Иные герои видеоигр подобны голливудским звёздам – на пике славы удерживаются десятилетиями, а в глазах миллионов поклонников они столь же молоды, крепки и полны сил, как и на заре карьеры. Не важно, какие средства помогают добиться такого впечатления – скальпель пластического хирурга, искусство гримёров или труд операторов. Главное – результат! Неутомимый Марио и братец его Луиджи, очевидно, уже давно выбились из юношеского разряда «популярных» в категорию «звёзд-супертяжей». За двадцать с лишним лет не спровадили усатого водопроводчикаи этого, зелёного, тоже в дом престарелых. Напротив! Всё чаще проекты с усами и кепкой бьют мыслимые и немыслимые рекорды. Недавняя New Super Mario Bros. для Nintendo DS – лучший тому пример.
Рецепт на все времена
С УСАМИ!Совершив переворот в жанре платформеров с помощью легендарной Super Mario 64, большая N всех заставила искать счастья на 3D-просторах. Теперь та же компания с лёгкостью демонстрирует и обратный фокус: мол, объёмные миры и трёхмерная свобода, вообще говоря, отнюдь не универсальное, и уже тем более не единственное средство борьбы за кошельки покупателей – особенно если вы не разучились делать хорошие двухмерные игры. Невероятно, но факт: в New Super Mario Bros. нет НИ ОДНОЙ в самом деле новой или, там, более-менее свежей идеи. Зато старые подобраны столь умело, что впору говорить о появлении действительно идеального платформера. Такого, какой мог получиться только у Nintendo.
Ни одна черепаха не устоит перед великаном Марио.Поосторожней с прыжками – ошибка грозит падением и потерей жизни.
Как и много-много раз до этого, придётся исследовать восемь больших и красочных миров, каждый из которых разбит на несколько этапов поменьше. Цель путешествия также совершенно неоригинальна: юный Баузер он, кажется, окончательно отвоевал у папаши лавры главного злодея – такой очаровашка! бессовестно умыкнул Принцессу и теперь носится по окрестностям с красоткой под ручку в поисках надежного убежища. Ну а Марио как вариант – Луиджи должен в очередной раз изобразить Карающую Длань Правосудия. Знакомо?
Схема прохождения почти во всех мирах повторяется раз от раза – чтобы догнать похитителя, нужно одолеть с полдесятка «стандартных» уровней, после чего пожалуйте на штурм замка или крепости, где засел панцирный донжуан. Тут-то и предстоит пройти главное испытание в данном мире. В простонародье такая свалка зовётся «ухлопать босса». Кстати, встречи с самим Баузером-младшим отнюдь не редкость. С упорством, достойным лучшего применения, лезет наглый черепах в драку, не теряет надежды лично разделаться с преследователем. Несчастный, как же он переоценивает собственные силы! Обычно колючепанцирному хватает трёх ударов по макушке. Хотя следует признать – коварный недомерок на своих ошибках учится и ближе к концу игры уже представляет нешуточную угрозу.
Слишком большая и зубастая рыба – опасный противник. Ведь под водой возможности Марио сильно ограничены.Так выглядит «глобальная карта» первого мира. Полно секретных мест, неоткрытых проходов и платных заведений. Глаза разбегаются? Ориентируйтесь на схему (нижний экран) – некрасиво, зато наглядно.
К слову, о конце. Даже если вы мчитесь к заветной цели напоминаю: Принцесса!, никуда не сворачивая кстати, можно и подчас очень даже нужно!, пройдёт немало времени, прежде чем пленница обретёт, наконец, свободу, а в Грибном Королевстве установится привычный и такой хрупкий! мир и настанет долгожданное благоденствие – вплоть до выхода новой игры. Но, согласитесь, прямой путь – далеко не всегда самый интересный. И Марио а вместе с ним и Сатору Ивата, и Сигеру Миямото… знает это как никто другой. В общем, количество обходных тропинок, секретных уровней и хитро запрятанных бонусов здесь превышает любые пределы! Дошло до того, что в разряд «секретов» угодил целый мир! То есть на карте-то он имеется, но вот как в него попасть – иной торопыга никак не разумеет.
Получить доступ к тому, что скрыто, можно разными путями. Самый привычный и универсальный – деньги. И не просто деньги, а деньги ОГРОМНЫЕ. Чуть не на каждом этапе хитрецы разработчики припрятали по три большущие золотые монеты, которые и являются здешней валютой, открывающей многие двери. Обычная плата за вход – всего пяток таких чудо-кругляшек. Правда, чем дальше в лес, тем глубже зарыто золото: собирать монеты становится всё труднее и труднее.
Другой способ прикоснуться к Тайне – укромные тропинки, коих тут превеликое множество. Многие этапы предусматривают возможность добраться до финишной черты двумя, а то и тремя различными способами. А в тех случаях, когда выбора нет, всегда можно наткнуться на пару-тройку не виданных ранее комнаток, подземное озерцо, битком набитое монетами и хищными рыбами, или ещё что-нибудь не менее приятное.
Ица ми, Панцирный Марио!
Среди прочих вкусняшек – таких как грибочки и цветочки – братьям Марио может попасться и черепаший панцирь (да, не вкусняшка, но тоже бонус). Надев его, персонаж превратится в гибрид водопроводчика и черепахи с прочным ярко-синим «домиком». А мне в голову лезет Солид Снейк с картонной коробкой на голове... Пусть выглядит такой наряд до крайности нелепо, зато наделяет сразу несколькими полезными умениями. Во-первых, герой может спрятаться в панцирь и враз стать едва ли не неуязвимым для большинства противников. Во-вторых, разбежавшись, новоявленный Братец Черепаха покатится этаким шаром из кегельбана и переломает косточки всему живому на своём пути. Наконец, под водой обладатели ценного панциря тоже не лыком шиты – например Парадокс! заметно быстрее плавают.
Ица ю, Луиджи?
Мини-игры, прилагаемые к New Super Mario Bros., было бы нестыдно выпустить и отдельным сборником – настолько они многочисленны, разнообразны и увлекательны. Вот где с блеском продемонстрированы технические возможности DS – от сенсорного экрана до микрофона. Мини-забеги разделены на несколько категорий (Action, Puzzle, Table, Variety), причем среди них попадаются как те, что мы уже видели в Super Mario 64 DS, вроде стрельбы из рогатки по бомбам-парашютистам, так и совершенно новые виды развлечений. В отдельную группу выделены те мини-игры, что рассчитаны исключительно на многопользовательский режим. Их, кстати, навыдумывали аж десять штук – от дружеских перестрелок снежками до гадания на ромашках. Многопользовательский режим (для двух участников) предусмотрен и в основной игре, но, к сожалению, он не даёт совместно проходить сюжетные уровни. Вместо этого есть пять уровней-арен, где Марио и Луиджи предстоит сражаться друг с другом за звезды. Или за право считаться главным Братом? Что-то в этом роде.
Многоликий супермачо
С УСАМИ!Длительное и опасное путешествие требует тщательной боевой подготовки. И братья Марио держат хвост пистолетом. Главный способ расправы с врагами всё тот же – смертоносный прыжок на голову супостата. Но существуют и более элегантные решения. Например, употребление ярко-жёлтого цветка не только «переодевает» персонажа в стильную пару из белой кепки и белого же комбинезона неужели маляр?! или весёлый молочник?!, но и даёт силы поджаривать противников сгустками пламени! А крупный, смахивающий на поганку коричневый гриб превращает любого из братцев в эдакого Мариозиллу – сантехника ростом с небоскрёб! Каждый шаг этого чудища угрожает обрушить мир в тартарары. Хорошо ещё, действие гриба длится считанные секунды. А вот другой грибок – крошечный, белый не бойтесь, кушайте! – одарит ровно противоположным эффектом – сделает из водопроводчиков чрезвычайно мелких и невероятно прыгучих существ, легко пролезающих в самые узкие норки. Правда, в таком состоянии им лучше быть поосторожнее: один незапланированный контакт с какой-нибудь праздно шатающейся гумбой а-а-а! Нет слов! Контакт с гумбой! – и жизнь долой. Впрочем, и тут средство найдётся спорим, гриб? – юркий грибок в зелёную крапинку! ну, что я говорил? Найти такой непросто, зато «1 UP» в копилку, и даже сто монет копить не надо.
Между прочим, в New Super Mario Bros. все волшебные грибы и даже цветы-стимуляторы разрешено брать про запас – пусть и не более одного за раз. А когда вам вздумается подкрепиться, просто ткните стилусом пальцем, дети, пальцем! Так удобнее! в соответствующий значок на нижнем экране.
Привыкли уже дуть на всех в микрофон? Теперь на вас пусть дуют! На своей, так сказать, кепке прочувствуете, каково это.Несчастный, как же он переоценивает собственные силы! Обычно колючепанцирному хватает трёх ударов по макушке.
Тотальный контроль
С УСАМИ!Платформер с плохим управлением быстро превращается в орудие пытки – это закон. Но, к счастью, к нашей игре это не относится; герои слушаются команд как шёлковые, несмотря на внушительный список разных прыжков и спецприёмов. Отметим, что Nintendo в который раз отказалась в полной мере задействовать сенсорный экран и стилус не говоря уж о микрофоне в игровой механике – кроме описанного использования предметов, нижний дисплей, в основном, служит лишь для отображения карты и кой-какой статистики, вроде числа найденных монет. Иное дело – мини-игры. Тут как раз кнопки и крестовина бесполезны – стилус вам в руку и вперёд, за подвигами!
Нью рекорд!
О том, на что способен вечно молодой сантехник, особенно красноречиво свидетельствуют продажи по всему миру. Так, в США игра разошлась миллионным тиражом всего за три месяца – и ушлые менеджеры Nintendo тут же посчитали, что каждую минуту жители Штатов покупали примерно 20 копий игры. А уж в Японии успех New Super Mario Bros. и вовсе перерос в общенациональное помешательство им не впервой, они такие! Более четырёхсот тысяч копий в первый день продаж, девятьсот тысяч – за четыре дня. Мало того, дебютировав в мае, New Super Mario Bros. до сих пор не желает покидать верхушку японского хит-парада так и в игре – чем выше за флажок уцепишься, тем больше очков и успешно соперничает с зубастыми новинками, вроде Final Fantasy III.
СЕКРЕТ!Чтобы поиграть за Луиджи в однопользовательском режиме, на экране Select a File выбирайте файл сохранения, зажав оба шифта.
Поставив игру на паузу на карте, наберите комбинацию L, R, L, R, X, X, Y, Y, чтобы получить доступ к секретному Challenge Mode. Этот код сработает только после того, как вы пройдёте игру до конца.
Пройдите игру, чтобы получить возможность в любое время сохраняться на экране с картой.
Чтобы открыть World 4 и 7, в последних замках World 2 и 5 соответственно победите босса силами мини-Марио.
Если по завершении уровня на таймере останется 11, 22, 33, 44 (и т.д.) секунд, вы увидите салют и услышите музыкальную тему из оригинальной игры 1985 года.
Новое лицо звезды?
С УСАМИ!Как легко заметить по скриншотам, в New Super Mario Bros. нет и намёка на «истинную» трёхмерность – хотя главные герои и некоторые монстры всё-таки собраны из полигонов так красивее!, помещены они в исключительно плоские декорации. Что ничуть не мешает игре претендовать на звание самой красивой игры для Nintendo DS. Каждый уровень – словно ода мастерству программистов и художников. Кажется, картинка целиком состоит из десятков и сотен мелких деталей, великолепных спецэффектов и плавной анимации на хвосте. Ничего лишнего, ни одной мало-мальски заметной ошибки, никаких намеков на иссякшую фантазию – миры, несмотря на внушительное количество, почти ни в чём не повторяются. Только что вы прыгали по зелёным лужайкам с торчащими, прошу заметить, отовсюду водопроводными трубами!, а через полчаса уже плаваете под водой – чтобы немного погодя пробираться через глубокие сугробы и обыскивать тёмные пещеры.
Мы в восхищении
Ну, вы догадались!Наверное, вы уже поняли: всерьёз поговорить о недочётах New Super Mario Bros. вряд ли получится. Потому как нет их, недочетов – по крайней мере, существенных. Да, сама по себе концепция не сулит ничего нового – особенно тем, кто играл в предыдущие части Super Mario Bros. на Super Nintendo и Game Boy Advance. И, разумеется, если один только вид жизнерадостного итальянца, его усы, его голос и его эта кепочка! вызывают у вас грусть и задумчивость, тратить время и деньги – глупо. Однако оригинальность ради оригинальности и чтобы ещё оригинальностью погоняла! нам ни к чему. А вот проверенная временем классика от истинных мастеров жанра наверняка найдёт уже нашла! своих поклонников.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ Сергей Овчинников: Прыг-скок, прыг-скок. Нет ничего проще и приятнее незамысловатой платформенной забавы. Ничто не может отвлечь от этого занятия, кроме мысли: «Да ты что – перед тобой же классика!» Живая, вернувшаяся спустя десятилетия, как будто и не было ничего. Эмоции переполняют душу, на глаза наворачиваются слезы умиления.
Артем Шорохов: Первые несколько уровней – подробная калька с образца 1985 года. И тут – Бац! – лопаем «новый» гриб, вырастаем размером с дом и сносим пол-уровня к йошиной бабушке! Отличная метафора и отличное впечатление: Nintendo создала первый в мире ретроблокбастер, ещё раз доказав, что гениальные игры не стареют.
Илья Ченцов: Умирать от первого падения в пропасть сейчас уже не модно. И сохраняться через четыре уровня – тоже. Да и низводить врага, прыгая ему на макушку – так в наше время тоже никто не делает. Кроме самой Nintendo. «Большая N» сделала ультимативный авто-ретро-римейк – и, так сказать, закрыла тему.
Red Cat: Лучший платформер на DS, да и, наверное, вообще лучший платформер на портативных консолях. Единственный серьезный недостаток (он же, впрочем, и достоинство) – сам главный герой, который, невесть почему, вызывает у некоторых стойкую антипатию. Во всем остальном New Super Mario Bros. почти идеальна.
1844 Прочтений • [Обзор игры New Super Mario Bros.] [11.04.2012] [Комментариев: 0]