Есть такие игры, которые не стареют ни через год, ни через два, ни через пять лет после выхода. И зачастую подобному "бессмертию" они обязаны не качественной графикой, на которую через пять лет люди взглянут с усмешкой, и не геймплею, также со временем берущему новые высоты, заставляя забывать былых любимчиков, - ключом к вечной жизни были, есть и будут мастерски написанные реплики персонажей, их диалоги и незабываемые ситуации, в которые попадают герои. За примерами далеко ходить не надо - чего стоят шедевры Тима Шафера или локализации ныне покойной Working Designs! Конечно, эти игры никогда не замахивались на сверхпопулярность, но в узких кругах имеют культовый статус, и погружение в Лету - не их удел.
Сериал Gyakuten Saiban (PC, GBA; всего пока три части) от Capcom, повествующий о нелегкой доле молодого адвоката, по праву можно считать одним из ярчайших примеров таких игр. Зачастую скучная, рутинная и тяжелая юридическая работа преобразилась в Gyakuten Saiban в полное драмы и юмора противостояние ничем не уступающих друг другу сторон, в битву улик и показаний. Одна беда - Capcom так и не решилась выпустить "симулятор адвоката" на английском языке, что для адвентюры (быть может, кому-то ближе к сердцу слово "квест"), почти целиком построенной на диалогах, равносильно смертному приговору. Но вот появилась Nintendo DS, а на ней - обновленный Gyakuten Saiban, получивший заголовок Yomigaeru Gyakuten и изначально нацеленный на покорение американского и европейского рынков - под именем Phoenix Wright: Ace Attorney.
Переводчикам - нет, локализаторам! - низкий поклон и троекратное "ура": они постарались настолько замечательно, что японские корни игры может выдать разве что анимешный дизайн персонажей. Все имена героев заменены на новые, не менее говорящие и так же прекрасно вписывающиеся в каламбуры, и обилие "сохраненного" юмора делает Phoenix Wright такой же запоминающейся, как и японский оригинал.
Перекрестный допрос: самая важная часть слушания в действии.Схема места преступления поможет изобличить лгущих свидетелей.
В центре повествования - начинающий адвокат по имени Феникс Райт, которому предстоит расследовать пять занятнейших дел, дабы не дать невиновным подсудимым понести незаслуженное наказание… Для этого нужно не только проявить смекалку и настойчивость в суде, но и самому искать улики, оправдывающие клиентов. Таким образом, игра делится на две составляющие: типично квестовую и новаторскую "судейскую".
Расследование в Phoenix Wright действительно не представляет собой ничего выдающегося: мы вольны посещать известные нам места, исследовать их в поисках улик, говорить с персонажами и демонстрировать им найденные улики. Ошибиться при этом невозможно: не собрав всех необходимых улик, вы попросту не сможете перейти к следующему заседанию суда.
Впрочем, полнейшая линейность царствует и на слушаниях. Состоят они преимущественно из свидетельских показаний и перекрестных допросов. Ваша цель здесь - найти противоречия в показаниях, опротестовать их и представить суду необходимые для подтверждения собственного возражения улики. Выбрали неверные улики или опротестовали реплику, не содержащую ничего противоречивого, - будьте готовы к тому, что судья сделает вам выговор. Пять ошибок - и дело проиграно.
Свидетели могут вскружить голову судье своей внешностью......Кардинально меняющейся, когда дело начинает пахнуть жареным.
Не возбраняется, однако, "давить" на свидетелей, придираться к мелочам после каждой реплики - так они могут запутаться в собственных показаниях и обнажить информацию, за которую можно зацепиться. Допускается и сколько угодно перечитывать показания - во времени вы ничуть не ограничены, и все, что от вас требуется - лишь выбрать правильный вариант протеста.
Да, по сути, Phoenix Wright - это книга, и нужен ей скорее не игрок, а читатель. Но одновременно с этим игра создает невероятный эффект присутствия, заставляя сопереживать героям и доставляя искреннюю радость и наслаждение при раскрытии очередной интриги - оторваться просто невозможно!
Phoenix Wright: Ace Attorney состоит из пяти глав - пяти дел, которые Фениксу предстоит раскрыть ради оправдания клиентов. И пусть столь небольшое число сценариев вас не смущает - продолжительности игре не занимать. Phoenix Wright запросто может отнять у вас 15, а то и больше часов! Возвращаться к нему, впрочем, смысла нет ввиду его абсолютной линейности - но, поверьте уж, первое прохождение будет незабываемым.
Улики и свидетельства - вот оружие юриста!Опрос свидетелей стилусом - дело нехитрое.
Из пяти глав четыре перекочевали прямиком с GBA. Изменения чисто косметические: добавилась поддержка тачскрина (собственно, всю игру можно пройти, управляя лишь стилусом) и голосовых команд. Небольшое, казалось бы, добавление - но на самом деле ничто не помогает так вжиться в роль адвоката, как возможность самому воскликнуть "Objection!", завидев брешь в логических построениях прокурора.
Пятая же глава (длиной в добрую треть игры) эксклюзивна для DS-версии, в игре-оригинале ее не было. Тут тачскрин с микрофоном используются и при добыче улик, да и возможность DS отображать трехмерную графику также пришлась как нельзя кстати. Одна беда: верные решения в пятой главе подчас не просто неочевидны, но и зачастую кажутся бестолковыми. Что, однако, ничуть не умаляет интриги и юмора, рука об руку идущих через всю игру.
Phoenix Wright: Ace Attorney - лучшая DS-игра для любителей текстовых адвентюр и квестов и первая ласточка отличной серии для англоговорящего люда. Зная Capcom, можно надеяться и на римейки второй и третьей частей, и на локализацию четвертой, которая должна появиться в Японии уже в этом году, - тоже для Nintendo DS. Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
Capcom ты был, Capcom ты и остался...
Надо признать, что наши похвалы в адрес инновационности Phoenix Wright имеют место, поскольку речь идет о первой англоязычной игре, в которой для нас ново все. Сам же сериал насчитывает три непереведенных части на GBA (из которых первая - римейк PC-версии), так что для японцев Yomigaeru Gyakuten не откровение, а очередной "сиквел от Capcom". Мы, впрочем, не японцы.