Atlus USA неизвестно по какой причине путает японскому издателю карты, сваливая все в одну кучу – и Shin Megami Tensei, и Megami Ibunroku, и Devil Summoner. Из-за этого основной сериал – SMT – выдохся раньше времени и теперь ассоциируется со школьниками и их проблемами.
Первоначальный восторг перед сериалом Shin Megami Tensei, так вовремя перемахнувшим океан и оказавшимся в центре внимания в конце эпохи PS2, сегодня сменяется легким разочарованием. Новые выпуски Persona огорчают ценителей первых двух частей и привлекают внимание лишь любителей японской поп-культуры, Devil Survivor «застрял»
в малопривлекательном для обожателей Soul Hackers облике и не радует римейками; обещанные SMT на консолях нового поколения так и не были показаны миру, и неизвестно вообще, действительно ли ведется их разработка, или все анонсы были, что называется, фанатам для затравки – мол, не расслабляйтесь, лучшие времена еще впереди.
***
В основе сюжета Devil Survivor лежит классическая для Shin Megami Tensei идея: Токио грозит небытие. Отличие в том, что герои могут выбраться из города (во всяком случае, они ищут способ сбежать), пускай на это им отводится не больше семи дней. Их жизни могут прерваться преждевременно, если исполнится предсказание по электронной почте, вроде: «В таком-то часу следующего дня в Икэбукуро произойдет взрыв». Это значит, что надо быть в указанном месте и встретить там босса, а уже
потом заниматься своими делами.
В разное время у героев SMT были разные «наручные» компьютеры. Теперь это Nintendo DS (на самом деле, Communication Player) с искусственной прошивкойДиалоги навевают скуку, иногда вызывают смех. Хорошо то, что редко встречаются анимешные штампы – с ними была бы совсем тоска
В каком-то смысле и Devil Survivor можно назвать подтверждением печальной тенденции. Игра, которую иные представляли если не развитием вселенной SMT, то хотя бы ее ответвлением, выдержанным в мрачных тонах (см. Nocturne), в действительности оказалась еще одной историей о том, как анимешные школьники, нарисованные малоизвестным в творчестве Atlus художником Судзухито Ясудой, сражаются со стилизованными демонами, чей дизайн кисти Кадзумы Канеко (вот оно, главное сокровище компании) уже много
лет является предметом восхищения. И это притом, что сами демоны без конца кочуют из одной игры в другую, а хваленую «стилистику» создает вовсе не Канеко, а целая команда художников-помощников, в то время как тот самый дизайнер теперь больше занимается сюжетом и подростковыми диалогами.
Поначалу Devil Survivor напоминает отвлеченный вариант Persona – уж больно много здесь пустопорожних разговоров и бесполезных прогулок по городу. Собственно, «погулять» в прямом смысле не позволяют, можно только выбрать район города и указать, чем заняться героям: осмотреться, опросить людей, поговорить друг с другом и т.д. Понятно, что Токио город не маленький, и в поисках продолжения нити повествования мыкаться так можно до неприличия долго. Чтобы было ясно, что
делать и куда идти дальше, сюжетные локации отмечены специальным значком, вдобавок к этому указывается, какая сценка в конечном итоге приведет к сражению с демонами. Небывалая щедрость для Atlus, визитными карточками которой долгие годы были «утомительная беготня по бесконечным коридорам» и «ответы на вопросы, которые приводят к непредсказуемым последствиям». Последнее, к слову, подразумевает сразу две проблемы, которым здесь нашлось решение: разговоры с демонами для того, чтобы заключить
с ними контракт на использование в бою, и поступки главного героя, совокупность которых может изменить концовку или конкретную игровую ситуацию. Во-первых, бесед за жизнь с потусторонними существами в DS нет. Союзников предлагается покупать на аукционах, выкладывая за них какие-то совершенно безумные суммы. Во-вторых, диалоги теперь настолько примитивны, а варианты ответа так прозрачны и понятны, что любой дошкольник разберется, что тут будет «хорошо», а что «плохо». Оба этих отступления
от канонов в разное время дополнялись чем-то более интересным, но для DS характерно только их отсутствие.
Непосредственно битва проходит с видом от первого лица, как в самых первых SMT. В западных рецензиях встречается сравнение с новыми Dragon Quest, но оно не совсем корректно: там, где Square Enix потрудились над анимацией ударов, у Atlus хлопки и вспышкиВпоследствии выясняется, что на все про все у героев лишь семь дней, да и те еще надо отвоевать, побеждая боссов в нужное время и в нужном месте. Приходится выбирать, что делать дальше, жертвовать одним ради другого, поступаться моралью… в общем, по прошествии пары часов становится ощутимо интереснее. Не последнюю роль в этом играет и простецкая боевая система, позаимствовавшая кое-какие элементы Shin Megami Tensei для TRPG-механики. На локацию можно выставлять до четырех героев, каждого
из них сопровождают два демона; и у тех, и у других есть особые навыки, пользоваться которыми можно как до сражения, так и в процессе. Фактически, от игрока требуется только создавать правильные команды, выбирать нужные умения (решается методом проб и ошибок) и бить всех подряд как можно спешнее, благо за это еще и пристойное вознаграждение полагается. Сами битвы сложные, но не настолько, чтобы тратить на них несколько дней, отвлекаясь от сюжета. Конечно, назвать Devil Survivor «дружелюбной»
можно лишь с большой натяжкой, но и не заметить этот шаг навстречу геймерам тоже не получится. Вопрос в другом: так ли был нужен поклон мейнстриму и не пора ли перестать раз за разом жевать одну и ту же идею?
С другой стороны, если бы SMT придумали только сегодня и только для портативных консолей, то и весь сериал мог бы выглядеть именно так. Судите сами, все характерные черты и традиции в игре сохранились: чудо-устройство COMP (роль которого теперь исполняет Nintendo DS), переживающий конец света, нашествие демонов, военную блокаду и проблемы с сотовой связью (настоящая трагедия для всех без исключения горожан) Токио, религиозная секта, бессмертный Интернет и программа «призыва демонов». Нюанс
один, но серьезный: выглядит все это здесь до тошноты «попсово» и рассчитано, в первую очередь, на людей неискушенных, не знакомых с достоинствами неординарного сериала.
***
Календарная система в Devil Survivor в корне отличается от той, что мы видели в последних выпусках Persona. Здесь все расписано по часам: погуляли с друзьями – потратили полчаса, встретили знакомого и решили поболтать с ним подольше – потеряли еще час. Вне времени только сражения. Переигрывать одни и те же битвы можно сколько угодно раз, и заниматься этим действительно придется, ведь иначе не скопить деньги на новых союзников. Например, на славного демона по имени Kikimora.
Верхний экран используется для вывода статистической информации. Никаких хитрых применений тачскрину не нашлось, но никто на это и не рассчитывал