У жизни в деревне есть свои преимущества и недостатки. В достоинствах – табун девиц на выданье, вскормленных на парном коровьем молоке и пшённой каше с тыквой. В изъянах – все остальное. У главного героя Harvest Moon DS выбора нет: все равно его отправят жить в унылую избушку рядом с заваленным мусором полем. Лейку, соху, косу, топор и молот в зубы – и вперед, работать.
Подъем в шесть утра – и на поле. Заглянуть в хлев, подоить коров, покормить кур… И далее по списку: сажать огурцы, поливать репу, собирать урожай садовой земляники. И никаких вам поблажек, никакой автоматики: лейку надо экипировать, а при необходимости бегать к пруду за водой. Физический труд облагораживает до потери сознания: спустя три-четыре часа герой выдыхается и не может работать. Тогда самое время побродить по деревне, посплетничать, закупиться семенами и инструментами, пропустить пару стаканчиков в баре. А пожилые односельчане укоризненно кивают: «Врен! А почему ты не на поле? Твои родители не будут тобой гордиться!» Девушки нотации читают реже, особенно если к ним подходить с букетом полевых цветов или ожерельем с бриллиантами. Осторожнее: если делать это слишком часто, придется жениться.
Ведьма. Блондинка, олицетворяющая вселенское зло. Украла Богиню Урожая и угрожает превратить Врена в безвольную козявку.На нижний экран можно вывести содержимое рюкзака, карту местности и еще бог знает что.
Все это и называется «симулятором фермера с элементами RPG». Сериал Harvest Moon уже десять с лишним лет следует одной и той же формуле, обрастая нововведениями. То новые виды растений и животных добавят, то трехмерной графикой осчастливят. Увы, туз в рукаве у Harvest Moon DS – отнюдь не козырный. Всего лишь вынесенное на нижний экран DS игровое меню. А возможность чистить стилусом перышки у куриц обрадует лишь тех, кто никогда не видел Nintendogs. Графика осталась на уровне HM: Friends of Mineral Town для GBA трехлетней давности. Даже многие спрайты напрямую скопированы оттуда.
У Harvest Moon DS есть и все стандартные для сериала недостатки. Игра просто недостаточно дружелюбна к новым пользователям. Например, на второй день изучения игры пришлось спрашивать у коллеги, где брать руду для улучшения лейки. Дескать, в магазинах не продают. Коллега подумала и ответила, что насчет DS не знает, а вот в Harvest Moon на GameCube была пещера, где ее можно было добывать. На DS, оказывается, тоже пещера есть. Но почему игра мне на это ни словечком не намекнула? Материал для строительства дома (дерево или камень) можно тоже добывать самостоятельно, как и руду. Но еще его разрешается покупать за деньги. А вот руду – нет. Почему? Наконец, рядом с домом главного героя есть стойло. С сеном и всем таким прочим, и там никто не живет. Но корову покупать нельзя – сначала нужно построить загон для животных. Стойло, как мне потом объяснили, предназначено для лошадок. Но они никем и нигде в начале игры даже не упоминаются! Тогда зачем меня путать бесполезным строением? Да, конечно, в игре можно читать умные книжки о ведении хозяйства, но самые актуальные темы в них обычно опущены.
Как видите, добропорядочного фермера из моего героя не вышло – воспитание не то. Но в следующем году на DS выйдет Rune Factory (она же «Новый Harvest Moon») – ответвление сериала, где есть пошаговые битвы с монстрами. Вот тогда-то жители деревни и поймут, что без Врена им никуда.