
P.S. Про сюжет-то ни словечка не сказали! Мы ведь теперь наемники, честные и благородные. Спасаем принцессу-сироту от коварных злодеев, причем почти бесплатно. Такие вот дела.
1355 Прочтений • [Обзор игры Fire Emblem: Path of Radiance] [11.04.2012] [Комментариев: 0]